Исследование технологий дистанционного обучения при подготовке специалистов в области автоматизации и управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 1950 раз

Библиографическое описание:

Науменко, Е. Н. Исследование технологий дистанционного обучения при подготовке специалистов в области автоматизации и управления / Е. Н. Науменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7023/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящий момент очень остро стоит вопрос при подготовке специалистов в области автоматизации технологических процессов и производств. Бурное развитие информационных систем позволяет по-новому  подойти к обучению подобных специалистов с использованием технологий дистанционного обучения.

Термин дистанционное образование (ДО) означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Дистанционное образование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

На сегодняшний день развитие компьютерной техники, возможности использование сетей передачи данных, развитие новых методик построения сложных систем привело к тому, что информатизация и автоматизация любой сферы человеческой деятельности являются залогом прогрессивного развития.

Одним из важнейших направлений развития современных образовательных технологий является разработка систем дистанционного обучения и научных исследований и внедрения на их основе стандартов открытого образования. Необходимо создание системы дистанционного измерения и управления экспериментом (СУДЭ), так как преимуществами настоящего проекта являются возможность обслуживания одним сервером виртуальной лаборатории большого число учебных групп факультета, вуза и даже нескольких вузов, находящихся в разных городах, в том числе и студентов, обучающихся удаленно.

При создании СДУЭ уникальной установкой на первом его этапе необходимым условием является ее локальная автоматизация, то есть создание автоматизированной информационно-измерительной и управляющей системы для установки, стенда или лабораторного макета. На втором этапе локальная автоматизированная система установки сопрягается с сетевыми и телекоммуникационными ресурсами (локальные, мобильные, глобальные сети), обеспечивающими дистанционный доступ к установке исследователю или студенту.

Основными компонентами системы являются:

-                   удаленные пользователи;

-                   главный сервер;

-                   дистанционные автоматизированные учебные лаборатории (ДАУЛ);

-                   вычислительные центры и компьютерные классы ВУЗа.

Основу дистанционной лаборатории составляет лабораторный сервер, подключение лабораторных установок к которому осуществляется посредством устройств ввода-вывода, устанавливаемых либо на его системных шинах, либо подключаемых посредством соответствующих портов (COM, USB). [1]

Но необходимо сначала определиться с платформой создания СДУЭ. На основе анализа существующих бесплатных платформ мной были выделены следующие: ATutor, Claroline, Dokeos, LAMS, Moodle, OLAT, OpenACS, Sakai. Основными критериями отбора были выбраны степень поддержки системы и многоязыковое сопровождение.

ATutor представляет собой свободно распространяемую web-ориентированную систему управления учебным контентом, разработанную с учетом идей доступности и адаптируемости. Администраторы могут обновить или инсталлировать Atutor за несколько минут, разработать собственные шаблоны оформления системы. Преподаватели могут быстро собирать, структурировать содержание учебного материала для проведения занятий on-line. Обучаемы работают с гибкой, адаптивной средой обучения.

Claroline (Classroom Online) — платформа построения сайтов дистанционного обучения, созданная с учетом пожеланий преподавателей. Приложение было создано в институте педагогики и мультимедиа католического университета в Лувене. Продукт бесплатен и доступен. Она может принять до 20000 учащихся. Claroline позволяет создавать уроки, редактировать их содержимое, управлять ими. Приложение включает генератор викторин, форумы, календарь, функцию разграничения доступа к документам, каталог ссылок, систему контроля за успехами обучаемого, модуль авторизации.

Dokeos — платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке (fork) Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении.

Dokeos — результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали: изменить ориентацию приложения. Теперь оно подойдет скорее организациям, чем университетам. Дело в том, что Claroline прекрасно адаптирована для университетской среды, что выражается в поддержке большого количества учеников и курсов. Dokeos, как нам кажется, больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия.

Dokeos бесплатен и останется таковым, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться.

LAMS. Спецификация IMS Learning Designбыла подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands — OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса.

На основе данной спецификациибыла создана «Система управления последовательностью учебных действий» Learning Activity Management System (LAMS). LAMS предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, позволяющие задавать последовательность видов учебной деятельности.

LAMS представляет собой революционно новое приложение для создания и управления электронными образовательными ресурсами. Она предоставляет преподавателю интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.

OLAT. Разработка системы началась еще в 1999 году в University of Zurich, Switzerland, где она является основной образовательной платформой электронного обучения.

OpenACS (Open Architecture Community System) это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.

Sakai представляет собой онлайн систему организации учебного образовательного пространства. Sakai является системой с полностью открытым исходным кодом, которая поддерживается сообществом разработчиков. В систему интегрирована поддержка стандартов и спецификаций IMS Common Cartridge, SCORM.

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Moodle — это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах — это дает возможность «заточить» ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами.

Преимущества Moodle:

-        распространяется в открытом исходном коде — возможность “заточки” под особенности конкретного образовательного проекта, разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;

-        Ориентирована на коллаборативные технологии обучения — позволяет организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями;

-        широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и др.

-        возможность использовать любую систему оценивания (балльную, словесную)

-        полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио)

-        соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;

-        программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур;

В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса.

К таким элементам относятся:

-        Wiki, который позволяет создавать документ несколькими людьми сразу с помощью простого языка разметки прямо в окне браузера, то есть с его помощью учащиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.

-        Анкеты. Этот элемент предоставляет несколько способов обследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.

-        Глоссарий. С помощью него создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.

-        Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.

-        Опрос. Одно из его применений — проводить голосование среди учеников. Это может быть полезным в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.

-        Пояснение. Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.

-        Тесты. Этот элемент позволяет учителю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других).

-        Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую.

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный и интуитивно понятный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. С помощью фильтров системы на всех страницах курса осуществляется автоматическое создание ссылок на существующие ресурсы и записи глоссариев.

Для всех элементов курса возможно оценивание, в том числе по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок. Для курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе, где за выбранный промежуток времени преподаватель может увидеть новых зачисленных студентов, новые сообщения в форумах, законченные попытки прохождения тестов и других элементов курса.

Кроме того, на странице блогов можно детально просмотреть, какие действия выполнялись в курсе различными участниками. В Moodle активно используется e-mail-рассылки копий сообщений с форумов, отзывов учителей, есть возможность отправки e-mail сообщений произвольной группе участников курса.

Web-сайт Moodle бесплатно оказывает пользователям платформы качественную поддержку. Этому способствует многочисленное российское сообщество пользователей данной системы.

Литература:

1.      СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЗДАНИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА В ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Электронный ресурс] — [2013].- Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/8257.doc

2.      ОБЗОР БЕСПЛАТНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ [Электронный ресурс] — [2013].- Режим доступа: http://www.e-college.ru/elearning/analytics/a0002/

Основные термины (генерируются автоматически): LAMS, дистанционное обучение, IMS, OLAT, учебный процесс, возможность, курс, преподаватель, система, элемент курса.


Похожие статьи

Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов

Формирование компетенций при изучении дисциплины «Математические методы и модели в расчетах на ЭВМ»

Проблемы и перспективы реализации IT-технологий в обучении специалистов системы СПО

Способы оценки эффективности управления проектами в маркетинговой сфере

Организация процесса управления инновационной деятельностью в нефтегазовой отрасли

Применение геоинформационных систем в отраслях производственной деятельности

Использование информационных технологий в повышении эффективности систем управления персоналом предприятия

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля

Системы управления контентом и использование их функционала при обучении информационным технологиям студентов гуманитарных и экономических специальностей в высших учебных заведениях

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования

Похожие статьи

Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов

Формирование компетенций при изучении дисциплины «Математические методы и модели в расчетах на ЭВМ»

Проблемы и перспективы реализации IT-технологий в обучении специалистов системы СПО

Способы оценки эффективности управления проектами в маркетинговой сфере

Организация процесса управления инновационной деятельностью в нефтегазовой отрасли

Применение геоинформационных систем в отраслях производственной деятельности

Использование информационных технологий в повышении эффективности систем управления персоналом предприятия

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля

Системы управления контентом и использование их функционала при обучении информационным технологиям студентов гуманитарных и экономических специальностей в высших учебных заведениях

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования

Задать вопрос