Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.06.2017

Статья просмотрена: 882 раза

Библиографическое описание:

Лопатина, К. Е. Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе / К. Е. Лопатина, И. В. Беленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 179-182. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44247/ (дата обращения: 19.10.2024).



Применение вычислительной техники позволяет сегодня разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, интересной, способствует использованию различных способов подачи и визуализации нового материала. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать самостоятельно образовательные ресурсы и широко использовать их в своей педагогической практике.

В современных условиях обучения существует множество вариантов получения образования: очное, заочное, очно-заочное и дистанционное. Последнее в этом списке появилось лишь в 1985 году и представляло собой передачу рукописных, печатных изданий между обучающимися, а также аудио бесед посредством радио, здесь проверка знаний, полученных после прохождения курса, осуществлялось в форме коротких экзаменационных занятий либо вообще не осуществлялось. Второй волной развития дистанционного обучения стало открытие в 1969 году Открытого университета в Великобритании. Было разработано множество специальных курсов с использованием книгопечатания, радио и телевещания. На данном этапе уже велось двухстороннее взаимодействие между обучающимися и их наставниками в виде переписки, консультаций очной формы или краткосрочных курсов по месту жительства обучающегося. Третьим этапом развития дистанционного обучения стало использование современных информационных и коммуникативных технологий.

Такие технологии позволяют осуществлять связь наставника с обучающимся на каждом этапе курса посредством фото, видео, анимации и др. Также данные технологии можно применять как самостоятельно, так и в дополнении к первому и второму этапу развития дистанционного обучения [2].

Также можно выделить преимущества дистанционного обучения [1]:

  1. Максимальная индивидуализация учебного процесса;
  2. Ориентация учащихся на процесс самообразования;
  3. Гибкость организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
  4. Возможность интенсификации процесса обучения;
  5. Разноуровневость содержания образовательного процесса;
  6. Дифференцированный подход к учащимся.

На сегодняшний день существует большое количество дистанционных курсов для учащихся, созданных государственными университетами, общеобразовательными школами, либо предлагаемых частными репетиторами. Любой учитель-предметник также может создать узкоспециализированный дистанционный курс для учащихся своего класса.

Для качественного развития дистанционного обучения необходимо развитие специализированных приложений, позволяющих использовать материалы первой и второй волны развития ДО, современных возможностей компьютера. Проанализировав самые популярные среды для создания дистанционных курсов, по мнению сайта «E-learning инструменты» [4] было выбрано приложение iSpring Suite 8.7 — редактор электронных курсов [4]. В него входят приложения: iSpring QuizMaker (модуль создания тестов и опросов); iSpring Visuals (модуль создания интерактивностей); iSpring Cam (модуль видеозахвата экрана); iSpring TalkMaster (модуль создания диалоговых тренажеров); iSpring Narration Editor (модуль записи и редактирования аудио и видео).

Данное приложение является дополнительным пакетом к Microsoft Power Point. Можно выделить следующие особенности iSpring Suite 8.7:

  1. Качественное воспроизведение всех, привычных для пользователя, элементов презентаций.
  2. Создание иерархию слайдов.
  3. Возможность записи экрана.
  4. Вставка диалогового тренажера.
  5. Вставка объектов из сети Интернет.
  6. Готовый плеер для видео — лекций.
  7. Наличие готовых шаблонов для курсов ДО.

Дистанционное обучение (ДО) открывает новые педагогические возможности, позволяет повысить эффективность обучения, улучшить результаты образования. Элементы ДО могут быть использованы учителями, например: для индивидуализации процесса обучения детей, организации проектной деятельности учащихся, для организации обучения детей, временно не посещающих школу, либо находящихся на домашнем обучении, для преодоления затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения.

Электронные учебные курсы, созданные с iSpring, можно размещать в интернете, отправлять по email, записывать на диск, а также загружать в систему дистанционного обучения. Примеры онлайн-курсов, разработанные в iSpring, можно посмотреть на сайте http://www.ispring.ru/ispring-suite/demos.html.(см. рис. 1).

Рис. 1. Примеры курсов, разработанных в iSpring

В математике дистанционное обучение может заменить внеклассную работу учителя с отстающими или пропускающими какую-либо тему учащимися. Также дистанционное обучение может являться тренажером тем, которые непременно пригодятся всем школьникам и тем, на которые отводится небольшое количество уроков при том, что они являются достаточно трудными для понимания.

Одной из таких тем математике является тема «Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное целых чисел».

Умение находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное целых чисел очень важно для формирования у учащихся школ представлений о числе. Начиная изучать сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, учащиеся школы знакомятся с понятиями НОК и НОД, учатся применять их на практике. Причем изучение данной темы происходит последовательно, впервые учащиеся знакомятся с понятием наибольшего общего делителя, затем с понятием наименьшего общего кратного [3]. В случае нехватки знаний в данной теме становится затруднительным дальнейшее изучение данной темы. Позднее данная тема встречается в задачах на доказательство в старших классах. Продолжается изучение данной темы и в высшей математике, в учебниках для студентов, например А. А. Бухштаба, Л. Я. Куликова, Н. Б. Алфутовой и других тема НОК и НОД занимает отдельные главы.

Исходя из необходимости изучения данной темы и всех перечисленных ранее положительных аспектов дистанционного обучения, удачным решением проблемы будет дистанционный курс для учащихся. Разработанный нами дистанционный курс дает возможность повторить и закрепить знания в данной теме. Курс ориентирован на повторение «НОК и НОД целых чисел». На рисунке (см. рис. 2) представлено меню дистанционного курса, созданное при помощи программы iSpring Suite 8.7.

Рис. 2. Содержание дистанционного курса «НОК и НОД целых чисел»

В начале курса учащемуся предоставляется раздел с необходимым заполнением анкетной формы. Каждый из представленных разделов оснащается видео-уроком, содержащим теоретическую основу, не менее чем 50 упражнениями по теме, а также мини-тестом из 5 вопросов-упражнений (рис. 3), после прохождения, которых учащиеся сразу будут знать свои ошибки по данному разделу и получат соответствующие оценки. В раздел итогового теста размещаются теоретические вопросы, упражнения и задания для закрепления изученного материала.

Рис. 3. Структура теста по главе «НОК и НОД в обыкновенных дробях»

Таким образом, в результате прохождения дистанционного курса учащиеся закрепят тему «Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное целых чисел» и больше не столкнутся с проблемами изучения данной темы. Роль дистанционного обучения в данном случае окажется благоприятной не только для учащегося, но и для учителя, так как существенно сократит время, затраченное на разбор уже пройденной темы.

Программа iSpring платная, но для знакомства и получению первоначальных навыков работы с программой можно скачать на сайте разработчика бесплатную 30-дневную версию. На наш взгляд, использование системы дистанционного обучения iSpring — один из способов эффективного использования современных ИКТ в школе, вузе.

Литература:

  1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1997.
  2. Дистанционное обучение. Информационный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/85281100A7E9E25AC3256F26003E3762/doc.html (дата обращения: 23.05.17).
  3. Математика: 6-й кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург / 33-е изд., испр. М.: Мнемозина, 2015. 288 с.
  4. Официальный сайт «ISpring» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ispring.ru/ (дата обращения: 24.04.2017).
  5. Бесплатные инструменты для электронного обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.free-elearning.ru/courseeditor/ (дата обращения: 12.05.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционный курс, общий делитель, учащийся, курс, волна развития, НОК, целое, число, этап развития.


Похожие статьи

Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики

Использование информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе со студентами на занятиях по математике

Использование мультимедийных средств обучения на уроках истории в специальной (коррекционной) школе

Использование современных технологий в обучении иностранному языку младших школьников

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование дидактических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе

Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ при изучении окружающего мира

Применение информационных технологий в преподавании математики

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Похожие статьи

Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики

Использование информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе со студентами на занятиях по математике

Использование мультимедийных средств обучения на уроках истории в специальной (коррекционной) школе

Использование современных технологий в обучении иностранному языку младших школьников

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование дидактических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе

Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ при изучении окружающего мира

Применение информационных технологий в преподавании математики

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Задать вопрос