Настольные игры в обучении английскому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Николаева, О. И. Настольные игры в обучении английскому языку / О. И. Николаева, С. Г. Мельниченко, А. Н. Тепляковская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13094/ (дата обращения: 16.11.2024).



В век информационных технологий и социальных сетей не умолкают споры о пользе и вреде прочно вошедших в нашу жизнь гаджетов, призванных облегчить общение, обучение и работу. Многие ученые и родители бьют тревогу: необходимо проводить «цифровую диету», поскольку бесконтрольное использование гаджетов детьми и подростками влечет за собой много негативных последствий. Араджи Евгения Юрьевна (психолог из Алматы) пишет: «до 7 лет мозг ребенка развивается на 80 % своего потенциала. И развитие происходит за счет раздражения мозга сенсорными впечатлениями. К ним относятся: движение (крупная моторика), пальчики (мелкая моторика), зрение, слух, ощущения, запах. Гаджет захватывает внимание ребенка (ребенок привыкает и не может отвлечься на другое) и ограничивает развитие через узкий коридор впечатлений зрения и мелкой моторики. И самое важное, закрывает интерес к другим сферам, другим сенсорным коридорам восприятия». [1] Что же делать? Психологи, педиатры и ученые советуют родителям и педагогам вовлекать детей в живое общение и обеспечивать двигательную активность посредством традиционных игр. Настольные игры обладают огромным потенциалом в этом направлении.

Настольные игры появились еще до нашей эры (игра сенет в Древнем Египте, чаупур в Индии, игральные кости и знаменитые нарды), и их популярность прошла через тысячелетия. Настольные игры удобны своей компактностью, (их можно использовать дома, в классе в дороге и т. д.), возможностью играть одному или вовлекать большое количество игроков, и, самое главное, это всегда интересное и необычное время препровождения. Но в отличие от современных гаджетов это — не убивание времени, а саморазвитие. Так как для победы необходимо вспоминать все, что уже знаешь, анализировать последовательность своих действий и действия соперника, принимать решения в ограниченный правилами игры срок. А значит задействовать механизм развития эмоционального и социального интеллекта. Как результат у любителей настольных игр быстрее развивается воображение и сообразительность, наглядно-образное мышление и умение целостно воспринимать информацию, логика и самостоятельность в принятии решений. Благодаря игре ребенок становится более эмоционально целостным, он учится выражать собственные чувства (а не те, которые были заложены в программу создателем игры), сопереживать другим детям, получает всю эмоциональную палитру, которая, несомненно, будет востребована в его дальнейшей взрослой жизни.

Насто́льная игра́ — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе. [2] В англоязычных источниках чаще всего встречаются два наименования — «table games» (игры на столе) и «board games» (игры на специальной доске). Некоторые эксперты предлагают относить к настольным играм только лишь те, в которых основным элементом игры является игровая доска. Тем самым, исключаются такие форматы, как карточные игры, домино и даже ряд игр, содержащих игровые доски, но использующих их просто как вспомогательный элемент. Кроме специальных полей и карт в играх часто нужны и другие атрибуты, например: кубики (кости), фигурки игроков, а также фишки, заменяющие множество показателей — от денег до жизней персонажа.

Настольные игры можно классифицировать по разным признакам. Мы рассмотрим некоторые классификации игр, часто используемых в преподавании английского языка.

По количеству игроков можно выделить игры:

Для одного игрока. Например, карточный пасьянс, собирание пазлов.

Для произвольного количества игроков. Это ряд карточных и большинство имитационных игр. Здесь количество игроков может колебаться от двух до некоторого верхнего предела.

По динамике:

Пошаговые. Игроки делают ходы в определённой последовательности, заданной правилами. Игрок может сколько угодно обдумывать очередной ход. Исход зависит от правильности хода, а не от скорости и быстроты реакции. Пример — «ходилки».

Динамические. Ходы делаются по желанию игроков. В них игрок может не успеть сделать ход, поспешить с ходом. Исход игры зависит не только от правильности действий, но и от реакции, быстроты действий и правильного выбора оптимального момента. Пример — лото.

По содержанию:

Абстрактные. Игры, прямо не связанные с реальной жизнью. Иногда возможно провести какие-то аналогии между игрой и реальными жизненными ситуациями, но прямой моделью реальности игра не является.

Имитационные. Игра более или менее достоверно моделирует определённый реальный процесс, ситуацию, событие. К этой категории можно отнести все «экономические» настольные игры.

По сюжетно-содержательному элементу:

Игры-гонки («race games»). Игровое поле представляет собой линейный сегментированный путь с одними или более точками старта и финиша. Путь может содержать развилки, возможности срезать расстояние и наоборот шанс натолкнуться на препятствие, переместиться назад и т. д.

Игры борьбы за пространство («space games»):

* выстраивание линий (alignment), где задачей является выстроить линию, состоящую из трех и более своих фигур (крестики нолики)

* соединения (connection) — цель игры — сформировать из фигур линию, соединяющую противоположные стороны игровой доски (ТвиксТ)

Преследование («chase games»). В этой категории находятся игры с асимметричной стартовой позицией, где один игрок имеет меньше фигур / ресурсов, но при этом обладает другими преимуществами (например, односторонней возможностью есть фигуры противника): Волки и Овцы.

По характеру игры

Интеллектуального типа. К этому виду относятся игры стратегического и логического характера (морской бой). Исход зависит от того, насколько умен противник. Побеждает тот, кто умеет думать и просчитывать следующие ходы.

Азартного типа. Призваны воздействовать на сущность игрока и пробуждать в нем азарт. Они основаны на случайном методе. Победителем здесь становится не ловкий, хитрый или умный, а везучий игрок (домино).

Проверка на физические способности. Эти соревнования призваны проверить, какая скорость реакции у противника, внимателен ли он.

Преподавателю необходимо хорошо разбираться, какие игры можно использовать при обучении тех или иных школьников, студентов и когда.

Чем старше ученики, тем более избирательным должен быть учитель в выборе игровой деятельности. Маленькие дети любят движения — динамические азартные игры, в то время как старших заинтересуют пошаговые интеллектуальные — кроссворды, скрэббл, пасьянс.

Г-жа Уберман отметила, что «Игры часто используются в качестве короткой разминки или когда в конце урока осталось некоторое время. [3.20] Тем не менее, как отмечает Ли, игру «не следует рассматривать как мини — деятельность, заполняющую время от времени моменты, когда учителю и классу нечего делать». [4] Игры должны быть в основе обучения иностранным языкам. Так г-н Риксон предполагает, что «игры будут использоваться на всех этапах урока при условии, что они подходят и тщательно подобраны». [5]

Универсальность настольных игр в том, что большая часть последних широко может быть использована одновременно в обучении лексике и грамматике, чтению и письму, говорению и аудированию:

Примером может служить настольная игра, основанная на пошаговом прохождении игрового поля. (Игровое поле универсально для обучаемых любого уровня, разнится только наполняемость заданий.) На поле расположены клетки — каточки 1, 2, 3. и клетки-задачи 1, 2,3…Задания на карточках обычно легче, задачи.

Пример игровых карточек для учащихся 4 класса:

Task 1 Tell about your favorite clothes

Task 2 Tell what is Twinky wearing if a) It’s cold and snowy b) It’s hot and sunny

Task 3 Describe the picture.

Card 1 Match

  1. Plate in the kitchen
  2. Meat wardrobe
  3. Dress bathroom
  4. Cooker fridge
  5. Washing Machine cupboard

Card 2 Fill in do or does

  1. ... she like dogs?
  2. I... not eat porridge.
  3. Jacob... not speak Russian.
  4. they live in Minsk?

Card 3

Find and correct the mistakes

  1. She am a clever girl.
  2. They reads many books.
  3. My pet don’t eat meat.

Card 4

Read the words correctly

large, hall, wall, aunt, bath, ask, mall, ball, dance, answer, tall.

Пример игровых карточек для студентов 2 курса, для тренировки лексических навыков по курсу деловая корреспонденция:

Task 1 Define type of the business letter.

Dear Sirs,

We thank you for the letter of 5th March, 2006. We are pleased to acknowledge your order for our equipment and enclose the copy of it.

Delivery will be made in 2 weeks. And we are happy to inform you that we have bonus for our clients from Eastern Europe.

We are looking forward to our future cooperation.

Yours faithfully.

BelRos Group

Task 2 Translate the letter into English

Уважаемые господа,

Я пишу, чтобы сообщить Вам, что мы заинтересованы в получении дополнительной информации по модели компьютера R800.

Можете ли Вы поставить нам 3 компьютера данной модели? Мы хотим сделать заказ, если Вы можете гарантировать нам своевременную доставку и конкурентоспособные цены.

Ждём Вашего ответа и надеемся на плодотворное дальнейшее сотрудничество.

С уважением,

Белимпорт

Task 3 Write aletter based on the following information.

Your firm, a large exporter of leather, has received an enquiry from a Russian importer asking for patterns of your goods.

Write a letter of reply to it.

Quote your terms, and add any information which might persuade your correspondent to place an order with you.

Card 1 Read the address correctly

Australia/ Mr H.Smithers/ 25, Harbour Road/ Melbourne/ Managing Director/ Jameson Construction Co.

Card 2 Give Russian Equivalents

  1. We can meet you only half way.
  2. It’s still under consideration, but I promise, I’ll look into this matter.
  3. Here you are.
  4. We have them in various colors.
  5. Shall I do it myself? — I’d like you to.

Card 3

Give synonyms to the following words and word combinations.

  1. To make a contract
  2. to give a discount
  3. to buy
  4. yours faithfully
  5. To get in touch

Приведенные выше примеры позволяют сделать вывод о том, что настольные игры не имеют верхней возрастной границы, в них с интересом играют учащиеся школ, студенты колледжей и ВУЗов, а также взрослые люди, слушатели языковых курсов. Ниже приводится таблица, отражающая возможности применения настольных игр на разных этапах обучения иностранному языку.


Сводная таблица знаменитых игр

Игра

Правила

Возраст обучаемых

Этап обучения

Цель применения

Паззл подходит для 1 и более игроков

Собрать карточку из частей с ЛЕ (ГЕ)

От 5 лет

Введение ЛЕ и ГЕ

Лексика

Грамматика

Домино для двух и более игроков

Соединить карточки в линию, совмещая ЛЕ по теме

От 5 лет

Введение ЛЕ и ГЕ

Лексика

Грамматика

Скрэббл подходит как для двоих, так и четырех игроков

Действует принцип составления кроссворда, буквы в слова складываются не на бумаге, а на специальном поле.

от 7 лет и старше

Активизацией лексических единиц (ЛЕ) по теме

Лексика

Крокодил для компании с неограниченным количеством противников

Суть состоит в объяснении слов при помощи изображения, жестами, синонимично, дефиницией и отгадывания их.

от 8 лет и старше

Активизация ЛЕ по теме

Лексика

Устная речь

Пасьянс для одного человека

Собрать все карты по форме или смыслу, по возрастанию на вынесенные отдельно схемы

старше 16 лет

Активизация грамматических форм и единиц (ГЕ)

Грамматика

Лото для игроков от двух и более

Все игроки получили карточки, ведущий выуживает бочонок с мешочка и объявляет слово на бочонке. У кого имеется на карточке картинка, накрывает его фишкой.

Для детей от 4 лет и старше

Введение и активизация ЛЕ

Лексика

Морской бой для двух игроков

Разместить корабли — ЛЕ или ГЕ на поле, соперник должен найти их, обстреливая (задавая вопросы по образцу)

от 7 лет и старше

Активизация ЛЕ и ГЕ

Лексика

Грамматика

ТвирксТ для двух игроков

Для построения непрерывной между краями поля один игрок использует шпильки и перемычки одной темы (ЛЕ или часть ГЕ) — один цвет, а другой — шпильки и перемычки другого цвета.

от 7 лет и старше

Введение и активизация ЛЕ

Активизация использования ГЕ

Лексика

Грамматика

Шахматы

Обучить студентов игре в шахматы, используя заданные ГЕ

от 16 лет и старше

Контроль владения ГЕ

Грамматика

Устная речь

Крестики-Нолики для двух игроков или двух команд

Один игрок называет ЛЕ (ГЕ) и ставит в клетку с соответствующим словом крестик (если правильно). Второй игрок называет другое слово и ставит в соответствующую клетку нолик

от 7 лет и старше

Активизация ЛЕ и использования ГЕ

Лексика

Грамматика

Устная речь


Современное языковое обучение требует большой подготовительной работы, чтобы сделать урок интересным для современных студентов, которые знакомы с компьютерами, интернетом и электронными развлечениями любого рода. Отношения людей близких по духу должны существовать не только среди студентов, но и между учениками и учителем. Это особенно важно для младших учеников, потому что очень часто они воспринимают обучение через призму своих учителей, то есть считают обучение таким, каким воспринимают его учителя — интересным, привлекательным или ужасным и отвратительным, необходимым для понимания или бесполезным. Настольные игры призваны служить тем мостиком между самими студентами, между обучаемыми и действительностью, обучаемыми и учителем, обучаемыми и предметом обучения, который поможет преодолеть как языковой барьер, так и барьер взаимоотношений в коллективе. Уничтожит психологическую зависимость от социально-экономического или эмоционально-физиологического состояния ученика, раскрепостит его, что и позволит добиться лучших результатов в изучении языка. Не стоит также забывать о том, что именно настольные игры с давних пор помогали научить юного человека побеждать и проигрывать достойно, уметь радоваться за других, работать в команде и адекватно воспринимать окружающий мир.

Литература:

  1. Современные дети и гаджеты- режим доступа: https://www.all-psy.com/ks/sovremennyye-deti-i-gadzhety — дата доступа: 10.10.2017.
  2. Словари и энциклопедии Академик- режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1055916- — дата доступа: 10.09.2017.
  3. Uberman Agnieszka Introduction, 'Forum' Vol. 36 No 1, January — March 1998 Page 20.
  4. Lee, W. R. 1979. Language teaching games and contests. Oxford: Oxford University Press.
  5. Rixon, S. 1981. How to use games in language teaching. London: Macmillan Publishers Ltd.
  6. The adequacy in using games — режим доступа: http://doclecture.net/1–55780.html- — дата доступа: 23.09.2017.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игрок, грамматик, Игровое поле, лексика, устная речь, игровая доска, мелкая моторика, морской бой, этап обучения.