В настоящее время дистанционное обучение становится все более востребованным и уверенно занимает лидирующие позиции в системе образования. Дистанционное образование — это общение, передача знаний от учителя к ученику на расстоянии, реализуемом с помощью интернет-технологий и других средств, обеспечивающих интерактивное отображение.
Следует отметить, что в использовании технологий дистанционного обучения заинтересованы не только образовательные учреждения. Большое количество коммерческих компаний по всему миру используют возможность обучения своих сотрудников и клиентов через Интернет. Одной из таких компаний является американская компания Cisco — мировой лидер в области сетевых технологий [2]. Наши отечественные компании также в полной мере оценили преимущества. Так, одна из ведущих ИТ-компаний «СИБИНТЕК», решила присоединиться к дистанционному образованию.
Общество с ограниченной ответственностью Инжиринговая компания «СИБИНТЕК» работает на рынке ИТ-сервиса и аутсорсинга с 1999 года и является одним из лидеров отрасли. В портфеле компетенций «СИБИНТЕК» представлен широкий спектр услуг сервисного обслуживания предприятий, системной интеграции, автоматизации технологических процессов, разработки и внедрения информационных систем, бизнес-консалтинга и сервисной интеграции, проектной деятельности и бизнес-приложений, комплексного создания ИТ-инфраструктуры и внедрения систем связи.
Для организации очного обучения сотрудников компания должна затратить достаточно большие средства, включающие не только оплату за обучение, но и расходы на проезд, проживание и т. п. Поэтому руководством компании было принято решение об организации обучения своих сотрудников без отрыва от работы.
Существуют готовые решения для организации дистанционного обучения. В настоящее время существуют две основные ветви систем организации электронного обучения:
- коммерческие LMS\LCMS;
- свободно распространяемые LMS\LCMS.
Для сравнительного анализа функционала некоторых LMS был выбран ряд критериев и по ним определен интегральный показатель качества каждого продукта.
Таблица 1
Сравнительный анализ платформ дистанционного обучения
Системы |
СДО «Доцент» |
СДО «WebTutor» |
СДО «RedClass» |
СДО «Moodle» |
1.Регистрация слушателей через сайт (самостоятельная) |
- |
- |
+ |
+ |
2.Наличие Журнала посещений |
- |
+ |
+ |
+ |
3.Управление данными по курсам (наличие групп, стоимость обучения) |
- |
- |
- |
+ |
4.Управление новостями |
- |
- |
- |
+ |
5.Зачетная книжка у пользователей |
+ |
+ |
+ |
+ |
Интегральная оценка |
20 % (1/5) |
40 % (2/5) |
60 % (3/5) |
100 % (4/5) |
Таким образом, наиболее оптимальным средством среди свободно распространяемых LMS является система Moodle, актуальной версией которой на сегодня является Moodle 3.5.
Платформу Moodle можно рассматривать как виртуальную среду для организации обучения и совместной работы. Некоторые из крупнейших университетов мира, включая лидеров информационных технологий в этой области, используют эту платформу для создания сети систем поддержки и дистанционного обучения, для организации групповой работы, в том числе для работы исследовательских групп, для создания портфолио отдельных пользователей [1].
Moodle — это набор программных средств, предназначенных для упрощения работы преподавателей и студентов в процессе организации обучения. Кроме того, Moodle может служить средством взаимодействия, например, исследовательскими группами. При работе с учебными курсами Moodle предоставляет дополнительные возможности для интенсификации и повышения эффективности процесса преподавания и обучения [3]. Для совместной работы в Moodle есть набор инструментов для коммуникации и групповой деятельности, как на рабочем месте, так и удаленно.
Основным инструментарием Moodle являются:
- Электронные лекции с техникой обратной связи
- Задания в тестовой форме 10 типов + дополнительные типы
- Средства обратной связи
- Инструменты совместной работы — WIKI
- Глоссарий
Целью данной статьи было проанализировать сферы дистанционного образования в России и в мире, в целом. Рассмотреть основные системы дистанционного обучения, их свойства характеристики, а также инструментарий. Провести анализ достоинств и недостатков для дальнейшей разработки собственного курса.
Литература:
- Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL (http://ru.wikipedia.org/).
- Гаевская Е. Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СпбГУ, 2007. 55 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: [учебное пособие] / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. И доп. — Москва: Академия, 2008. — 268 с.
- Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — Москва: Academia, 2006. — 391 с.