Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования
Автор: Берлёв Сергей Викторович
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Статья просмотрена: 170 раз
Библиографическое описание:
Берлёв, С. В. Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования / С. В. Берлёв. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 206-207. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2895/ (дата обращения: 16.12.2024).
Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения представляет собой достаточно сложный, комплексный финансово-экономический и социально-педагогический процесс. Управление конкурентоспособностью тесным образом взаимодействует с маркетинговой и кадровой политикой ВУЗа, внедрением новых форм и методов организации учебного процесса. Одним из наиболее перспективных, инновационных факторов повышения уровня конкурентоспособности высших учебных заведений является организация и развитие системы дистанционного образования (ДО).
Существуют объективные причины востребованности дистанционного обучения:
- преодоление географических барьеров, которое актуально для такой большой страны, как Россия. Кроме того, в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья есть граждане, для которых обучение на русском языке – не проблема, а даже наоборот – появление новых возможностей получить образование.
- появление новых образовательных потребностей, оперативно удовлетворить которые традиционные образовательные структуры зачастую не успевают. Дистанционная форма обучения – более гибкая и позволяет оперативно реагировать на новые потребности общества.
- появляется все больше людей с особыми запросами, у кого недостаточно времени, возможностей, иногда и желания обучаться очно, желающих выстраивать свой учебный график самостоятельно, так, как им удобно и не зависеть от расписания. Это – военные, служащие, заключенные, люди с ограниченными возможностями, пенсионеры и т.д.
- Обучающихся (т.е. потенциальных клиентов) все больше привлекают и другие преимущества ДО: экономия времени, средств, личностный подход к обучению.
Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс подразумевает собой создание единой и целостной инфраструктуры, обеспечивающей оперативный доступ к электронным образовательным ресурсам и организацию сетевого учебного процесса едиными инструментальными средствами. Важную роль в организации действительно целостной среды дистанционного образования должны сыграть открытые стандарты на форматы описаний образовательных ресурсов и иные компоненты учебного процесса в Интернет.[1]
Целью разработки и формирования системы курсов для дистанционного образования является развитие стратегии в области модернизации обучения и тренинга, а также объединение высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере дистанционного обучения.[3]
Можно выделить основные характеристики, присущие эффективному дистанционному курсу:
- максимально возможная связь между обучаемым и преподавателем, обеспечение возможности группового обучения; обратная связь между обучаемым и учебным материалом,
- составление более детального плана учебной деятельности учащегося, и его организации, конкретная постановка задач и целей обучения;
- присутствие эффективной обратной связи, дающее учащемуся получать убежденность в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Наличие такой обратной связи должно быть оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
- мотивация – также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства: структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы учащийся имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы снижают заметно мотивацию обучения.[2]
Специфика учебного технологического оснащения, на котором предполагается проводить тот или иной курс, оказывает непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.
К функциональным обязанностям дистанционной системы относятся:
- обеспечение возможности разрабатывать материалы и обучающие системы, которые были бы взаимосовместимы, максимально независимы от программно-аппаратной платформы, на которой происходит обучение;
- должна обеспечиваться возможность управления учебным процессом;
- возможность переиспользования отдельных частей учебного материала в любых курсах без существенной переработки содержания и структуры материала.
Опираясь на эти характеристики, система формирования курса для дистанционного образования, должна в себе содержать возможности с помощью которых можно создавать:
- тесты закрытой формы (при ответе отметить галочкой один или несколько вариантов ответов, которые на ваш взгляд являются верными);
- тесты открытой формы (необходимо вписать правильный ответ в соответствующее поле самостоятельно);
- тесты на соответствие (необходимо установить соответствие между элементами в левом и в правом столбцах, расставляя соответствующие цифры);
- тесты на упорядочивание (необходимо расставить предложенные варианты в нужной последовательности при помощи цифр);
- симуляции (интерактивные методы обучения, позволяющие получить практический опыт в заданной области знаний);
- лекционный материал (информация, передаваемая преподавателем студентам).
Система ДО призвана выполнять одну их основных функций - передачу «пакетов знаний», которые должны передаваться студентам, обучающимся в дистанционном формате.
Литература:
- 1. Полат, Е.С.
Дистанционное обучение : учеб. пособие / Е. С. Полат, М.В Моисеева,
А.Е. Петров, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова, М.Ю. Бухаркина,. –
М.: ВЛАДОС, 2002.
- 2. Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007.
- 3.Кревский И.Г. Информационно-образовательная среда открытого образования и развитие дистанционного обучения // Высшее образование сегодня. 2003 №8.
- 2. Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007.