Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов технических вузов заочного и дистанционного обучения – категории взрослых обучаемых
Автор: Бесперстова Елена Николаевна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 1070 раз
Библиографическое описание:
Бесперстова, Е. Н. Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов технических вузов заочного и дистанционного обучения – категории взрослых обучаемых / Е. Н. Бесперстова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2309/ (дата обращения: 16.12.2024).
В конце 70-х годов минувшего века мировое сообщество стало ставить достижение социально-экономической стабильности и благоприятные перспективы развития общества в прямую зависимость от образования взрослых. Проблемы профессионального образования взрослых стали активно разрабатывать все развитые страны мира, они попали и в сферу пристального внимания международных организаций. Были сформированы идеи концепции «образования на протяжении всей жизни». Способность человека успешно справляться с вызовами и изменениями в окружающем его мире всё больше и больше отстает от темпов этих изменений и поэтому выходом из этой ситуации видел в доведении компетенции поколения взрослых людей до того уровня, который необходим для их деятельности, адекватной условиям непрерывных изменений окружающего мира. Модель обучения взрослых людей должна учитывать свойства и характеристики взрослого человека, имеющего возрастные физиологические и психологические особенности, наделённого определённым жизненным опытом и социальным статусом, нравственной зрелостью и экономической независимостью, уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения [1, с.167].
Основное от этих отличий состоит в перенесении ответственности за организацию процесса обучения на самого обучающегося при одновременном предоставлении ему ряда свобод в выборе содержания и организационных форм учебной деятельности. Все эти особенности обучения присутствуют в заочной и дистанционной формах обучения. Заочное образование выступает неотъемлемой компонентой высшей школы России начиная с 30-х годов прошлого века, сочетая в себе как традиционные черты, так и специфические особенности. Сейчас заочная форма обучения в вузах может стать мощным ресурсом развития профильного обучения, процессов подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации. Заочное образование в последние годы претерпело весьма существенные изменения. На смену традиционному заочному образованию постепенно приходит дистанционное, появившееся в результате развития высоких технологий. В последнее время дистанционное обучение (ДО) стало глобальным явлением, изменившим облик образования во многих странах мира.
Мировая телекоммуникационная инфраструктура даёт сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Дистанционное образование войдёт в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов. Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объёмным становится принцип гуманизации ДО. Это следует даже из перечня потенциальных потребителей ДО, в числе которых присутствуют люди пенсионного возраста, беременные женщины, инвалиды и раненые в результате боевых действий в горячих точках, офицеры, уволенные в запас и стремящиеся получить гражданское образование, а также взрослые люди, обременённые семьями и работой, считающие, что ДО единственно возможный способ приобрести новые знания и навыки, необходимые на стремительно эволюционирующем рынке труда. В сложившейся социально-экономической ситуации, когда возможности поездок студентов в вуз сопряжены со значительными трудностями, требуется приближение вуза к студенту. Его внедрение в систему подготовки кадров без отрыва от основной деятельности расширяет круг потребительских образовательных услуг, в том числе в малодоступных и малонаселенных регионах страны, сельских районах, удаленных от учебных, научных и культурных центров.
Качество профессиональной подготовки студентов, обучающихся по заочной и дистанционной форме обучения в значительной степени зависит от преобразования образования, которое предполагает:
- создание адаптированной организационно-управляемой модели заочной и дистанционной форм обучения в университете;
- разработку и реализацию технологий и средств дистанционного обучения; внедрение интерактивных форм и методов обучения с использованием новейшей компьютерной и аудио-, видеотехники;
- создание преподавательско-тьютерной среды.
Так, например, для помощи студентам технических вузов как заочного, так и дистанционного обучения в освоении важной для них курса высшая математика, на кафедре «Высшая математика» Самарского государственного университета путей сообщения разрабатывается и внедряется учебно-методическое пособие по технологии модульного обучения. В качестве модуля выступает определённая порция учебного материала – тема, отдельные её разделы, параграфы. Для курса высшей математики отдельными модулями обычно выделяются такие разделы как определители, матрицы, векторная алгебра, производная и её геометрический смысл, неопределённый интеграл и т.д.
Учебно-методическое пособие [4] создается для организации самостоятельной работы студентов при изучении векторной алгебры на основе матричной модели познавательной деятельности, согласно которой усвоение учебного материала студентами происходит в результате поэтапного движения по элементам познавательно-деятельностной матрицы [2,3]. Оно состоит из четырех модулей, каждый из которых имеет различный уровень сложности. Выполнение заданий начинается с – задач первого уровня и, постепенно двигаться по зигзагообразной линии к самому сложному заданию четвёртого уровня.
С целью эффективного формирования системности знаний студентов предлагается усвоение учебного материала начинать с решения задач первого модуля, самого простого, в котором представлено 30 задач первого уровня сложности, который включает четыре учебных элемент. Для удобства студентов в пособии перед учебными заданиями и примерами даётся краткое изложение теоретических понятий и определений. Учебный материал дозируется отдельными тематическими пунктами и в каждой теме приведено по 9 заданий для самостоятельной работы.
Разберём задачу первого уровня сложности на основании познавательно-деятельностной матрицы: найти угол между векторами = (29;11;–6) и = (5;–1;6).
Таблица 1
Последовательность действий |
|
Представляет собой понимание смысла задачи, т.е. нахождение угла между векторами. |
|
Для этого необходимо использовать формулу скалярного произведения и выразить |
|
После успешного усвоения которых, студент может переходить к следующему, более сложному уровню. Второй модуль состоит из задач II уровня сложности, насчитывающих восьми учебных элементов: Таких задач в учебно-методическом комплексе 17. Размер познавательно-деятельностной матрицы в этом случае 4х2.
Третий модуль состоит из задач III уровня сложности, которые содержат двенадцать учебных элементов: Размер познавательно-деятельностной матрицы в этом случае 4х3.
Четвёртый модуль состоит из задач IV уровня сложности, состоящего из шестнадцати учебных элементов: Размер познавательно-деятельностной матрицы в этом случае 4х4.
В конце каждого уровня приведен блок самопроверки, состоящий из тестов соответствующего уровня сложности и методики самостоятельного оценивания своего уровня знаний. Рассмотрим пример тестового зада первого уровня сложности.
Таблица 2
Задание |
Этапы решения |
Варианты ответов |
|
|
Условие задачи заключается в вычислении… |
1. скалярного произведения векторов |
|
Решение задачи можно осуществить… |
1. сложением координат векторов 2. вычитанием координат векторов 3.скалярным умножением векторов
|
||
Алгоритм решения можно представить в виде… |
|
||
Окончательный ответ: |
Считается, что студент освоил тему и может перейти к следующему уровню сложности, если он решил не менее 70% тестового задания. В результате самоконтроля студент определяет свои оценки. Так, при решении от 70 до 80% тестового задания студент заслуживает оценки «удовлетворительно», от 80 до 90% – оценки «хорошо» и от 90 до 100% –«отлично». Если студентом выполнено менее 70% задания, то он не заслуживает положительной оценки и ему необходимо еще раз проработать материал соответствующего уровня сложности. Если студентом усвоено более 70% заданий первого уровня сложности, он может перейти к выполнению заданий второго, более сложного, уровня.
Таблица 3
Сводные данные по распределению учебной информации
для тестирования в каждом модуле
Уровни учебных заданий |
1 |
2 |
3 |
4 |
Общее количество |
Всего заданий |
31 |
17 |
4 |
4 |
56 |
Всего учебных элементов |
124 |
136 |
48 |
64 |
372 |
Таким образом, из таблицы видно, что для того чтобы после проверки результатов тестирования первый модуль считался усвоенным, необходимо из предложенных 31 задания, которые содержат всего 124 учебных элемента, выполнить на оценку «удовлетворительно» от 70% до 80% от общего количества учебных элементов, т.е. (87;99), для оценки «хорошо» необходимо выполнить от 80% до 90% от общего числа учебных элементов, т.е. (99,112), на оценку отлично необходимо выполнить от 90% до 100% от общего числа учебных элементов, т.е. (112,124).
Освоив первый модуль, студент приобретает следующие математические компетенции: иметь представление, что такое вектор, какие действия можно производить с вектором, в частности находить сумму (разность) векторов, как в координатном, так и геометрическим способом, умножать вектор на число, вычислять скалярное, векторное и смешанное произведение, а также на простых примерах видеть использование понятия вектора в задачах механики и физики. Задания, входящие во второй, третий и четвертый модули, являются смешанными задачами, требующими применения нескольких формул и понятий.
Управление образовательной деятельностью студентов такой организацией самостоятельной работы задается постепенно, шаг за шагом, в соответствии с освоением познавательных действий рассматриваемого уровня сложности учебных заданий. Студент приобретает способность понимать математические проблемы и выявлять их сущность, демонстрировать способность к абстракции, умение логически рассуждать. При этом познавательная деятельность осуществляется обучаемым с пониманием самого механизма формирования знаний, в удобное время и в индивидуальном темпе. К тому же разработанный учебно-методический комплекс может быть размещён в электронном виде, что позволяет студентам заочного и дистанционного обучения с помощью компьютера, имеющего доступ в интернет, учиться решать задачи на занятиях, дома, на работе, в пути.
Литература:
Овчинникова Л.П. Инновационные педагогические технологии подготовки специалистов для железнодорожного транспорта по заочной форме обучения // Л.П. Овчинникова. – Самара: Издательство СамГУПС, 2010. – 209 с.
Рябинова Е.Н. Разработка и реализация индивидуально-корректируемой технологии профессионального обучения [Текст] // Е.Н. Рябинова. – Самара.: Издательство СНЦ, 2008. – 238 с.
- Рябинова Е.Н. Формирование познавательно-деятельностной матрицы учебного материала в высшей профессиональной школе // Е.Н. Рябинова. Самара: Издательство СНЦ, 2008. – 245 с.
Рябинова Е.Н., Бесперстова Е.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов технического университета при изучении векторной алгебры: учебно-методическое пособие. – Самара: «Издательство СамГУПС», 2012.– 162 с.