К вопросу совершенствования понятийного аппарата законодательства о контрактной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 23.03.2019

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Марушкина, Н. С. К вопросу совершенствования понятийного аппарата законодательства о контрактной системе / Н. С. Марушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57161/ (дата обращения: 15.01.2025).



Продолжающийся процесс поиска наиболее оптимальной модели системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в нашей стране диктует необходимость активной работы по совершенствованию соответствующего отраслевого законодательства. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что за последние пять лет было принято 58 Федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в основополагающий Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — (далее — Закон «О контрактной системе»). Между тем, нельзя не отметить явно недостаточное внимание законодателя к проработке ключевых дефиниций сферы государственных и муниципальных закупок — таких как «государственные и муниципальные нужды», которые до настоящего момента так и не получили своего нормативного закрепления. Отсутствие определения названных правовых категорий в действующем законодательстве повлекло за собой как неоправданно широкое их толкование в практике правоприменения, так и чрезвычайно живую дискуссию в научной литературе и специализированной прессе.

Значительная часть специалистов, формулируя собственные авторские определения государственных и муниципальных нужд, не разделяет данные правовые категории. В частности Е. Л. Барыбина в своем диссертационном исследовании определяет государственные и муниципальные нужды — как «общественно значимые нужды (потребности) соответствующего публично-правового образования, определенные нормой права, объективно существующие, которые направлены на удовлетворение интересов неопределенного круга лиц (населения), реализуемые в установленном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления» [1, с. 12]. Согласно определению, приведенному И. В. Рузановым государственные и муниципальные нужды есть «юридически выраженные интересы, которые невозможно удовлетворить в индивидуальном порядке» [6, с. 69]. По мнению М. В. Лалиевой «государственные и муниципальные нужды» — объективно существующие общественно значимые нужды и потребности соответствующего публично-правового образования, регламентированные законом, которые способствуют удовлетворению интересов неопределенного круга лиц, а также реализуемые в определенном законом порядке специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления». [2, с. 96].

Следует отметить, что рядом авторов государственные и муниципальные нужды весьма справедливо разделяются. Ими же приводятся определения каждого из названных правовых институтов. Так, П. С. Тарабаев относит к государственным нуждам «финансируемые за счет средств федерального бюджета потребности Российской Федерации и государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для реализации государством своей публичной функции, удовлетворяемые, как правило, посредством заключения на основе торгов государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» [7, с. 7]. К. Б. Маркеловым приводится определение, согласно которому «государственные нужды — потребности соответствующих субъектов в средствах федеральных и региональных бюджетов для финансирования товаров, работ и услуг». [3, с. 8] Категория «муниципальные нужды», определяется Л. А. Чердаковой как «потребности муниципального образования в товарах, результатах работ, оказании услуг, а также в совершении действий, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования». [8, с. 10].

В литературе неоднократно упоминался в качестве достаточно положительного законодательного опыта трактовка действовавшего ранее Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу с 01.01.2014), закрепившего в тексте ст. 3 отдельные определения каждой из правовых категорий «государственные нужды» и «муниципальные нужды». В свою очередь действующий Федеральный закон «О контрактной системе», не закрепляя сами понятия «государственные и муниципальные нужды», в своей статье 13 ограничился определением круга целей осуществления государственных и муниципальных закупок, установив в качестве последних удовлетворение закрытого перечня публичных нужд.

Таким образом, представляется совершенно очевидным, что как в современной правовой доктрине, так и в праве сформировалось понимание категорий «государственные и муниципальные нужды», основанное на следующем:

− Определение сущности государственных и муниципальных нужд через понятие «потребности»;

− Публичный характер государственных и муниципальных нужд (потребностей);

− Нормативно закрепленные пределы публичных нужд (потребностей), а также порядок их реализации;

− Реализация органами публичной власти независимо от ее уровня.

Анализируя исторический опыт организации публичной власти в Российском государстве двух минувших столетий Н. В. Марушкин отмечал, что ранее закрепленные в отечественном законодательстве правовые категории «местные и общегосударственные пользы и нужды», «разрешение вопросов, имеющих местное для данной территории значение», «вопросы республиканского и общесоюзного значения» на сегодняшний день трансформировались в обозначение таких ключевых компонентов правовых статусов государственных и муниципальных образований, как «вопросы государственного значения» и «вопросы местного значения» [4, с. 80–81]. Следует отметить, что на схожих позициях стоит известнейший отечественный государственник С. А. Авакьян, указывавший на то, что «органы государственной власти решают вопросы государственного значения; органы местного самоуправления решают вопросы местного значения». [5] В свете изложенного следует весьма критично отнестись к утверждению Л. А. Чердаковой о том, что «вопросы местного значения определяются потребностями муниципального образования» [8, с. 16]. Скорее пределы государственных и муниципальных потребностей обусловлены определенными законодательством вопросами государственного и местного значения, отнесенными к компетенции соответствующих публично-правовых образований.

Таким образом, считаем целесообразным нормативно закрепить, путем внесения изменений в ст. 3 Федерального закона «О контрактной системе» следующие определения институтов «государственные и муниципальные нужды»:

Государственные нужды — обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов государственного значения.

Муниципальные нужды — обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Литература:

  1. Барыбина Е. Л. Правовые средства самоорганизации поставок товаров для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2015. С. 24.
  2. Лалиева М. В. Государственные и муниципальные нужды: трактовка понятия //Отечественная юриспруденция. 2018. № 3 (28). С. 93–96.
  3. Маркелов К. Б. Государственные и муниципальные закупки как институт бюджетного права: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 22.
  4. Марушкин Н. В. От «местных польз» к «вопросам местного значения»: исторический путь местного самоуправления в России. // Альманах современной науки и образования.- Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (98). C. 79–81.
  5. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс / рук. авт. кол. и отв. ред. С. А. Авакьян) Юстицинформ, 2014) — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  6. Рузанов И. В. Конституционная идея общего блага как основание изъятия земельных участков для государственных нужд [Текст] / И. В. Рузанов // Юридический вестник Самарского университета. — 2015. — № 3. — С. 68–69.
  7. Тарабаев, П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: Дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 180.
  8. Чердакова Л. А. Осуществление права собственности муниципальными образованиями: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2015. С. 25.
Основные термины (генерируются автоматически): нужда, местное значение, Российская Федерация, контрактная система, местное самоуправление, государственная власть, государственное значение, муниципальное образование, потребность, счет средств.


Похожие статьи

К проблеме понятия государственного регулирования экономической деятельности

К вопросу о формах гражданско-правовой охраны прав военнослужащих

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

К вопросу об источниках и формах правового регулирования государственно-частного партнерства

К вопросу о начале уголовно-правовой охраны человеческой жизни

К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях

К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации

К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества в образовательном учреждении

Похожие статьи

К проблеме понятия государственного регулирования экономической деятельности

К вопросу о формах гражданско-правовой охраны прав военнослужащих

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

К вопросу об источниках и формах правового регулирования государственно-частного партнерства

К вопросу о начале уголовно-правовой охраны человеческой жизни

К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях

К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации

К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества в образовательном учреждении

Задать вопрос