В данной статье рассматривается актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении.
Ключевые слова: электронный курс, электронный учебный курс, программный продукт.
В условиях происходящей цифровизации общества и экономики, система образования претерпевает значительные изменения, происходит адаптация техник и методик обучения к новым возможностям информационных технологий. В частности, широко распространяется дистанционный подход к обучению, в классическом очном образовании начинают активно использоваться интерактивные электронные учебные курсы.
Целью данной статьи является рассмотрение актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении
В настоящее время ведется активная разработка программных средств, дающих возможность преподавателю, учителю самостоятельно, без привлечения дополнительных специалистов, разрабатывать и применять интерактивные электронные образовательные курсы.
Интерактивный электронный образовательный курс можно определить, как программный продукт, включающее в себя теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний.
Интерактивность выражается в наличии обратной связи между обучающимся и преподавателем, и возможностью взаимодействия, обучающегося с обучающей системой.
Обучение с использованием интерактивных методов позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний [2].
На сегодняшний день рынок программного обеспечения для разработки электронных учебных курсов неуклонно расширяется, на данном рынке присутствуют как отечественные, так и зарубежные компании. К наиболее популярным программным средствам относятся:
– iSpring Suite;
– Moodle;
– CourseLab.
Выбор программного продукта для разработки электронного учебного курса является сложной задачей. Кроме имеющейся функциональности, наличия русифицированной версии и методической поддержки, нередко решающими аргументами становятся стоимость программы, наличие бесплатной или пробной версии.
Применение интерактивного электронных учебных курсов в обучении дает возможность преподавателю использовать для обучения разнообразный информационный контент (видеофрагменты, аудиозаписи), значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы студентов.
Нельзя не отметить особую востребованность интерактивных электронных учебных курсов в дистанционном образовании, заочном обучении, при повышении квалификации.
Для понимания сущности интерактивного электронного учебного курса рассмотрим процесс его создания:
- На первом этапе разработки формулируется цель, ставится задача на разработку электронного учебного курса. Происходит выбор программного средства разработки курса;
- На втором этапе происходит обоснование разработки, строится психологический портрет обучающегося, готовится пояснительная записка, тематический план курса. Разрабатываются методические рекомендации к проведению занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов;
- На данном этапе происходит разработка основных элементов курса: планов лекционных и практических занятий, практических заданий, упражнений, тестов, вопросов для самостоятельной работы, формируется глоссарий, список литературы и интернет-источников;
- На предпоследнем этапе происходит разработка средств итогового контроля знаний и оценки результатов освоения дисциплины;
- На финальном этапе разработки, через выбранное средство разработки, происходит оформление электронного учебного курса в готовый продукт.
Как можно видеть, электронный курс это особым образом сконструированная и логически выстроенная информационная модель необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления.
Необходимо отметить, что электронный курс должен не только в максимальной степени компенсировать дидактические потери вследствие ограниченного контакта с преподавателем, но и давать уникальные возможности виртуального обучения, в частности, с использованием средств мультимедиа [1].
Выделяют следующие положительные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении:
- Появляется возможность передавать обучающимся информацию самыми различными способами: видеофайлами, аудиозаписями, графически, схемами, чертежами и т. п.;
- Электронный образовательный курс можно подстраивать под уровень знаний обучающегося;
- Появляется возможность построения индивидуализированной образовательной траектории;
- Происходит интенсификация самостоятельной работы обучающихся, наблюдается усиление самоконтроля, повышение самооценки обучаемого;
- В большинстве случаев у обучающихся наблюдается повышение мотивации, интереса к обучению за счет разнообразия форм работы и различных форм предоставления информации;
- Сокращается время необходимое на обработку, нахождение второстепенной информации, не относящейся к изучаемой дисциплине. В электронном курсе могут быть гиперссылки, по которым обучающиеся могут дополнительно обратиться к необходимым определениям, просмотреть видеофильмы, справочный материал;
- Реализуется своевременная и объективная оценка результатов деятельности студентов.
Однако, существуют и проблемы, возникающие при разработке и подготовке к занятиям с применением электронных учебных курсов, и при их проведении:
- Наблюдается недостаточный уровень компьютерной грамотности у некоторых преподавателей;
- Имеются сложности в интеграции информационно-коммуникационных технологий в почасовую структуру занятий;
- Наблюдается недостаточная мотивация к работе у студентов и, как следствие, частое их отвлечение на иные действия;
- Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения электронных учебных курсов в учебном процессе;
- Недостаточная развитость информационной инфраструктуры;
- Недостаточный уровень компьютерной грамотности у некоторой части студентов [3].
Происходящий на наших глазах процесс цифровизации общества, дает системе образования новый инструмент в виде информационных образовательных технологий. Данные технологии позволяют усовершенствовать традиционный образовательного процесса, что приводит к повышению эффективности и результативности обучения, формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучаемых.
Таким образом можно сделать вывод о том, что использование интерактивных электронных учебных курсов в процессе обучения оправдано, эффективно и способствует развитию не только обучающегося, но и преподавателя.
Литература:
- Короповская, В. П. Методические основы создания электронного учебного курса: методические рекомендации / В. П. Короповская, О. К. Мясникова. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2015. — 39 c. — Текст: непосредственный.
- Медведева, О. А. Интерактивные возможности электронного учебного курса, разработанного на основе системы Moodle / О. А. Медведева. — Текст: непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 1. — С. 62–67.
- Пустовалов, В. К. Электронные элементы учебно-методических комплексов и их влияние на качество образовательного процесса / В. К. Пустовалов. — Текст: электронный // Белорусский национальный технический университет: [сайт]. — URL: http://www.bntu.by/news/67-conference-mido/1584–2014–11–23–09–56–18.html. (дата обращения: 25.04.2021).