Создание открытой сетевой информационной системы дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 01.07.2019

Статья просмотрена: 598 раз

Библиографическое описание:

Трунова, Л. В. Создание открытой сетевой информационной системы дистанционного обучения / Л. В. Трунова, К. И. Кружков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 48-59. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61235/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья содержит основные этапы исследовательской работы в области создание открытой сетевой информационной системы дистанционного обучения.

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната). Дистанционное обучение не является новой технологией обучения. Дистанционное обучение существует десятки лет. При этом основным способом доставки знаний учащимся была обычная почта.

Современные информационные технологии активно внедряются в учебно-образовательный процесс. Учебные заведения оснащаются разнообразным сетевым оборудованием и компьютерной техникой, позволяющих их интегрироваться во всемирную сеть Интернет. Все это изменило дистанционное обучение и сделало его действительно эффективным в современном мире. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.

Актуальность темы определяется тем, дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Помимо этого, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям вне зависимости от социального положения и состояния здоровья.

Существует большое разнообразие целей внедрения в образовательный процесс систем ДО, основными из которых являются:

– привлечение новых студентов посредством внедрения новой формы обучения;

– предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения равных образовательных возможностей в любых районах страны и за ее рубежами;

– улучшение качества образовательных услуг путем предоставления новых, более удобных путей доступа к учебным материалам;

– повышение качества обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.;

– повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений;

– возможность получения как базового, так и дополнительного образования параллельно с основной деятельностью;

– интеграция с очной и заочной формами обучения, совершенствуя и развивая их;

– создание условий для непрерывного образования;

– предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания, а также возможности самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;

– снижение затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

– создание единой образовательной среды (особенно актуально для корпоративного обучения);

– расширение образовательной среды в России на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования;

– обеспечение принципиально нового уровня доступности образования при сохранении его качества.

На основании вышеизложенного в исследовательской работе разработаны критерии выбора платформы для организации СДО. К ним относятся такие как:

– Функциональность. Подразумевает наличие у платформы необходимых опций, в числе которых чаты, форумы, управление курсами, анализ активности обучаемых и т. п.

– Стабильность, т. е. степень устойчивости работы при различных режимах работы и нагрузке в зависимости от степени активности пользователей.

– Удобство использования. Один из важнейших параметров, влияющий на качество учебного процесса.

– Удобство и простота администрирования и обновления контента.

– Стоимость. Складывается из стоимости покупки платформы и дальнейшего сопровождения.

– Масштабируемость. Система должна быть гибкой и способной расширяться как в связи с приростом количества обучаемых, так и путем добавления новых программ и курсов.

– Мультимедийность. Системы должны предоставлять возможность использования в качестве инструментов обучения не только текстовые и графические файлы, а также видео, аудио, 3D-графику и т. п.

– Качество техподдержки.

Ввиду разнообразия программного обеспечения и Интернет-сервисов для создания СДО, необходимо проанализировать имеющиеся на рынке СДО. Результаты анализа сведены в таблицу 1.


Таблица 1

Сравнительный анализ Интернет-сервисов ипрограммного обеспечения для организации СДО

Критерии

Moodle

ATutor

FormaLMS

iSpring

Ё-СТАДИ

Sakai

Teachbase

Mirapolis

WebTutor

Языки приложения

PHP

PHP

PHP

PHP

PHP

PHP

Java

PHP

Java

Субд

MySQL

MySQL

MySQL

MySQL, Oracle, hsqldb

MySQL

MySQL, Oracle, hsqldb

MySQL, Oracle

MySQL

MySQL, Oracle

Лицензии

GNU/GPL

GNU/GPL

GPL2

GNU/GPL

GNU/GPL

GPL2

GNU/GPL

Тесты

GPL2

Русский язык

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Система проверки знаний

тесты, задания, семинары

Тесты

тесты, задания, семинары

тесты, задания, семинары

тесты, задания, семинары

тесты, задания, семинары

тесты, задания, семинары

тесты

тесты, задания, семинары

Демонстрационный сервер

+

+

-

+

+

+

-

+

-

SCORM

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Функциональность

+

+

-

+

+

+

+

-

-

Стабильность

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Удобство использования

+

-

-

+

+

-

-

-

+

Удобство администрирования

+

+

+

+

+

+

-

-

-

Техническая поддержка

+

+

+

+

+

-

-

-

+

Мультимедийность

+

+

-

+

+

+

-

+

-

Масштабируемость

+

+

+

+

+

+

+

+

+


Для проектирования системы ДО был выбран сервис iSpring Online

Организация образовательного пространства специальности 09.02.02 Компьютерные сети по средствам системы ДО

На подготовительном этапе выполнялся сбор материалов специальности 09.02.02 Компьютерные сети для размещения на Интернет-сервисе.

Этап 1. Определение основных целей создания СДО.

Целью создания СДО является формирование образовательного пространства для взаимодействия преподавателей со студентами специальности 09.02.02 Компьютерные сети.

Задачи СДО:

  1. Обеспечить открытость обучающего пространства для обучающихся.
  2. Обеспечить возможность обучения в привычной комфортной обстановке, не выходя из дома или офиса с установкой индивидуальных сроков обучения с учетом личных особенностей каждого студента.
  3. Развить способности к самоорганизации и самостоятельности, необходимой для обучения, при этом есть возможность связаться с преподавателем и получить необходимую консультацию.
  4. Сэкономить денежные средства для обучающихся, поскольку дистанционное образование стоит дешевле, чем очное в учебном заведении.

Этап 2. Создание технического задания.

Платформа СДО должен удовлетворять следующим требованиям:

– Мощный инструмент разработки учебных материалов и облачной СДО. не требующей специальной подготовки, с интерфейсом, который выглядит современно и интуитивно понятен.

– Мобильное обучение. Учебный курс можно запустить с любого устройства: ноутбука, планшета и телефона. Специальное мобильное приложение обеспечивает доступ к учебным материалам даже без подключения к интернету, например, в самолете или поезде.

– Вебинары. Живые онлайн-трансляции позволяют одновременно обучать студентов из разных городов. Записи всех вебинаров сохраняются, и их можно посмотреть в любое время.

– Безлимитное облачное хранилище. В СДО можно загрузить любое количество курсов, видео.

– Детальная статистика. Система собирает детальную статистику и помогает вам отслеживать, кто действительно учится, а кто нет. С ее помощью удобно контролировать уровень подготовки в каждом подразделении и оценивать успеваемость сотрудников.

– Контроль качества курсов. Отчеты по учебным материалам покажут, какие темы в курсе слишком легкие для пользователей, а какие вызывают серьезные трудности.

Структура портала СДО должен иметь следующие элементы:

  1. Административный элемент. Стартовая страница системы до регистрации, носит презентационный характер: представляет систему дистанционного обучения посетителю, информирует о возможности зарегистрироваться для полноценного доступа к ресурсам системы, открывает список курсов, выполненных проектов и т. д.
  2. Элемент «Деканат» выступает как представитель деканата в традиционном обучении с соответствующим набором задач: объединение студентов в учебные группы, подгруппы; проведение контроля успеваемости, ведение автоматизированного журнала посещений, составление расписания.
  3. Информационно-знаниевая подсистема позволяет разрабатывать и поддерживать различные виды курсов (по структуре, формату, срокам). Данная подсистема позволяет создавать учебно-методические курсы преподавания различных дисциплин учебного плана, разрабатываемые преподавателями.
  4. Элемент «Лабораторные практикумы» содержит три основных компонента:

– коллекцию фото- и видеоматериалов лабораторных практикумов (различного формата — фото, видео, флэш). Материалы могут быть встроены в систему либо представлены в формате ссылок на ресурсы Сети. Соответствующее видео может оцениваться и комментироваться.

– комплект имитационных лабораторных работ;

– список лабораторных работ, который можно провести в кооперации с партнерами из других учебных заведений и научных организаций.

По результатам исследования делаем следующие выводы:

  1. Ключевой функцией преподавателя дистанционного курса является обеспечение конструктивных обсуждений материала.
  2. Активное вовлечение участников в критический анализ происходящего является залогом формирования учебного сообщества курса. Основным средством достижения этого являются дискуссионные форумы.

Этап 3. Заполнение СДО материалами и проверка возможностей контроля выполнения.

Шаг 1. Реализация административного элемента. Для входа на сервер в адресную строку указываем ссылку www.ispring.ru. В соответствии с рисунком 1.

Рис. 1. Главная страница сервиса iSpring Online

Шаг 2. Регистрация. Для регистрации заполняем следующее поле Email, фамилия, логин, пароль, в соответствии с рисунками 2, 3, 4.

Рис. 2. Регистрация в сервисе iSpring Online

Шаг 3. Указываем основную информацию о компании в соответствии с рисунком 3.

Рис. 3. Указание информации о компании

Шаг 4. Реализация деканата в соответствии с рисунком 5.

Рис. 5. Личный кабинет сервиса iSpring Online

Шаг 5. Реализация информационно-знаниевой системы. Создаем задание для учеников. Рисунок 6.

Рис. 6. Создание задания для учеников

Шаг 6. Проверяем доступность решения заданий учениками. Рисунки 7, 8.

C:\Users\svtan\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ответы на тест от лица ученика.jpg

Рис. 7. Окно отправки результатов на тест

Рис. 8. Список пользователей, выполнивших работу

Шаг 7. Проверяем возможность проверки преподавателем работ учеников. Рисунок 9.

зачтенная работа от лица ученика

Рис. 9. Окно проверки работ преподавателем

Шаг 8. Реализация «Лабораторных практикумов» Проверяем возможность загрузки лекций на портал. Рисунок 10.

Рис. 10. Добавление лекций на учебный портал

Шаг 9. Проверяем возможность создания отчетов. Рисунок 5.11

Рис. 11. Создание отчетов

Этап 4. Организация вебинаров

Шаг 1. Создание вебинара. Во вкладке вебинар нажимаем кнопку добавить вебинар, в соответствии с рисунком 12

Добавить вебинар

Рис. 12. Создание вебинара

Шаг 2. Ввод настроек и применение их к вебинару. Заполняем основные поля: Название вебинара; Дата и время; Часовой пояс; и т. д., в соответствии с рисунком 13.

Создание вебинара в iSpring Online

Рис. 13. Ввод и применение настроек вебинара

Шаг 3. Приглашение пользователей на вебинар, в соответствии с рисунком 14.

Приглашение участников

Рис. 14. Приглашение пользователей на вебинар

Шаг 4. Регистрация пользователем участия в вебинаре, в соответствии с рисунком 15.

Окно регистрации участников

Рис. 15. Регистрация пользователем участия в вебинаре

Шаг 5. Просмотр станицы работы вебинара. Демонстрация страницы вебинара рисунок 16.

Окно вебинара в СДО iSpring Online

Рис. 17. Просмотр станицы работы вебинара

Организация открытой сетевой информационной системы по формированию образовательного пространства для взаимодействия преподавателя со студентами специальности 09.02.02 Компьютерные сети по средствам системы ДО закончена и готова к использованию.

Заключение

Проведенная работа позволяет сделать вывод: современное профессиональное образование нуждается в принципиально новых технологиях, отвечающих реалиям времени. Актуальность этой темы доказательно обоснована. Информационные системы дистанционного образования могут быть инструментом педагогического взаимодействия как коллективов преподавателей, так и отдельных преподавателей, и студентов. Создание СДО открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности. СДО становится рабочим инструментом преподавателя и постепенно начинает использоваться в учебной деятельности для организации взаимодействия педагогов, студентов.

Литература:

  1. Сухомлин, В.А. (ред.) Современные технология и ИТ образование. М.: МАКС Пресс, 2006. 496 c.
  2. Сухомлин, В. А. Cоздание Виртуального национального университета ИТ-образования. М.: МАКС Пресс, 2007 r. 60 с.
  3. Трайнев, В. А. Дистанционное обучение и его развитие. Обобщение методологии и практики использования. — М.: Дашков и К, 2007. — 294 с.
  4. Филиппов, C.А., Гусева, А. И. Инструментальные среды разработки обучающих модулей многократного применения. // Научная сессия МИФИ-2005 Т.2 Технологии разработки программных систем. Информационные технологии. М.: МИФИ, 2005. С. 143–144.
  5. Хуторской, А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. № 36. С. 26–30.
  6. Шахмаев, Н. М. Технические средства дистанционного обучения. М. — «Знание», 2000. — 276 с.
  7. LMS Moodle [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moodle.org
  8. Atutor [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://atutor.github.io
  9. FormaLMS [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://libreportal.net/education-cai-edadministration-cms/forma.html
  10. iSpring Online [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ispring.ru/ispring-online
  11. Ё-СТАДИ [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://your-study.ru
  12. Sakai [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://sakaiproject.org
Основные термины (генерируются автоматически): PHP, GNU, GPL, дистанционное обучение, рисунок, шаг, тест, дистанционное образование, задание, система.


Задать вопрос