В рамках дополнительного образования использование и проведение игровых методик и дидактических игр для дошкольников, активно стимулирует познавательную деятельность. Так как игры являются ведущей занимательной деятельностью ребёнка. Они быстро вовлекают малышей в учебно-развивающую деятельность, способствуя улучшению восприятия слов на слух, произношения, говорения и аудирования, а также обогащают речевые умения.
В статье предложена структурированная система классификации таких игр по их основным целям: знакомство с новыми словами, закрепление знаний, расширение лексики и грамматики, развитие аудирования и контроль уровня владения языком. Примеры включают «Словный пазл», написание коротких текстов в игре «Письмо к другу», создание связных предложений по карточкам для закрепления структур языка («Звенья цепи»), слуховое определение слов в упражнении «Угадай слово» и интерактивное путешествие с выполнением заданий на карточках. Такая методика делает процесс обучения английскому языку дошкольников не только продуктивным, но и максимально увлекательным.
Ключевые слова: дидактические игры, дошкольник, английский язык, образование.
Игровая деятельность, как ведущая для детей дошкольного возраста, становится основной формой учебно-образовательного процесса. Педагогически спроектированная игра способствует развитию интеллектуальных и коммуникативных навыков ребёнка, а в дополнительном образовании — особенно ярко проявляет социализирующую функцию через интеграцию в детский коллектив. Сопряжение игры с обучением не только вызывает радость и удивление (что существенно ускоряет усвоение информации), но и обеспечивает глубокое эмоциональное вовлечение, следуя принципу «удивил — значит обучил». [5]
Дидактические игры, включая карточные упражнения, на занятиях английского языка для дошкольников обеспечивают:
— Освоение новых знаний и навыков.
— Наглядность изучаемого материала,
— Стимулируют разнообразные виды деятельности (творческую, игровую, подвижную),
— Способствуют развитию лексики, фонетики и грамматики.
Использование карточных игр распределено по этапам занятия:
- Актуализация знаний — «Словный пазл» (сбор из букв на карточках).
- Мотивация и постановка цели — «Угадай слово» (слушатели определяют слова по описанию, что активирует интерес к новому материалу).
- Формулировка темы — «Связи слов» (создание связных предложений из карточек для закрепления грамматических структур).
- Практическая работа — «Карточное путешествие (прохождение маршрута с выполнение заданий на карточках, развивает коммуникативные и стратегические умения).
- Оценка и рефлексия — «Сравнение слов» (сопоставление синонимов/антонимов по карточкам для контроля знаний).
Такая систематическая интеграция игровых элементов в учебный процесс обеспечивает комплексное развитие языковых навыков, делает занятия увлекательными и способствует глубокому усвоению материала (Таблица 1).
Таблица 1
Этапы использования игр с карточками
Этап |
Целевая ориентировка |
Примеры упражнений |
Первый |
Знакомство с новыми словами |
Mystery box |
Spray with a spray |
||
Flashligh |
||
Второй |
Восприятие и узнавание слов на слух |
Point to |
Crocodile |
||
Fly swatter |
||
Bingo |
||
Get to and so on |
||
Swap places |
||
Yes/No |
||
Третий |
Употребление слов |
What’s missing? |
Guess what |
||
Snowball |
||
Cross-zero |
||
Unusual track |
||
Find something in the room |
||
Magic wand |
||
Четвертый |
Употребление слов в контексте с пройденными темами |
Say like |
Choose one |
||
Hot or cold |
||
Freeze |
||
Describe and guess |
||
Put the card in the right place |
||
Пятый |
Использование в речи |
Making sentences in different ways |
Writing letters |
||
Poets and artists |
Игры первого этапа (знакомство с новой лексикой):
Volunteer's Bag или Mystery Box . Используется волшебная коробка. Учитель достает карточки из нее по одной, создавая интригу и интерес к новым словам. Spray with a spray (Волшебный распылитель). Картинки накрываются салфеткой, дети «волшебно» проявляют их пульверизатором. Создается атмосфера волшебства и увлекательности. Shine a flashlight (Фонарик-маг) Карточки закрываются бумагой или тканью, дети «проявляют» изображения фонариком.
Игры второго этапа (развития слухового восприятия и узнавания слов):
Point to (Укажи на картинку). Ребенок дотрагивается до соответствующих карточек по словесной инструкции учителя. Упражняет внимание, память и способность различать слова.
Card tracing and placement . Дети обводят контуры карточек или ставят на них различные предметы (камушки, крышечки). Развивает моторные навыки, пространственное восприятие и связь с изучаемыми объектами.
Использование игрушки для инструкций. Демонстрируем действия через игрушку (например: «Дорогой лев, покажи на кошечку»). Дети указывают на соответствующие картинки сначала вместе, затем самостоятельно.
Карточки как холст художника. Предложить детям «рисующие» рамки вокруг заданных предметов. Иллюстрировать связь с другими темами (дорисовать животного играющего рядом с игрушкой).
Игра «Crocodile». Учитель называет слово, дети показывают его мимикой и движениями без слов. При затруднении — демонстрирует карточку.
Fly Swatter” (Мухобойка). Игра с «волшебными очками» для поиска невидимой мухи на определенной картинке. Развивает слуховую реакцию и внимание.
«Bingo». Каждый ребенок имеет игровое поле, где нужно найти соответствующие предметы по произнесенным учителем словам.
Существуют подвижные игры например:
«Get to something» (бегание к карточкам с различными способами перемещения). «Swap places» — дети меняются местами при совпадении слов на их картинках. Развитие связей «да/нет».
Упражнение «Yes/No» , где учитель намеренно ошибается, вызывая смех. Дополнительные действия: кидание шариков в правильно названную карточку или участие игрушечного персонажа.
«What is missing» / «What has come?» / «What has changed?». Игра с закрытыми глазами для определения исчезнувшего, появившегося или изменившегося предмета. Включение игрового персонажа (игрушки) в процесс.
Эти игры и упражнения:
— Создают эмоционально насыщенный учебный процесс,
— Развивают слуховое восприятие, память и внимание,
— Формируют крепкие ассоциации между словами и образами,
— Способствуют социализации через совместную игровую деятельность.
Игры третьего этапа:
Снежный ком (Snowball). Первый ребенок называет свою карточку. Второму нужно назвать две предыдущие слова + свое слово, третий — три и т. д.
«Перекрестки “Крестики-нолики». Создание игрового поля с клетками на доске или заранее подготовленными полями. Для размещения «крестиков» и «ноликов» используются карточки со словами, которые нужно произнести.
« Необычная дорожка (Unusual track)» ( Классики, Лабиринт, Тропинка из карточек). Дополнительный вариант: игра с кубиком — ходить по выпавшему числу, правильно назвав слово — остаешься на месте.
Поиск предметов в комнате (Find something in the room). Педагог прячет карточки. Дети ищут их и называют найденные слова.
Игра с волшебной палочкой. Фея дотрагивается до ребенка, который должен произносить только первый звук изображенного на карточке предмета.
Игры четвертого этапа для интенсивного развития говорения и аудирования:
« Say like (Говори как)». Называть предметы разными голосами: льва, мыши, робота и т. д. Развивает интонационные способности и произношение.
«Choose one» . Педагог задает вопросы типа «Is it a cat or a caterpillar?» для выбора правильного слова из двух предложенных карточек.
«Hot or cold» (Горячо/Холодно). Ребенок ищет карточку, ориентируясь на подсказки учителя о близости к цели («горячее» или «холоднее»).
Игра «Freeze». Карточки разложены лицевой стороной вниз. При остановке музыки нужно взять карточку и назвать изображенный предмет.
«Describe and guess» (Опиши и угадай). Ребенок описывает свой объект, не называя его напрямую. Остальные дети должны догадаться по описанию.
«Put the card on the right place». Карточку нужно разместить на определенном месте (на мебели, теле ребенка и т. д.) с выполнением действия на английском языке: «Put the dog under the table».
Эти игры:
— Укрепляют уверенность в произношении;
— Развивают коммуникативные умения;
— Создают разнообразную языковую среду для говорения и слушания;
— Способствуют быстрому запоминанию слов через игровые ситуации.
Игры пятого этапа для развития коммуникативных навыков и использования новых слов.
Конструкторы предложений (Sentence Builders). Дети составляют простые, затем более сложные предложения с использованием карточек. В парах: один составляет — другой проверяет. Обучение поочередному говорению и слушанию.
Письма (Writing letters). Разделение на группы или пары. Один ребенок пишет «письмо» с использованием новых слов, второй читает вслух и проверяет правильность предложений. Использование простых фраз для общения персонажей.
Поэты и художники (Poets and Artists). Впарах: один — поэт (составляет стихотворение), другой — художник (создаёт картинку с соответствующими словами). Развивает творческое мышление, фонетические навыки.
Сюжетно-ролевая игра «Животные в городе». Раздача ролей и атрибутов (карточки, маски, аксессуары). Развитие диалоговых умений через импровизацию. Создание сценариев или свободная игра.
Театрализованные постановки. Коллективное создание и исполнение коротких спектаклей по пройденной теме (например, «Джунгли» или «Морской мир»). Использование карточек для подсказок ролей/действий. Развитие сценической речи.
Соревнования в стихотворениях. Командные соревнования по составлению и запоминанию стихов с использованием новых слов. Участие учителя для контроля правильности произношения и структуры предложений.
Рассказывание историй (Storytelling). Дети составляют короткие истории, используя карточки как «подсказки» сюжета или персонажей. Развитие навыков связной речи и воображения.
Музыкальные предложения. Использование мелодий для запоминания последовательности слов в предложении (например, через ритм). Дети поют или произносят слова под музыку.
Игра «Предложение наоборот». Один ребенок строит предложение, другой должен его перевернуть с сохранением смысла. Развивает логическое мышление и умение оперировать языковыми структурами.
«Секретное послание». Составление «секретного» сообщения (предложения или рассказа), которое нужно расшифровать другому ребенку. Использование шифра из карточек для передачи информации.
Эти игры:
— Способствуют глубокому усвоению слов и грамматических конструкций;
— Развивают коммуникативные навыки, включая умение строить диалоги и монологи;
— Формируют уверенность в использовании языка вне контекста карточек;
— Стимулируют творческое мышление и воображение.
Выводы:
Использование карточек в играх на разных этапах обучения английскому языку обеспечивает:
— Глубокое усвоение слов и грамматических конструкций, систематичное включение новых слов через игровой подход способствует их прочному запоминанию, а также различные сценарии игр обеспечивают многогранное понимание структуры предложений.
— Развитие коммуникативных навыков (диалоги и монологи), регулярные диалоговые игры стимулируют умение вести беседы, создание рассказов, стихов и сценариев развивает способность к связному монологовому высказыванию.
— Уверенное использование языка вне контекста карточек. Игры без опоры на визуальный материал (например, «Письма», «Поэты и художники») требуют самостоятельного применения слов. А сюжетно-ролевая деятельность способствует естественному включению новых слов в речь.
— Стимуляция творческого мышления и воображения, Игры, требующие придумывания историй или стихов (например, «Рассказывание историй», «Поэты и художники»), развивают креативность у детей. Театрализованные постановки позволяют детям воплощать свои идеи
— Эмоционально насыщенный учебный процесс, игры делают обучение привлекательным и мотивирующим для детей. Эмоциональная вовлеченность усиливает интерес к изучению языка.
— Развитие слухового восприятия, памяти и внимания. Активное участие в играх (например, «Горячо/Холодно», «Freeze») тренирует внимание. Слушание инструкций и подсказок улучшает аудирование.
— Формирование крепких ассоциаций между словами и образами. Визуальные карточки создают прочные связи в памяти, что облегчает запоминание. Сюжетно-ролевая игра укрепляет эти ассоциации через контекст.
— Социализация через совместную игровую деятельность. Игры способствуют развитию навыков сотрудничества и взаимопомощи между детьми. Общение в парах или группах учит взаимодействию, умению слушать друг друга и договариваться.
Таким образом, использование карточек в играх на разных этапах обучения английскому языку является мощным инструментом для формирования глубоких лингвистических компетенций. Эти методы не только обеспечивают эффективное усвоение языка, но и создают благоприятную атмосферу для развития коммуникативных навыков, творческого мышления и социальной адаптации детей в языковой среде.
Литература:
- Андриевская В. В. Психология усвоения иностранных языков на разных возрастных ступенях: учеб. пособие. — М.: Росмэн, 2006. — 325 с.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: Учебник. — М.: Гардарика, 2008. — 368 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
- Гальскова Н. Д.., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 336 с.
- Никитенко З. Н. Английский язык. Первые шаги. 1 класс: книга для учителя / З. Н. Никитенко. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 284 с.
- Роль эмоций при обучении иностранному языку. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/rol-emotsii-pri obuchenii-inostrannomu-iazyku.html (дата обращения: 15.12.24).
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Просвещение, 2009. — 2l5 с.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. 2006. — 2888 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. — Педагогика, 1976. — 304 с.