Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Цикунова, К. А. Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке / К. А. Цикунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108841/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: иностранный язык, дошкольный возраст, процесс обучения, ребенок, возраст, обучение, непроизвольное запоминание, дошкольник.

В настоящее время процесс обучения иностранному языку у дошкольников является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий и приобретает особое значение, это связано с тем, что одной из важнейших задач воспитания и обучения всесторонне развитой личности является повышение качества языковой подготовки. Эта задача может быть успешно решена при условии включения педагогического процесса уже в дошкольных образовательных организациях. Как отмечал Ф. А. Сохин, одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является задача развития речи и речевого развития [1]. Дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком. Известно, что иностранный язык является одним из универсальных предметов, способных обогатить дошкольное образование. Дети этого возраста обладают врождённой и ещё не утраченной способностью к овладению языками, а языки в свою очередь, могут стать многофункциональным средством для развития детей дошкольного возраста. При формировании устно-речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста используются слова иностранного языка для обозначения уже знакомых ему предметов и явлений окружающего мира, что позволяет ребенку осознать возможность существования другой языковой системы. А также проведены исследования о благоприятном влиянии на развитие психики ребенка при раннем изучении иностранного языка, и на обогащение интеллекта, это в свою очередь, обусловливается активизацией основных познавательных процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти. Ведь оптимизация данных аспектов обеспечивается за счет рационального определения целей, задач, содержания и приемов обучения в общих основах психического развития ребенка дошкольного возраста. Следует отметить, что в процессе обучения речевые навыки и умения формируются на «устной основе», таким образом, значительное количество информации усваивается детьми с опорой на слуховое восприятие, а также подкрепляется воздействием на зрительный канал с помощью средств наглядности. Обучение иностранному языку у детей осуществляется с помощью творческих прикладных занятий и дидактических игр, эти способы активно дополняют друг друга в проектной методике обучения как «Лэпбук», который доступен для понимания детей дошкольного возраста, при этом позволяет проявить свою индивидуальность и овладеть знаниями.

Хотелось бы рассмотреть психолого-педагогические особенности раннего обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Если проблема обучения иностранному языку в начальных классах является достаточно изученной и методически разработанной, то вопрос о целесообразности преподавания иностранного языка в детских дошкольных учреждениях до сих пор остается дискуссионным.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение.

Наилучший период для обучения детей иностранному языку наступает после того, как они укрепились в родном языке. Поэтому начинать изучение английского языка лучше в 5–8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно и с интересом. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на английском языке. Дети легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.

В подходе обучения ребенка дошкольного возраста, в центре обучения находится сам обучающийся, как субъект учебной деятельности. Потребностями в обучении данного возраста являются: игры, движение, песни, работа с воображением и фантазией, а также взаимодействие с предметами.

Таким образом, при построении процесса обучения иностранным языкам в дошкольном возрасте нужно учитывать и соблюдать три основных принципа:

1) Легкость, знания сообщаемые учащимся должны быть доступными для понимания и интересны.

2) Конкретика. Чтобы смысл материала был усвоен учащимися, он не должен быть расплывчатым.

3) Краткость, нужно организовать учебный процесс так, чтобы знания и навыки не только успеть передать учащимся, но и закрепить их.

В процессе обучения с ребенком-дошкольником следует избегать одностороннего подхода, т. е. не ставить в приоритет практическое овладение языком. Для дошкольника язык не должен являться самоцелью, а важнее именно то, что за собой влечет язык.

Иностранный язык должен вызывать у детей интерес и положительно воздействовать на их эмоции, любознательность, творчество, развивать их фантазию, и формировать способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях по-другому, посредством иностранного языка. Для того чтобы достичь наилучшего результата обучения иностранному языку в него необходимо включать различные виды деятельности соответствующие возрасту, такие как: музыкальные, изобразительные и другие виды, которые будут благоприятно влиять на многостороннее развитие личности ребенка в изучении иностранного языка, и тем самым помогать дошкольнику в подготовке к программе школьного курса.

Важно в дошкольном возрасте совмещать реальные возможности и интересы детей, период физической и психологической готовности к обучению иностранному языку. В данном возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, а также появляется способность к целенаправленной деятельности, и он овладевает достаточным лексическим запасом для коммуникации. В процессе обучения с дошкольниками можно столкнуться с проблемой, когда родной, или первый, язык формирует речевые привычки говорящего и влияет на овладение второго языка, передавая ему свои особенности. Но при этом сходные элементы второго языка, легче для овладевания обучающихся, соответственно они будут усвоены более прочно и более в коротки срок, потому что они привычные для восприятия.

Нужно также учитывать при работе с детьми дошкольного возраста аффективно-личностную составляющую, как воспринимается педагогическое содержание обучающимся, окрашено ли оно положительным образом и соответствует оно его внутренней установке. Сами учащиеся могут по-разному реагировать на процесс обучения в зависимости от испытываемых ими чувств. В процессе обучения иностранному языку установка учащихся может касаться разных аспектов учебного процесса, таких как: отношение к самому изучаемому языку, либо к стране, в которой на нем говорят, к методу обучения, а также отношения между преподавателем и учащимися, всё это может добавлять как положительные, так и негативные окраски в обучение. В особенности это важно при процессе обучения с детьми дошкольного возраста, так как дети данного возраста еще не имеют психоэмоциональной зрелости.

Дошкольники — неусидчивые, импульсивные, энергичные, несдержанные. Психологические возможности устроены таким образом, что их нужно всё время заинтересовывать, использовать в обучении ролевые игры, сказочные сюжеты и дополнительных персонажей для вовлечения в процесс. Педагогу нужно учесть, что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности, и преподаватель выступает в роли проводника, т. е. самостоятельность у ребенка будет формироваться постепенно под руководством взрослого. А также дошкольники очень чувствительны к оценке своих поступков, поэтому в оценке деятельности ребенка должно преимущественно звучать положительное отношение к нему, как к личности; следует исключать лишние словесные замечания и упрёки. Так как это может повлечь за собой понижение речевой активности детей, которые боятся сказать что-то с неправильным произношением, предпочитая молчать со знанием правильного, но сомневаясь. В особенности по этой причине, они будут больше думать о том, как сказать, а не что. Эмоциональность является важной составляющей для детей при обучении. Выясняется, что отношение к возможному успеху учеников прямым образом с качеством преподавания, а именно от веры в правильность своего подхода, его действенность и нужность, то и результаты обучения учеников у педагога оказываются выше. Яркий материал, нестандартная подача легко привлекают внимание детей, но оно отличается неустойчивостью: дети могут сосредоточиться не более 10 мин. Дети не воспринимают длительных объяснений педагога (более 2–3 мин); они импульсивны, не умеют управлять своим поведением. Дошкольники быстро утомляются, поэтому на занятии необходима смена разнообразных видов деятельности. Лучше в ходе занятия каждые пять минут менять вид деятельности, причем, желательно, чередовать активные задания с пассивными. Таким образом, процесс обучения не утомит детей и будет проходить в более эффективной форме. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Соответственно, применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного запоминания. Воображение ребенка дошкольника достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Также нужно учесть, что все подходы для разного типа людей (визуального, аудиального и кинестетического) во время обучения должны сочетаться, так как очень редко удаётся набрать группу, состоящую из учеников только одного когнитивного типа. В этом возраста у детей преобладает интенсивное формирование психологических особенностей; способность к имитации — они любят повторять звуки, слова и предложения, они пытаются произносить их, имитируя учителя; быстрое и легкое запоминание языкового материала — в особенности в дошкольном возрасте ребенок легко заучивает слова и предложения на иностранном языке, при этом предложение ему запомнить легче, чем изолированное слово, поэтому обучая детей иностранному языку, необходимо давать слово в определенном речевом клише; а также отсутствие языкового барьера — благодаря чему во многих речевых ситуациях ребенок реагирует на нее интуитивно и употребляет то слово, которое первым пришло ему на ум. Следующим вопросом по организации занятий иностранного языка для детей дошкольников является их продолжительность и частота. При планировании занятия нужно учитывать анатомопсихофизические особенности дошкольников, следственно время занятий по возрастам должно соответствовать определенным временным нормам: 3–4 года — не более 15 минут, 4–5- лет — не более 20 минут, 5–6 лет — не более 25 минут, и в возрасте 6–7 лет — не более 30 минут. Частота занятий должна быть два-три в неделю. Для успешного усвоения и закрепления нового материала одного занятия в неделю будет недостаточно. Желательно сочетание разных организационных форм работы: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.

С самого начала обучения педагогу необходимо выработать определенный стиль или традицию общения с детьми на иностранном языке, ввести и соблюдать некоторые ритуалы: приветствие, прощание, короткая зарядка, то что на занятиях будет постоянным и известным, работая на закрепление и повторение. Эти ритуалы будут давать детям чувство стабильности и постоянства, являясь своего рода «островками знания», благотворно влияя на процесс и результаты обучения учащихся.

Литература:

  1. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. — 2-е изд., испр. Просвещение, 1979. — 223 c.
  2. Мусихина, А. С. Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста / А. С. Мусихина, С. А. Волкова. — Текст: непосредственный // Мир педагогики и психологии. — 20158. — № 4. — С.
  3. Сазонова И. Н., Коненко Е. А. Зачем изучать английский язык с дошкольниками? // Молодой ученый. — 2016. — № 13. — С. 846–849. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/117/32196/]
  4. Полунина, Е. Д. Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку / Е. Д. Полунина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 241–242. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87407/ (дата обращения: 07.12.2023).
  5. Почему английский лучше начинать учить с раннего детства? — Режим доступа: http://edinstvennaya.ua/psychology/self-development/8831-pochemu-angliyskiy-luchshe-nachinat-uchit-s-rannego-detstva
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, дошкольный возраст, процесс обучения, ребенок, возраст, дошкольник, непроизвольное запоминание, обучение, язык, английский язык.


Похожие статьи

Педагогические технологии, повышающие уровень мотивации обучающихся на разных ступенях обучения на уроках иностранного языка

Раннее обучение иностранному языку как педагогическая проблема

В данной статье рассматриваются проблемы раннего обучения иностранному языку.

Факторы целесообразности обучения дошкольников иностранному языку

Статья посвящена проблеме целесообразности обучения детей дошкольного возраста английскому языку. Автор рассматривает уровень физиологического и психического развития ребенка, а также роль родителей как факторы начала обучения иностранному языку в до...

Технология обучения японскому языку на начальном этапе (младший школьник)

В статье автор раскрывает особенности обучения иностранному языку, говоря о необходимости создания погружения в языковую среду. А также, раскрывает особенности младшего школьного возраста и обучения в этот период.

Обучение грамоте как компонент готовности к школе

В данной статье рассмотрен процесс обучения грамотности, как компонента готовности к школе. Представлены различные методы подготовки дошкольника к школе. Рассматривается термин «дошкольная готовность».

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средней школы, для которых русский язык не является родным

В статье автор рассматривает методы и формы формирования функциональной грамотности у детей-инофонов.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Патриотическое воспитание детей с тяжелым нарушением речи на логопедических занятиях

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Похожие статьи

Педагогические технологии, повышающие уровень мотивации обучающихся на разных ступенях обучения на уроках иностранного языка

Раннее обучение иностранному языку как педагогическая проблема

В данной статье рассматриваются проблемы раннего обучения иностранному языку.

Факторы целесообразности обучения дошкольников иностранному языку

Статья посвящена проблеме целесообразности обучения детей дошкольного возраста английскому языку. Автор рассматривает уровень физиологического и психического развития ребенка, а также роль родителей как факторы начала обучения иностранному языку в до...

Технология обучения японскому языку на начальном этапе (младший школьник)

В статье автор раскрывает особенности обучения иностранному языку, говоря о необходимости создания погружения в языковую среду. А также, раскрывает особенности младшего школьного возраста и обучения в этот период.

Обучение грамоте как компонент готовности к школе

В данной статье рассмотрен процесс обучения грамотности, как компонента готовности к школе. Представлены различные методы подготовки дошкольника к школе. Рассматривается термин «дошкольная готовность».

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средней школы, для которых русский язык не является родным

В статье автор рассматривает методы и формы формирования функциональной грамотности у детей-инофонов.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Патриотическое воспитание детей с тяжелым нарушением речи на логопедических занятиях

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Задать вопрос