Государственный контракт на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд: проблемы современного развития
Автор: Конопля Анна Дмитриевна
Рубрика: Гражданское право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (7) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 24.08.2018
Статья просмотрена: 1654 раза
Библиографическое описание:
Конопля, А. Д. Государственный контракт на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд: проблемы современного развития / А. Д. Конопля. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3535/ (дата обращения: 22.12.2024).
Современное развитие юриспруденции в качестве науки в национальном законодательстве позволяет многогранно и всесторонне охватывать различного рода общественные отношения, строящиеся и подкрепляющиеся нормами права, между субъектами, которые реализуют свои правомерные цели и интересы. Именно субъектный состав правоотношений способствует разграничению таких понятий как «публичное право» и «частное право», где основным вопросом становится возможность взаимодействия участников правоотношений.
На первый взгляд покажется, что в каждой из этих систем выражаются определенные интересы конкретных субъектов: в публичном праве — выражение интересов государства через государственные органы власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, учреждений, занимающихся оперативно –хозяйственной деятельностью, а в частном праве — выражение воли и интересов физических и юридических лиц на основании равенства сторон.
При проведенном анализе Гражданского Кодекса Российской Федерации можно установить, что стороной в регулируемых гражданским законодательством правоотношениях могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации) [2]. Данные субъекты в рамках гражданского законодательства на основании принципа равенства сторон обладают равными правами и обязанностями на изъявление воли во вступление в гражданско-правовые отношения, что указано в статье 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации (статья 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации) [2]. В силу особенности субъектов, наделенных определенным характером власти, был разработан один из видов соглашений — государственный контракт. Определение «государственный контракт» представляется в Федеральном Законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где под государственным и муниципальным контрактом понимают договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд [4].
Сложность конструкции государственных контрактов позволяет сочетать в себе как частно-правовые, так и публично-правовые элементы. Данные элементы особенно проявляются в моменте создания и установления условий государственного контракта: все чаще встречается вопрос о формировании государственного контракта на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд именно публичным субъектом — заказчиком, когда частному субъекту-подрядчику необходимо принять или отказаться от установленных условий или от соглашения в целом. В данном вопросе заказчик ставит подрядчика в невыгодные условия контракта, например, в определении сметы расходов, сроков проведения работ. Особенностью государственных контрактов является сложность порядка изменения условий одной из сторон, а также принятия решения об отказе выполнения обязательств по соглашению. Такая проблема выражает нарушение принципа равенства сторон гражданского оборота и порождает злоупотребление специальным правом субъектов публичной власти.
Способом устранения злоупотребления и неравенства прав сторон гражданского оборота в таком случае будет анализ и проверка государственного контракта третьим лицом или лицом, незаинтересованным в подписании договора.
Взаимодействие органов государственной власти и учреждений позволяет отдельно рассмотреть основы бюджетного устройства Российской Федерации, которые, как указывает Э. Б. Алиева, тесно связаны с рыночной экономикой — роль административных и организационных методов управления в плановой экономике [1]. Одним из таких методов является программно-целевой метод бюджетной деятельности государства, государственных органов и учреждений. А. С. Матненко утверждает, что его компоненты и составляющие (мероприятия, поставленные цели, ресурсы, заданные параметры) имеют большое значение в удовлетворении государственных и муниципальных нужд [5]. Таким образом, экономической функцией публичных субъектов, участвующих в формировании и распределении бюджета, является целесообразное и целенаправленное использование финансовых ресурсов.
Из вышеизложенного возникает необходимость изменения и доработки положений параграфа 5 «Подрядные работы для государственных и муниципальных нужд» главы 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а именно статьи 763, которая указывает, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату [3].
Возникает вопрос, почему законодатель в основном определении договора подряда (статья 720) закрепляет полную оплату выполненных подрядных работ на момент приема работ и полного исполнения обязательств, тогда как в данном виде договора подряда устанавливает возможность обеспечения денежной выплаты [3]. На наш взгляд, это гарантировать оплату, но не выплатить на момент окончания подрядных работ.
В данном случае происходит экономическое злоупотребление со стороны заказчика, так как выделение бюджетного финансирования является неотъемлемой функцией определенных государственных органов — целевое использование денежных средств.
В ряде регулирования осуществления оплаты по государственному контракту и устранения злоупотребления со стороны заказчика необходимо:
- Введение статьи о твердой смете на данный вид подряда, то есть исключить возможность заключения приблизительной сметы расходов на выполнение работ по государственному заказу для государственных и муниципальных нужд;
- Применение способов обеспечения обязательств — неустойка, задаток, обеспечительный платеж, то есть полное исключение алеаторных обязательств по государственному контракту. Алеаторная сделка — это соглашение, договор, который имеет рисковый характер исполнения обязательств;
- Императивное закрепление авансового платежа подрядчику со стороны заказчика;
- Императивное закрепление использования промежуточных сроков выполнения работ. Такое положение позволит установить дополнительную гарантию для подрядчика по оплате выполненных работ на определенной стадии процесса. В таком случае данный способ позволит эффективно использовать финансовые ресурсы, а также исключать возможность возникновения споров по неисполнению основных и значимых обязательств по государственному контракту на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, природа государственного контракта в современном развитии экономических отношений позволяет установить баланс в договорных обязательствах субъектов частного права на основании принципов диспозитивности и равенства прав взаимосвязанных сторон и публичного права с определением централизованного и децентрализованного управления деятельности органов государственной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов. Значимость экономической стабильности и исключение злоупотребления со стороны органов и должностных лиц, исключение коррупционных действий, а также невыгодных условий позволяют сохранить права подрядчика на выполнение встречных обязательств за выполнение работ для удовлетворения государственных и муниципальных нужд в сроки и на условиях, установленных таким контрактом.
Литература:
- Алиева Э. Б. Бюджетная система РФ: проблемы теории и практики // «Системные технологии». 2014. № 10.С. 1 -5;
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный Закон от 30.11.1994 года № 51-ФЗ в ред. ФЗ от 03.08.2018 года № 339-ФЗ// СЗ РФ. –1994. –№ 32. –ст. 3301;
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный Закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. ФЗ от 18.04.2018 года № 67-ФЗ// СЗ РФ. –1996. –№ 5. — ст. 410;
- О контрактной системе в сфере закупов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный Закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ в ред. ФЗ от 23.04.2018 года № 108-ФЗ// СЗ РФ. –2013. –№ 14. –ст. 1652;
- Матненко А. С. Программно –целевой метод бюджетной деятельности государства // Вестник Омского Университета. Серия «Право». 2008. № 3 (16). С. 75–78.