Сравнительный анализ систем управления обучением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 18.12.2018

Статья просмотрена: 1978 раз

Библиографическое описание:

Кадирова, Л. А. Сравнительный анализ систем управления обучением / Л. А. Кадирова, П. Т. Абдукодирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54965/ (дата обращения: 16.12.2024).



В период развития цифровой экономики Республики Узбекистан яркое его отражение проявляется в сфере образования. Игровые формы процесса обучения посредством онлайн-портала становятся возможными с помощью систем управления обучением, известных как LMS (от англ. Learning Management System). Являясь платформой для электронного обучения, LMS означает следующее: Learning — обучение. С помощью LMS вы создаете единую базу электронных курсов и учебных материалов. Management — управление. Управлять в LMS можно курсами, а можно обучающимися. Для старта обучения достаточно добавить студентов и назначить им курсы.System — электронная система. Находясь в разных городах, вы можете обучить всех желающих, не выходя из собственного офиса. К тому же, LMS автоматизирует работу по проверке тестов, сбору статистики и подготовки отчетов. Обучение посредством LMS не обязательно дистанционно. Помимо удалённого использования вполне реально применять LMS в живой аудитории, в результате чего, появляется возможность смешанного образования.

Рис. 1. Преимущества использования LMS (авторский подход)

Рассмотрим LMS на примере сервиса iSpring Online. ISpring Online — это облачный сервис, где не нужно скачивать, устанавливать и настраивать программу. Всё, что требуется — это подключиться к интернету и зарегистрировать аккаунт. По аналогии работы с облачными сервисами типа Яндекс-диска, Google Drive, загружаем обучающие материалы в LMS, нажав кнопку «Добавить» и загрузив нужные файлы с вашего компьютера. Это могут быть презентации, аудио/видеоролики и документы, а также, специальные Storm-курсы. На базе iSpring Online можно создать программу обучения. С этой функцией вы сможете настроить порядок прохождения уроков, критерии оценки и при желании выдавать пользователям сертификаты, что вполне может заменить учебно-методический комплекс, широко применяемый в узбекских вузах.

В LMS присутствуют различные роли пользователей: пользователь, автор и администратор, что наделяет каждого определёнными правами и возможностями. Пользователи могут проходить назначенные им курсы и материалы. Авторы наделены правом управлять курсами. А администратор может добавлять и удалять пользователей, объединять их в группы и присваивать роли.

В iSpring Online есть три способа автоматизировать добавление пользователей в систему: пригласить по email, поделиться ссылкой для самостоятельной регистрации или импортировать список из CSV или XLSX-файла, что избавляет администратора от рутинной работы. Преимущество LMS в том, что можно в реальном времени оценить эффективность обучения. Подробная статистика покажет, сколько времени студенты тратят на изучение материалов и каков прогресс. Для запуска виртуального учебного центра с iSpring Online просто загрузите ваши учебные материалы, пригласите студентов и отслеживайте прогресс обучения.

Ещё один пример LMS, которая нашла широкое распространение не территории стран содружества, это — Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателями и студентами. Система может быть использована как в дистанционном обучении, так и в очном образовании. Аналогично iSpring Online — Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

Moodle является web-ориентированной средой. Для его работы требуется:

– web-сервер с поддержкой PHP (например Apache2);

– сервер баз данных (по умолчанию используется MySQL).

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов. Moodle имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как Задание, Форум, Wiki, Глоссарий и т.д., причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Существует возможность оценивания статей Wiki, глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

Имеют место некоторые недостатки в использовании Moodle:

– ограниченность в средствах разработки учебно-методического контента;

– невозможность проведения вебинаров и веб-конференций;

– Отсутствие возможностей встраивания в SCORM-пакеты специальных, курсов более высокого уровня и др. [1]

Если нет возможности установить Moodle, то можно предложить попробовать облачный сервис от разработчика — Moodle Cloud.

Преимущества такого способа:

– Не надо ничего устанавливать. Достаточно зарегистрироваться и получаете доступ к системе.

– Имеется бесплатный тариф.

– Русский интерфейс.

– Возможность видеоконференции.

– Автоматическое обновление.

Но и здесь имеются определённые недостатки:

– Домен третьего уровня, что затрудняет запоминание.

– Отсутствие возможности подключит свои модули.

– Присутствует реклама, которую невозможно отключить.

Систему MoodleCloud можно рекомендовать как персональную систему дистанционного обучения или возможность попрактиковаться в создании курсов в Moodle.

Более 400 компаний в России и других странах, среди которых университеты, корпоративные учебные центры и другие организации используют программное обеспечение разработчика «Гиперметод», которое переведено на 8 языков мира и предлагает следующую программную продукцию:

– Платформа e-learning SIS для организации дистанционного и смешанного образования.

– Система создания информационного портала e-learning SIS.

– Обзор мирового рынка электронного обучения.

– Система управления учебным контентом e-learning SIS.

– Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений.

– Управление обучением в компьютерном классе.

– Возможность проведения мероприятий в интернете ии корпоративной сети в режиме реального времени — вебинар.

Интерес так же представляет продукция компании Websoft, библиотека которой составляет более 60 готовых электронных курсов для корпоративного сектора и предлагает:

– Автоматизированную систему управления персоналом Web Tutor.

– Инструмент разработки электронных курсов — CoursLab.

– Инструмент для коллективной разработки электронных курсов — CoursLab Teamwork.

– Инструмент для проведения вебинаров — Виртуальный класс.

– Сервис для проведения вебинаров — v-class.ru.

– Сервис для организации дистанционного обучения и тестирования — mylms.ru.

Рассмотрим Web-приложение Edmodo — социальную сеть для обучения, которую не надо нигде устанавливать и интерфейс которой напоминает интерфейс социальной сети Facebook.

– Сервис Edmodo бесплатен, в нём отсутствует реклама, простая регистрация, пользователи делятся на три группы — учителя, ученики, родители. Каждая группа отдельно регистрируется и имеет свой код доступа.

Однако, имеются и недостатки [2]:

– Англоязычный интерфейс.

– Невозможность объединения групп Edmodo.

– Небогатый набор учебных элементов.

В завершении обзора популярных приложений дистанционного обучения рассмотрим систему Google Classroom. Из особенностей Google модно отметить:

– Свободная регистрация (как в Facebook).

– Использование исключительно инструментов Google.

– У участников образовательного процесса на Google диск создаётся общая папка «Класс».

– Папка доступна как для отдельного обучающегося, так и для класса в целом.

– Поддерживается русский язык.

– Бесплатен.

– Бренд! Поскольку мировой лидер Google — известен всем.

– Есть возможность публиковать теоретический материал, задания, выставлять оценки, имеется календарь.

Однако, имеют место и недостатки:

– Бедный арсенал учебных элементов. Например, отсутствуют контролирующие элементы типа тестов.

– Неудобные ссылки на Classroom.

– Неудобный интерфейс.

Итак, после рассмотрения примеров наиболее популярных LMS, отметим их общие недостатки:

– Отчёты, генерируемые системой, не удовлетворяют потребностям потребителя.

– Длительные сроки внедрения системы, связанные с доработкой программы обучения.

– Невозможность удовлетворения требований всех департаментов

Литература:

  1. Горбачёв Н.Н., Гринберг А.С. University Knowledge Domain Application for Educational Content Updating // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2010. — № 3. — С. 141–147.
  2. www.eduneo.ru
Основные термины (генерируются автоматически): LMS, SIS, дистанционное обучение, курс, CSV, PHP, облачный сервис, реальное время, социальная сеть, электронное обучение.


Задать вопрос