Применение электронных учебных курсов в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 28.04.2021

Статья просмотрена: 2133 раза

Библиографическое описание:

Мироненко, Е. А. Применение электронных учебных курсов в обучении / Е. А. Мироненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80492/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении.

Ключевые слова: электронный курс, электронный учебный курс, программный продукт.

В условиях происходящей цифровизации общества и экономики, система образования претерпевает значительные изменения, происходит адаптация техник и методик обучения к новым возможностям информационных технологий. В частности, широко распространяется дистанционный подход к обучению, в классическом очном образовании начинают активно использоваться интерактивные электронные учебные курсы.

Целью данной статьи является рассмотрение актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении

В настоящее время ведется активная разработка программных средств, дающих возможность преподавателю, учителю самостоятельно, без привлечения дополнительных специалистов, разрабатывать и применять интерактивные электронные образовательные курсы.

Интерактивный электронный образовательный курс можно определить, как программный продукт, включающее в себя теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний.

Интерактивность выражается в наличии обратной связи между обучающимся и преподавателем, и возможностью взаимодействия, обучающегося с обучающей системой.

Обучение с использованием интерактивных методов позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний [2].

На сегодняшний день рынок программного обеспечения для разработки электронных учебных курсов неуклонно расширяется, на данном рынке присутствуют как отечественные, так и зарубежные компании. К наиболее популярным программным средствам относятся:

– iSpring Suite;

– Moodle;

– CourseLab.

Выбор программного продукта для разработки электронного учебного курса является сложной задачей. Кроме имеющейся функциональности, наличия русифицированной версии и методической поддержки, нередко решающими аргументами становятся стоимость программы, наличие бесплатной или пробной версии.

Применение интерактивного электронных учебных курсов в обучении дает возможность преподавателю использовать для обучения разнообразный информационный контент (видеофрагменты, аудиозаписи), значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы студентов.

Нельзя не отметить особую востребованность интерактивных электронных учебных курсов в дистанционном образовании, заочном обучении, при повышении квалификации.

Для понимания сущности интерактивного электронного учебного курса рассмотрим процесс его создания:

  1. На первом этапе разработки формулируется цель, ставится задача на разработку электронного учебного курса. Происходит выбор программного средства разработки курса;
  2. На втором этапе происходит обоснование разработки, строится психологический портрет обучающегося, готовится пояснительная записка, тематический план курса. Разрабатываются методические рекомендации к проведению занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов;
  3. На данном этапе происходит разработка основных элементов курса: планов лекционных и практических занятий, практических заданий, упражнений, тестов, вопросов для самостоятельной работы, формируется глоссарий, список литературы и интернет-источников;
  4. На предпоследнем этапе происходит разработка средств итогового контроля знаний и оценки результатов освоения дисциплины;
  5. На финальном этапе разработки, через выбранное средство разработки, происходит оформление электронного учебного курса в готовый продукт.

Как можно видеть, электронный курс это особым образом сконструированная и логически выстроенная информационная модель необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления.

Необходимо отметить, что электронный курс должен не только в максимальной степени компенсировать дидактические потери вследствие ограниченного контакта с преподавателем, но и давать уникальные возможности виртуального обучения, в частности, с использованием средств мультимедиа [1].

Выделяют следующие положительные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении:

  1. Появляется возможность передавать обучающимся информацию самыми различными способами: видеофайлами, аудиозаписями, графически, схемами, чертежами и т. п.;
  2. Электронный образовательный курс можно подстраивать под уровень знаний обучающегося;
  3. Появляется возможность построения индивидуализированной образовательной траектории;
  4. Происходит интенсификация самостоятельной работы обучающихся, наблюдается усиление самоконтроля, повышение самооценки обучаемого;
  5. В большинстве случаев у обучающихся наблюдается повышение мотивации, интереса к обучению за счет разнообразия форм работы и различных форм предоставления информации;
  6. Сокращается время необходимое на обработку, нахождение второстепенной информации, не относящейся к изучаемой дисциплине. В электронном курсе могут быть гиперссылки, по которым обучающиеся могут дополнительно обратиться к необходимым определениям, просмотреть видеофильмы, справочный материал;
  7. Реализуется своевременная и объективная оценка результатов деятельности студентов.

Однако, существуют и проблемы, возникающие при разработке и подготовке к занятиям с применением электронных учебных курсов, и при их проведении:

  1. Наблюдается недостаточный уровень компьютерной грамотности у некоторых преподавателей;
  2. Имеются сложности в интеграции информационно-коммуникационных технологий в почасовую структуру занятий;
  3. Наблюдается недостаточная мотивация к работе у студентов и, как следствие, частое их отвлечение на иные действия;
  4. Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения электронных учебных курсов в учебном процессе;
  5. Недостаточная развитость информационной инфраструктуры;
  6. Недостаточный уровень компьютерной грамотности у некоторой части студентов [3].

Происходящий на наших глазах процесс цифровизации общества, дает системе образования новый инструмент в виде информационных образовательных технологий. Данные технологии позволяют усовершенствовать традиционный образовательного процесса, что приводит к повышению эффективности и результативности обучения, формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучаемых.

Таким образом можно сделать вывод о том, что использование интерактивных электронных учебных курсов в процессе обучения оправдано, эффективно и способствует развитию не только обучающегося, но и преподавателя.

Литература:

  1. Короповская, В. П. Методические основы создания электронного учебного курса: методические рекомендации / В. П. Короповская, О. К. Мясникова. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2015. — 39 c. — Текст: непосредственный.
  2. Медведева, О. А. Интерактивные возможности электронного учебного курса, разработанного на основе системы Moodle / О. А. Медведева. — Текст: непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 1. — С. 62–67.
  3. Пустовалов, В. К. Электронные элементы учебно-методических комплексов и их влияние на качество образовательного процесса / В. К. Пустовалов. — Текст: электронный // Белорусский национальный технический университет: [сайт]. — URL: http://www.bntu.by/news/67-conference-mido/1584–2014–11–23–09–56–18.html. (дата обращения: 25.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): курс, электронный курс, электронный учебный курс, обучение, программный продукт, возможность, компьютерная грамотность, недостаточный уровень, обучающийся, система образования.


Ключевые слова

программный продукт, электронный курс, электронный учебный курс

Похожие статьи

Интерактивные электронные учебные курсы (ИЭУК) как средство повышения качества образования

В данной статье рассматриваются вопросы создания интерактивных электронных учебных курсов на основе средств информационных технологий и методика их применения. Основная цель применения интерактивных электронных учебных курсов — повышение эффективност...

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Похожие статьи

Интерактивные электронные учебные курсы (ИЭУК) как средство повышения качества образования

В данной статье рассматриваются вопросы создания интерактивных электронных учебных курсов на основе средств информационных технологий и методика их применения. Основная цель применения интерактивных электронных учебных курсов — повышение эффективност...

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Задать вопрос