Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната).
Дистанционное обучение не является новой технологией обучения. Дистанционное обучение существует десятки лет. При этом основным способом доставки знаний учащимся была обычная почта [1].
Современные информационные технологии активно внедряются в учебно-образовательный процесс. Учебные заведения оснащаются разнообразным сетевым оборудованием и компьютерной техникой, позволяющих их интегрироваться во всемирную сеть Интернет. Все это изменило дистанционное обучение и сделало его действительно эффективным в современном мире.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно [2].
Для организации дистанционного обучения существует несколько видов ДОТ, это такие как:
‒ кейсовая технология;
‒ интернет-технология;
‒ телекоммуникационная технология.
Рассмотрим подробней особенности каждой из технологий.
- Кейсовая технология — дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации.
- Интернет-технология (сетевая технология) — это дистанционная образовательная технология, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от местонахождения его субъектов.
- Телекоммуникационная (информационно- спутниковая) технология — дистанционная образовательная технология, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения [3].
Существует большое разнообразие целей внедрения в образовательный процесс ДОТ, основными из которых являются:
‒ привлечение новых студентов посредством внедрения новой формы обучения;
‒ улучшение качества образовательных услуг путем предоставления новых, более удобных путей доступа к учебным материалам;
‒ повышение качества обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.;
‒ предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания, а также возможности самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
‒ снижение затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
‒ создание единой образовательной среды (особенно актуально для корпоративного обучения).
Недостатки дистанционного обучения:
‒ Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.
‒ Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность.
‒ Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
‒ Невозможно сказать, кто на другом конце провода. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
‒ Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
‒ Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
‒ Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
‒ Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
‒ Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.
Исходя, из выше изложенных недостатков мною были сделаны выводы:
‒ Формирование и развитие системы дистанционного обучения представляет собой сложный многосторонний процесс, связанный с решением комплекса проблем.
‒ Целесообразным представляется такой подход, при котором на первом этапе дистанционное обучение будет использоваться как дополнительная база знаний к основному учебному курсу. Например, контроль знаний будет осуществляться традиционными способами [4].
‒ В систему дистанционного обучения рекомендуется выкладывать лекции и задания для студентов, обучающихся по индивидуальному плану, а также для студентов, которые по различным причинам не имеют возможности посещать занятия.
Я в своей работе использую дистанционные образовательные технологии следующим образом, разрабатываю электронные курсы дисциплин или профессиональных модулей, которые можно размещать на локальном веб — сервере, на хостинге в Интернете, в группах соцсетях или просто копировать на отдельные электронные носители, включая флешки, смартфоны, планшеты, ноутбуки, персональные компьютеры.
Разработанные мной электронные курсы включают в себя разнообразные и столь необходимый при подготовке к квалификационным экзаменам материал:
‒ лекции;
‒ мультимедиа (обучающие видеоролики, различные иллюстрационные схемы и принскрины прикладных программ);
‒ циклы практических и лабораторных работ по темам с подробным описанием их выполнения;
‒ вопросы для самоконтроля по пройденным темам;
‒ электронное тестирование с выводом анализа ответов и итогов теста.
Таким образом, можно апробировать созданные преподавателями дистанционные курсы, и в то же время преподавателям и студентам адаптироваться к среде системы дистанционного обучения.
Для разработки электронных курсов я использую программный продукт IBM(R) WorkplaceCollaborativeLearning. Данное средство разработки является последним поколением программных продуктов IBM для дистанционного обучения (предназначено прежде всего для корпоративных пользователей, но может быть использовано также для учебных заведений), которое реализует разнообразные возможности обучения групп студентов независимо от их нахождения, а также учет их работы и оценок.
Данный программный продукт — средство разработки курса имеет два отдельных режима. Для создания структуры курса служит режим планировщика. Для создания страниц содержимого курса и зачетов по курсу служит режим разработки. Средство разработки предназначено для разработчиков курса, использующих свою собственную рабочую станцию.
Рассмотрим работу в режиме планировщика.
Редактор планировщика позволяет построить план курса и затем упаковать его в формат, который может быть поставлен студентам.
Подобно тому, как перед написанием научной статьи вы сначала пишите ее тезисы, так и средство разработки позволяет создать по крайней мере частичный план курса перед тем, как вы начнете заполнять содержимым его учебные страницы.
В режиме разработки нам предоставлены редактор макета и текстовый редактор доступны для двух типов элементов курса в макете курса — страниц содержимого и зачетов. Данные редакторы позволяют создать свои собственные учебные страницы и включить их в курс. В этом режиме разрабатываются учебные страницы, содержащие графику, текст, кнопки, элементы управления перемещением и команды программирования. Стиль, выбранный при создании курса, определяет макет страницы по умолчанию, но можно изменить вид всех страниц курса или отдельных страниц.
Последним шагом в разработке курса является его упаковка и поставка. Эта процедура выполняется при работе в режиме планировщика с помощью команд упаковки для создания модуля курса [5].
Данный программный продукт позволяет сделать процесс образования, отвечающим реалиям сегодняшнего дня. Сетевые технологии позволяют преподносить информацию таким образом, чтобы удовлетворить учебные запросы каждого ученика, осуществить индивидуальный подход в обучении, эффективно реализовать системно-деятельностный подход [1]
Литература:
- Парфёнова А. В. Информационно-образовательный портал Содружества независимых государств «Оболочка дистанционного обучения moodle как средство реализации системно-деятельностного подхода» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cis.rudn.ru/doc/2289.
- Система дистанционного обучения БашГу: Что такое дистанционное обучение [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://sdo.bashedu.ru/mod/page/view.php?id=4785.
- Нормативные документы: Дистанционное обучение и образование. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dstudy.ru/?type=page&page=3b1e2ec9-f295–40f4–9c7e-9115c8d2f7fb&item=580880e7–5f6d-4c93–902b-bda6131507a8.
- Платонов А.А. Некоторые практические аспекты внедрения системы дистанционного образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/2011/section/179/92678/ «ИТО-Саратов-2011".
- Справка к программе Workplace Collaborative Learning Authoring Tool.
- IBM DEVELOPERWORKS [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ibm.com/developerworks/lotus/library/LWP-script.
- Педагогика, образование, воспитание–Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://scibook.net/obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennyie/lotus-workplace-collaborative-45321.html Lotus Workplace Collaborative Learning.