Государственные (муниципальные) заказчики в пределах своих полномочий самостоятельно решают проблемы обеспечения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и собственных нужд необходимыми товарами, работами, услугами. Главным инструментом в этом процессе служит заключение государственного (муниципального) контракта. В статье автор анализирует определение понятия государственный (муниципальный) контракт как сложное юридическое понятие, позволяющее определить его сущность и значение наряду с его законодательным закреплением в нормах постоянно изменяющегося законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: государственный (муниципальный) контракт, закупка, договор, органы власти, товары, нужды, контрактные отношения.
В настоящее время определение государственного (муниципального) контракта сформулировано в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. 08.08.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44-ФЗ) [3].
Согласно статье 3 Закона о контрактной системе под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Нормами статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что договор поставки товара представляет собой договорные отношения, в ходе заключения которых поставщик берет на себя обязательства по поставке товара покупателю с целью удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, а заказчик принимает на себя обязательства по оплате такого товара [1].
Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд отличается от других видов договоров поставки. Так, государственный (муниципальный) контракт представляет собой договор на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, по которому происходит передача товара от поставщика государственному (муниципальному) заказчику, а сам заказчик берет на себя обязательство по оплате такого товара.
Важно отметить, что согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом — графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и отличительной чертой контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ) — обеспечение государственных (муниципальных) нужд [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что государственный (муниципальный) контракт — это особый вид договора, который подписывается сторонами в системе государственных закупок в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе. Именно государственный контракт и особый порядок его заключения в полной мере раскрывает сущность такого правового явления, как контрактные правоотношения.
Вследствие того, что государственные (муниципальные) закупки носят сложный многоэтапный характер, сосредоточенный на заключении и исполнении государственного контракта, это в свою очередь порождает на практике сложные правовые проблемы, связанные с определением правовой природы государственного контракта, его роли и места в системе гражданско-правовых договоров, правового статуса заказчика и участника государственных (муниципальных) закупок.
Многие специалисты в области предпринимательского права считают, что государственный (муниципальный) контракт является административным договором. Так, В. С. Белых определил, что «…государственный контракт есть в первую очередь административный договор. Обеспечивающий федеральные и иные публичные интересы» [5, с. 89].
По мнению Л. И. Шевченко «…государственный контракт — это гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы [9, с. 215]. На административный характер государственного (муниципального) контракта также обращает внимание и В. В. Балакин, который считает, что «государственный контракт…обладает всеми признаками административного договора и одновременно имеет частноправовую окраску» [7, с. 25].
С точки зрения В. Е. Белова «…термин государственный контракт свидетельствует о том, что стоящий за ним договор не является обычным гражданско-правовым договором. Отличия связаны, прежде всего с целями заключения государственного контракта. Цели государственного контракта в отличие от обычного гражданско-правового договора имеют публично-правовой характер, поскольку контракт направлен на удовлетворение публичных экономических потребностей» [6, с. 38].
Таким образом, несмотря на различные точки зрения на правовую сущность государственного контракта, все исследователи отмечают наличие публично-правовых отношений.
На наш взгляд, можно согласиться с точкой зрения В. Е. Белова, что государственный (муниципальный) контракт не является обычным гражданско-правовым договором.
Основной формой реализации государственного (муниципального) контракта является проведение юридических конкурентных процедур, именно благодаря которым и осуществляется эффективное размещение государственного заказа.
В указанном случае государственный (муниципальный) контракт лишь опосредует заключительный этап размещения и именно государственный контракт и особый порядок его заключения в полной мере раскрывают сущность такого правового явления, как контрактные правоотношения.
Государственный контракт — это соглашение между субъектами гражданско-правовых отношений, в которых приоритетная роль в силу административного аспекта присуща все же государственным и муниципальным органам, но условия государственного контракта обязательны для сторон их заключивших, но не для широкого круга субъектов к которым обращено действие и обязательные нормы нормативно-правового акта. В свете сказанного, необходимо выделить следующее: во-первых, в отношениях связанных с государственными закупками участвуют как правило две стороны: орган государственной или муниципальной власти и поставщик; во-вторых, цель государственного контракта, т. е. вектор направленности связанный с заключением государственного контракта по обеспечению государственных и муниципальных нужд, которые выражены в том числе, в реализации полномочий во внутренней и внешней политики органов исполнительной власти и подведомственных коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Приведенные нами взгляды, показывают плюрализм в решении вопроса о правовой природе государственного контракта.
Рассматривая государственный контракт необходимо признать, что государственный контракт в системе государственных закупок базируется на основных положениях о гражданско-правовом договоре и принципах равенства сторон в договоре. Достаточным фактом, свидетельствующим о сказанном нами о гражданско-правовых основах государственного контракта, является ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ, о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Анализируя понятие и содержание государственного контракта в законодательстве и теории права, мы можем определить следующие признаки, характеризующие его как институт и правовую категорию:
1) государственный контракт — юридическое соглашение, регулирующее гражданско-правовые отношения между государственным заказчиком и поставщиком;
2) цель заключения государственного контракта: обеспечение нужд органов государственной власти в целях реализация полномочий во внутренней и внешней политики органов государственной власти;
3) субъектами — сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и поставщик;
4) правовой основой государственного контракта являются ГК РФ, ФЗ № 44-ФЗ и подзаконные нормативные правовые акты;
5) цена государственного контракта — это стоимость оказываемых поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, подлежащих оплате средствами, выделяемыми из бюджета;
6) заключение государственного контракта представляет собой многоэтапный процесс, регламентированный нормами ФЗ № 44-ФЗ и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Рассматривая государственный (муниципальный) контракт, важно признать, что он в системе государственных закупок основывается на положениях о гражданско-правовом договоре и принципах равенства сторон в договоре [4, с. 32].
Сторонником квалификации государственного (муниципального) контракта как гражданско-правового договора является Н. Н. Заботина, справедливо указывающая на то, что «…отношения по поставке товаров для государственных нужд не являются управленческими, субординационными с властным преобладанием одной из сторон, а являются имущественными, стороны которых равноправны, и, как следствие, гражданско-правовыми» [8, с. 8].
Таким образом, государственному (муниципальному) контракту в силу его специфики принадлежит особое место в системе договоров и в целом он является самостоятельным видом гражданско-правового договора.
Стоит отметить, что вопрос о правильности названия соглашений, заключаемых заказчиком с поставщиками (исполнителями, подрядчиками) в рамках Закона о контрактной системе на сегодняшний день остается открытым.
Так, по мнению Н. Н. Заботина «…государственный контракт, бесспорно, является договором и мог бы называться государственным договором. Государственный (муниципальный) контракт следует признать не самостоятельным видом (типом) договора, а особой договорной конструкцией».
Подводя итоги и учитывая все вышесказанное, можно предложить следующее определение государственного контракта: это самостоятельный вид гражданско-правового договора, заключаемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, учреждением, уполномоченным органом или организацией по результатам проведения юридической процедуры с лицом, выигравшим такую процедуру.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1652.
- Абрамкин М. Н. Понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации / М. Н. Абрамкин. — Текст: непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 19–22. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4045/ (дата обращения: 13.10.2024).
- Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России / В. С. Белых. — М.: Проспект, 2005. — 432 с.
- Белов В. Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование / В. Е. Белов. — М.: Норма, Инфра-М, 2011. — 302 с.
- Балакин В. В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России: автореферат диссертации... кандидата юридических наук / 12.00.03 / В. В. Балакин. — Москва, 2004. — С. 23.
- Заботина Н. Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореферат диссертации... кандидата юридических наук / 12.00.03 / Н. Н. Заботина. — Волгоград, 2006. — 29 с.
- Шевченко Л. И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: автореферат диссертации... доктора юридических наук / 12.00.03 / Л. И. Шевченко. — Кемерово, 2001. — С. 268.