Вопрос гражданско-правовых отношений в процессе осуществления поставок товаров для государственных и муниципальных нужд имеет принципиальное значение в контексте необходимости правового регулирования таких сделок, их подотчётности, прозрачности и контроля качества поставляемых товаров и услуг. Подобного рода поставки осуществляются за счет средств, выделяемых из государственного бюджета — а, значит, появляется необходимость в существовании адекватной, с точки зрения нормативно-правовой базы, системы обеспечения эффективности таких отношений.
Ключевые слова: муниципальные и государственные нужды, контракт на поставку товаров и услуг, государственный бюджет, Государственный кодекс РФ.
Несмотря на наличие достаточной в количественном отношении совокупности нормативно-правовых положений, регулирующих порядок осуществления таких сделок, в правовом поле до сих пор не существует консенсуса среди специалистов по поводу структуры механизмов по заключению таких договоров поставки товаров для государственных нужд [1]. В процессе осуществления закупок могут использоваться как простая, так и сложная структура договорных связей.
Первый сценарий предусматривает, что исполнитель договора обязуется обеспечить поставку товаров для государственных и муниципальных нужд по условиям заключенного обеими сторонами договора указанному в договоре получателю либо иным лицам, указанным заказчиком. При втором сценарии, когда речь идет о комплексной структуре договора, заказчик заключает контракт с исполнителем о прикреплении последнего к обязательствам по заключению договора о поставке товаров с лицами, установленными заказчиком [3]. В этом случае такие лица должны быть своевременно оповещены государством об их прикреплении к обязательству заключить договор с исполнителем.
Значение государственных и муниципальных контрактов для экономики нашей страны крайне велико, поскольку с их помощью удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в товарах, работах, услугах, то есть упомянутые раннее контракты являются инструментом, с помощью которого государство выполняет свои социально-экономические функции [2].
Говоря о договоре поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, видится необходимым, в первую очередь, разграничить данные понятия.
Из соответствующих положений законодательства можно сделать вывод о том, что под такой разновидностью договора, в первую очередь, понимают юридический документ, в котором определяются условия поставки товаров государственным органам для удовлетворения государственных нужд и осуществления ими своих прямых полномочий. Регулирующие данный договор нормативно-правовые акты называют его «государственным контрактом» [2]. Предметом же договора для муниципальных нужд является поставка товара, удовлетворяющего нужды муниципального образования, и который заключен от имени данного муниципального образования. Законодатель именует данный договор муниципальным контрактом.
Иными словами, договоры поставки для государственных нужд и для муниципальных нужд отличаются уровнем субъекта (он был определён выше) и уровнем целей [1].
Понимание государственных и муниципальных нужд, их специфика, требуют достаточно глубокого анализа. Так, опираясь на учебник по гражданскому праву, рекомендованный редакционно-издательским советом МГЮА, можно сделать вывод, что для того, чтобы потребности могли быть квалифицированы в качестве государственных либо муниципальных нужд, они должны удовлетворять следующим двум критериям [4]:
– муниципальные и государственные нужды определяются нормаим действующего законодательства;
– источником финансирования — бюджет и средства внебюджетных источников финансирования.
По мнению автора данной работы, в упомянутый перечень можно включить ещё один, третий признак — наличие публично-правовой цели, такой как реализация федеральных целевых программ или исполнение международных обязательств (т. е. для государственных нужд, а не собственных нужд государственного либо муниципального заказчика) [4].
Стоит понимать, что между категориями «государственные нужды» и «муниципальные нужды» есть принципиальная разница — поэтому необходимо рассмотреть каждое из этих понятий по отдельности. Для первого понятия характерно финансирование за счет федерального бюджета и региональных бюджетов субъектов РФ, а также иных, внебюджетных источников доходов. За счет этих средств государство приобретает товары и услуги, которые необходимы для осуществления внешней и внутренней политики, функционирования государственных органов власти, реализации условий ратифицированных международных договоров и многого другого. Вторая категория характеризуется финансированием муниципальных нужд за счет местных бюджетов. В основном средства идут на реализацию нужд муниципальных образований и выполнение работ, и приобретение товаров и услуг, необходимых для функционирования органов местного самоуправления. Также финансирование может производиться в целях осуществления муниципальными органами функций, переданных им государством.
Общее понятие государственного и муниципального договора подробно изложено в ГК РФ, а именно в 526 статье [5], в которой, в частности, говорится о том, что подобный договор представляет собой юридически оформленную передачу товаров исполнителем договора государству или указанному государством лицу.
Что касается правовой природы государственного и муниципального контракта, она характеризуется несколькими основными чертами. Как уже было выявлено раннее, данные договоры являются одной из составных частей договора поставки. По этой логике анализируемые в работе документы можно считать, как консенсуальные, возмездные, взаимные, предпринимательские гражданско-правовые договоры [5].
Основополагающей стороной данных договоров можно считать наличие заказчика, который в данном случае представлен государственными или муниципальными органами власти или, иными словами, субъектами, которые имеют юридическое право распоряжаться федеральным или региональным бюджетом в установленных для этого целях.
Государственным заказчиком может являться [4]:
– государственный орган (в т. ч. орган государственной власти),
– госкорпорация по атомной энергии «Росатом»,
– госкорпорация по космической деятельности «Роскосмос»,
– орган управления государственным внебюджетным фондом или государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или её субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени РФ или её субъекта и осуществляющие соответствующие закупки.
Муниципальный заказчик представлен органами местного самоуправления, которые имеют законное право распоряжаться бюджетными средствами в строго установленных для этого правилах, в том числе заключать контрактные обязательство на получение товаров, необходимых для удовлетворения муниципальных нужд [4].
К государственным органам, не являющимся органами государственной власти, но имеющим право выступать государственными заказчиками, относятся [6]:
федеральный уровень:
– Счётная палата РФ,
– ЦИК РФ;
региональный уровень:
– контрольные органы представительных органов субъектов РФ,
– избирательные комиссии субъектов РФ.
Важно обратиться к положениям действующего законодательства, чтобы определить, кто может являться заказчиком товаров для пополнения материального резерва. Федеральный закон «О государственном материальном резерве» свидетельствует о том, что договор о поставке товаров для государственных и муниципальных нужд со стороны заказчика может быть заключен федеральным государственным органом, который компетентен осуществлять надзорную деятельность над государственным резервом, или его представительствами, осуществляющими свою деятельность на региональном уровне [1]. Эти органы подчиняются соответствующим положениям действующего законодательства.
Предусмотрены случаи, когда непосредственным получателем указанных в договоре товаров являются не органы государственной власти, а третье лицо, указанное государством в договоре как получатель. При этом такое лицо не может считаться полноправным участником договорных отношений и не приобретает никаких прав требования в отношении должника.
Второй стороной государственного или муниципального контракта является поставщик. В качестве него может выступать лицо, соответствующее требованиям, установленным законом. К лицам, удовлетворяющим данные требования относятся следующие [7]:
– юрлицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением зарегистрированных в офшорных зонах;
– физлицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП.
Поставщик определяется по итогам проведения соответствующей процедуры закупки. Заказчик может использовать такие конкурентные способы определения поставщика как [7]:
– конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный);
– аукционы (электронный, закрытый);
– запросы котировок;
– запросы предложений.
Детальнее каждый из этих пунктов будет рассмотрен в следующих параграфах.
Из положений ГК РФ можно сделать вывод о том, что договор на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд должен заключаться в письменной форме. Кроме того, такой договор представляет чаще всего единую форму, скрепленную подписями обеих сторон — заказчика и исполнителя [4]. Также возможен вариант, при котором договор заключается дистанционно посредством использования сети Интернет. В этом случае стороны также подписывают договор, используя при этом безопасные электронные подписи.
Государственный и муниципальный контракт может быть как изменен, так и расторгнут [3]. Случаи изменения и расторжения контракта строго предусмотрены законодательством, регулирующим данные правоотношения.
Поставка для государственных или муниципальных нужд — хорошая возможность как для субъекта МСП, так и крупного, получить надежного заказчика в лице государства для заключения долгосрочных договоров на поставку продукции.
Также от качества поставляемых товаров и услуг в той или иной степени зависит эффективность исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками государственных и муниципальных органов власти.
Основополагающей, фундаментальной позицией института поставки является значимость данных договоров для государства в целом, его регионов и отдельных муниципальных образований.
Государственные и муниципальные контракты, являясь по своей сути государственным инструментом реализации задач, которые ставятся перед государственными и муниципальными заказчиками и поставщиками в целях осуществления поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, также представляют собой способ выполнения государством своих социально-экономических функций.
Отличие государственного контракта от муниципального заключается в различии уровней заказчиков и различием в уровнях целей заключения таких контрактов [6].
Исследованный договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд является по своей правовой природе консенсуальным, возмездным, взаимным (двусторонне обязывающим), предпринимательским гражданско-правовым договором.
Законодательное регулирование договора поставки для государственных и муниципальных нужд базируется на общих нормах гражданского права [7]. Основными фундаментальными нормами, являющимися основополагающими для данного договора, являются нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие договор купли-продажи, и как один из видов договора купли-продажи, договор поставки.
Все они в совокупности и каждый по отдельности, имея свою специфику, оказывают непосредственное регулирующее воздействие на правоотношения в области поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Законодательное регулирование в отношении товаров этой категории имеет существенное отличие в силу нацеленности законодателя на привлечение поставщиков в целях поставок продовольствия, сырья и сельскохозяйственной продукции [7].
Специфика законодательного регулирования договоров поставки продовольствия, сырья и сельскохозяйственной продукции заключается в наличии мотивирующих и стимулирующих мер для поставщиков этих товаров, гарантирующих им не только осуществление самих закупок, но и сохранение цен на товары в течение календарного года, распределение квот, предоставления льгот по налогообложению и выдачу субсидий.
При осуществлении анализа как общих, схожих положений законодательных норм, регулирующих закупки товаров для государственных и муниципальных нужд, так и специальных норм каждой из рассмотренных целей закупок, необходимо отметить, что законодатель, имея своей целью полностью исключить коррупцию в нашей стране, создал многоуровневую систему нормативного регулирования соответствующих закупок [2]. При рассмотрении правоотношений, возникающий из договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, очевидна не только реализация поставленной законодателем цели, но и создание комфортных условий для участников таких закупок со стороны как заказчиков, так и поставщиков.
Литература:
- Архипов Ю. Г. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: учеб. пособие / Ю. Г. Архипов. М.: Столица, 2016. С. 116.
- Гражданское право: Учебник: в 2 т. / Д. Е. Богданов, Л. Ю. Василевская; под ред. Е. Е. Богдановой. М.: Проспект, 2021. Т. 2. 448 с.
- Гузоев О. И. Правовое содержание договора поставки для государственных и муниципальных нужд // Современная юриспруденция. 2018. С. 326–328.
- Лалиева М. В. Государственные и муниципальные нужды: трактовка понятия // Отечественная юриспруденция. 2018. № 3. С. 11–14.
- Малаева А. А. Содержание и форма государственного (муниципального) контракта // Актуальные вопросы права, экономики и управления. 2019. С. 331–334.
- Панина М. А. Проблемы правового регулирования договора поставки для государственных нужд // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 11. С. 137–140.
- Ситдикова Л. Б. Правовое регулирование закупок товаров, работ, услуг путем проведения торгов в форме конкурсов и аукционов // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5. С. 110–111.