Разработка сервиса по созданию дистанционных курсов на базе портала Новгородского университета имени Ярослава Мудрого | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.10.2016

Статья просмотрена: 385 раз

Библиографическое описание:

Фирко, В. А. Разработка сервиса по созданию дистанционных курсов на базе портала Новгородского университета имени Ярослава Мудрого / В. А. Фирко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 761-767. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34602/ (дата обращения: 23.12.2024).



Дистанционное обучение (ДО) — это способ обучения на расстоянии, при котором учитель и учащиеся физически находятся в различных местах, а взаимодействие между ними реализуется специфичными средствами Интернет-технологий. В настоящее время технологии дистанционного обучения становятся все более востребованы обществом и широко применяются как в сфере образования (получение высшего образования, повышение квалификации), так и в бизнесе (оперативное обучение сотрудников компаний, потребителей услуг). Организация и проведение дистанционного обучения реализуются с помощью системы дистанционного обучения, которая автоматизирует такие задачи как администрирование, работа с пользователями, предоставление учебного контента, реализация обратной связи с преподавателем, формирование отчётов деятельности учащихся. На этапе выбора системы дистанционного обучения требуется оценить существующие на рынке системы и платформы и выбрать наиболее подходящую, исходя из особенностей образовательного проекта.

1 Сравнение систем ДО

1.1 Коммерческие системы ДО

Проблема выбора платформы, на которой будет построена виртуальная обучающая среда является ключевой, и этот выбор зависит от целого ряда факторов: какие функциональные характеристики должны присутствовать, на каких пользователей ориентирована среда, качество технической поддержки и, что немаловажно, стоимость платформы [1].

Коммерческие системы дистанционного обучения предоставляют высокий уровень поддержки пользователей, регулярные обновления и общую надежность платформы. Однако исходный код системы недоступен технической поддержке организации, поэтому даже небольшие изменения на уровне пользователя не представляются возможными. Организация может попытаться выйти на контакт с компанией-производителем и высказать предложения об усовершенствовании, но очень маловероятно, что идеи будут воплощены за короткий промежуток времени.Кроме того, к минусам коммерческих систем дистанционного обучения можно отнести высокую стоимость любого коммерческого продукта, регулярные выплаты за лицензию и за увеличившееся количество пользователей [2]. Наиболее популярными коммерческими системами дистанционного обучения являются JoomlaLMS, IBM Lotus Workplace Collaborative Learning, WebTutor, Oracle Learning Management.

1.2 Свободные системы ДО

Свободное программное обеспечение является наиболее естественным выбором для образовательных проектов, такое обучающее программное обеспечение может функционировать как инструмент, ориентированный на обучающегося, как основа для гибкого, допускающего изменения обучения, адаптированного для той или иной учебной программы. Лидером среди свободных систем дистанционного обучения является платформа Moodle [3]. Moodle — система управления курсами, представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями.

Преимуществами Moodle являются:

– предоставление исходных кодов — возможность доработать под особенности конкретного образовательного проекта, возможность разработки дополнительных модулей, возможность интеграции с другими системами;

– ориентация на коллаборативные технологии обучения — позволяет организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, обмена знаниями;

– предоставление возможностей для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и др.;

– возможность использовать различные системы оценивания (балльную, словесную и т. д.);

– возможность получения полной информации о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио);

– развитое сообщество разработчиков и пользователей.

В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса.

К таким элементам относятся:

– Wiki. Позволяет создавать документ несколькими людьми сразу, с его помощью учащиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое.

– Анкета. Предоставляет несколько видов анкетирования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.

– Глоссарий. Создание основного словаря понятий, используемых в курсе.

– Задания. Постановка задачи, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и прислать преподавателю на проверку.

– Опрос. Проведение голосований среди учеников.

– Пояснение. Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса, поясняющих назначение инструмента.

– Тесты. Создание набора тестовых вопросов различных типов: множественный выбор, верно/не верно, на соответствие, короткий ответ, числовой, вычисляемый.

– Лекция. Преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме.

Изменяя сочетания различных элементов и ресурсов курса, преподаватель организует изучение материала так, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий [4].

Таким образом, было принято решение развернуть площадку дистанционного обучения на базе платформы Moodle, которая сейчас предоставляет порядка 500 курсов высшего, среднего и дополнительного образования. Основной проблемой для пользователей систем ДО является сложность перехода от классического формата курса к дистанционному. Проблемы возникают не только на этапе разработки дистанционного курса, но и на этапе обучения студентов.

2 Сервис по разработке курсов дистанционного обучения

Для помощи преподавателям был разработан сервис по созданию, размещению, продвижению и сопровождению курсов дистанционного образования (рис.1). Проект был поддержан грантом от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по ФЦП «Умник», представительством Фонда в Новгородской области является департамент образования и молодежной политики Новгородской Области [5].

C:\Users\Юзер\Downloads\структура (1).png

Рис. 1. ДО-сервис

Сервис позволяет создавать курсы дистанционного обучения в полуавтоматическом режиме, полностью стандартизируя взаимодействие автора и разработчика.

Для решения вопросов, связанных с порядком взаимодействия заказчика курса и исполнителя, был разработан алгоритм (рис.2).

C:\Users\Юзер\Downloads\диаграмма последовательности (1).png

Рис. 2. Разработка курса ДО

С системой работают 3 категории пользователей: заказчик, специалист учебно-методического управления (УМУ) НовГУ и исполнитель.

Заказчик может оформлять, редактировать, удалять заявку и просматривать общую информацию о всех заявках, размещенных на сервисе.

Специалист УМУ на основании заявки принимает решение об ее одобрении и передачи на разработку исполнителю. Кроме того, специалист УМУ принимает решение о назначении конечного исполнителя заявки из списка возможных.

Исполнители могут откликаться на выполнение заявки и при назначении разработчиком курса выполнять заявку (рис.3).

1

Рис. 3. Группы пользователей

Началом взаимодействия является оформление заказчиком заявки на создание курса в системе «ДО-сервис». Заказчику предлагается максимально полно отразить всю информацию о своем курсе и загрузить материалы в систему (рис.4).

оформление заявки

Рис. 4. Оформление заявки на создание курса дистанционного обучения

Сотрудникам УМУ приходит уведомление о поступлении новой заявки, после чего происходит рассмотрение материалов. В зависимости от корректности материалов, загруженных заказчиком в систему ДО-сервиса, принимается решение об одобрении или отклонении заявки (рис.5).

УМУ

Рис. 5. Роль «специалист УМУ»

После одобрения заявки всем зарегистрированным в системе исполнителям приходит уведомление о новой утвержденной заявке. Исполнители могут откликнуться на заявку, указав количество часов на выполнение (рис.6).

исполнитель

Рис. 6. Роль «исполнитель»

Специалист УМУ из списка возможных исполнителей выбирает конечного, после чего исполнителю заявки приходит уведомление о его утверждении. После утверждения заявки исполнитель может связаться с заказчиком для решения возникших вопросов или запросить дополнительные материалы. Далее начинается процесс разработки курса, результатом которого является готовый курс дистанционного обучения, соответствующий международному стандарту SCORM. Исполнитель помечает курс в системе ДО-сервиса как разработанный, после чего заказчик получает уведомление о создании курса и ссылку на него. Права на разработанный курс передаются заказчику вместе с инструкцией по редактированию и администрированию курса. Также на базе сервиса осуществляется сопровождение курса и его техническое обслуживание.

Вся работа программного модуля осуществляется через web-интерфейс. Для упрощения работы с авторами и создания единого образовательного ресурса интерфейс сервиса интегрирован с порталом университета. Внешнее оформление интерфейса соответствует оформлению страниц портала и поддерживает смену тем.

3 Создание курсов ДО

На данный момент через ДО-сервис создано порядка 20 курсов дистанционного обучения, в числе потребителей сервиса — региональное представительство компании cisco, организация «Водитель плюс», школы Новгородской области и НовГУ. Самыми крупными и активно развивающимися курсами являются «Подготовка водителей транспортных средств категории В», «Подготовка водителей транспортных средств категории А», «Сестринское дело в терапии и гериатрии», «Медицинская генетика», «Биоэтика», «Общая психология» (рис.7).

гериатрия

Рис. 7. курс «Сестринское дело в терапии и гериатрии»

Литература:

  1. ГиперМетод // Система дистанционного обучения. URL: http://hypermethod.ru/menu/1/1 (дата обращения: 24.10.2016).
  2. Ракурс. Курсы дистанционного обучения // Выбор системы для удаленного обучения. URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=13 (датаобращения: 24.10.2016).
  3. Moodle // Documentation. URL: http://moodle.org (дата обращения: 24.10.2016).
  4. Открытые технологии // Преимущества Moodle. URL: http://opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (дата обращения: 24.10.2016).
  5. Фонд содействия инновациям // Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: http://umnik.fasie.ru/o-fonde/ (дата обращения: 24.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, курс, система, исполнитель, Новгородская область, создание курса, IBM, SCORM, образовательный проект, Подготовка водителей.


Похожие статьи

Разработка электронного учебника по дисциплине «информатика» для студентов аграрного вуза

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Разработка интерактивных методов обучения для проведения уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов военного вуза

Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей старшего дошкольного возраста»

Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала салона красоты (на примере салона «Ананас» г. Якутска)

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Работа со множествами» для студентов бакалавриата

Похожие статьи

Разработка электронного учебника по дисциплине «информатика» для студентов аграрного вуза

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Разработка интерактивных методов обучения для проведения уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов военного вуза

Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей старшего дошкольного возраста»

Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала салона красоты (на примере салона «Ананас» г. Якутска)

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Работа со множествами» для студентов бакалавриата

Задать вопрос