В статье рассматривается игра на занятиях по изучению иностранного языка, описываются функции игровой деятельности, а также классификации игр. Приводятся примеры игр на уроке английского языка.
Ключевые слова: игра, обучающие игры, подготовительные игры, грамматические игры, лексические игры, фонетические игры, орфографические игры, творческие игры.
Использование игры на уроке иностранного языка способствует созданию психологической готовности учащихся к речевому общению. Игра обладает большими обучающими возможностями. При этом, игра должна отвечать целому ряду требований:
- быть экономной по времени и направленной на решение определенных учебных задач;
- быть «управляемой», не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке;
- снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
- должна реализовывать прежде всего игровой момент, учебный эффект остается на втором плане;
- вовлекать всех учащихся в игровую деятельность [1, C. 217].
Рассмотрим функции игровой деятельности:
- Обучающая функция. Игра способствует развитию навыков владения иностранным языком, развивает общеучебные умения и навыки.
- Воспитательная функция. Игра развивает чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Развлекательная функция. Игра помогает создать благоприятную, необычную атмосферу на уроке.
- Коммуникативная функция. Игра объединяет учащихся и помогает взаимодействию на иностранном языке.
- Релаксационная функция. Игра помогает снять эмоциональное напряжение учащихся.
- Психологическая функция. Игра способствует психокоррекции различных проявлений личности в игровых моделях.
- Развивающая функция. Игра развивает личностные качества учащихся [2, C. 44].
Далее рассмотрим классификацию игр. Существуют различные классификации игр на уроках иностранного языка. По характеру педагогического процесса выделяют следующие игры:
- обучающие, тренировочные;
- познавательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные;
- коммуникативные, психотехнические.
По характеру игровой методики игры делятся на:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации [2, С. 48].
М. Ф. Стронин выделяет два вида игр:
- подготовительные, способствующие формированию языковых навыков (грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры);
- творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
Далее приведем примеры игр на уроке английского языка.
Грамматические игры.
- Прятки на картинке. (Hide-and-Seek in a picture.)
На доске вешается картина. Учащимся дается задание мысленно «спрятаться» за одним из предметов комнаты на данной картине. Выбирается водящий, который пишет на записке, куда спрятался и отдает ее учителю. Учащиеся читают присказку перед началом игры:
Bushel of wheat, bushel of clover;
All not hid, can’t hide over.
All eyes open! Here I come.
Затем начинаются «поиски».
N.: Are you behind the wardrobe?
R.: No, I am not.
A.: Are you under the bed?
R.: No, I am not.
L.: Are you behind the curtain?
R.: Yes, I am.
Последний ученик, задавший вопрос, получает очко и право «спрятаться».
- Lazy-bones. Учитель говорит: «Я буду просить вас что-то сделать. Вы должны сказать, что вы это делали вчера».
T.: Dance after school!
P.: I danced after school yesterday.
T.: Cook soup!
P.: I cooked soup yesterday.
T.: Push the ball!
P.: I pushed the ball yesterday.
T.: Answer the phone!
P.: I answered the phone yesterday.
Лексические игры.
- What kind?
Учитель готовит два набора карточек. Карточки набора «А» содержат по одному существительному, карточки набора «В» содержат по два прилагательных. Класс делится на две команды. Команда «В» по очереди читает прилагательные, команда «А» должна назвать подходящее существительное. За быстрый и правильный ответ команда получает одно очко.
Список прилагательных и существительных:
Набор «А»
mountains
soldier
river
mother
day
sea
deer
Набор «В»
grand, majestic
brave, fearless
calm, peaceful
loving, patient
grey, rainy
vast, boundless
slender, graceful
- Who is the last to finish the phrase?
Учитель пишет на доске начало предложения: People go … Учащиеся должны дополнить предложение, не нарушив смысла и правил грамматики. Каждый учащийся добавляет по слову и стремится продолжить фразу. Побеждает ученик, сказавший последнее слово.
T.: People go … One, two …
P.: People go to …
B.: People go to Scotland …
T.: One, two …
M.: In summer people go to Scotland …
N.: In summer many people go to Scotland …
T.: One, two, three! N., you have won! One point to you. You were the last.
- Игры со словами, характеризующими деятельность человека.
На доске записаны предложения со словом “like”.
I like hiking best of all.
I like doing sports best of all.
I like reading books best of all.
I like roller-skating best of all.
I like speaking English best of all.
Один из играющих выбирает предложение. Класс пытается отгадать, что он выбрал, и задает вопросы:
— Do you like hiking best of all?
— Do you like doing sports best of all?
и т. д.
Отгадавший получает очко.
Следующий ряд предложений (варианты):
I walk to school in the morning.
I often read detective stories.
I always help my granny in the garden.
I go to the theatre every Sunday.
I drink milk in the morning.
Фонетические игры.
- Скороговорка (игра-имитация).
Учащиеся произносят за учителем скороговорку, фразу, стишок на определенный звук. Например:
A black cat sat on a mat and ate a fat rat.
- Какой звук я задумал? (Игра-загадка).
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку. Например: fat, map, cap, sat, dad [3].
Орфографические игры.
- Вставь букву.
Образуются две команды. Для каждой команды на доске записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Например: c…t, a…d, a…m, p…n, r…d, c…r, s…t. (cat, and, arm, pen, red, car. sit).
- Слова с определенной буквой.
Обучаемым предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов [4, C. 193].
Игры для обучения иноязычному общению.
- Какие различия?
Участники игры делятся на пары. Один играющий получает картинку, второй — такую же картинку, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, они должны найти различия между картинками и назвать их. Показывать друг другу картинки запрещается.
- Восстановление рассказа.
Каждый участник получает листок бумаги с предложением из определенного рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет свое предложение.
- Пересказ по цепочке.
Несколько играющих выходят из помещения, остальным преподаватель читает рассказ. Обучаемые прослушивают его дважды, затем выделяют наиболее важные пункты рассказа и записывают их. Приглашается один из ожидающих за дверью участников игры, ему предлагается прослушать рассказ. Прослушав, он пересказывает его следующему вошедшему участнику. Каждый из входящих участников прослушивает пересказ предыдущего и пересказывает рассказ следующему. Используя свои записи, играющие сообщают об изменениях в рассказе, затем пересказы сравниваются с оригиналом.
- Рассказ по цепочке.
Играющим предлагается вместе по цепочке составить рассказ по заданной теме. Дается описание ситуации или общий сюжет, который необходимо развить до уровня развернутого текста. Учитель также может предложить учащимся опоры в виде ключевых слов, фраз, фотографий, рисунков и т. п. [4, C. 240–255].
Таким образом, использование игры на уроке иностранного языка делает учебно-воспитательный процесс более качественным, успешным, так как игра вовлекает всех учащихся в познавательную деятельность и стимулирует обучаемых к изучению иностранного языка.
Литература:
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М., 2008. — 272 с.
- Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения. — Мн., 2007. — 352 с.
- Данилова Г. В. Английский язык. 5–9 классы: обучающие игры на уроках. — Волгоград, 2008. — 93 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка /Маслыко Е. А. и др. — Мн.,1996. — 522 с.