Характеристика условий договора поставки для государственных или муниципальных нужд в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 18.03.2022

Статья просмотрена: 4601 раз

Библиографическое описание:

Верина, Ю. С. Характеристика условий договора поставки для государственных или муниципальных нужд в Российской Федерации / Ю. С. Верина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89530/ (дата обращения: 16.12.2024).



Чтобы иметь полное представление о правовом характере договора, заключенного для осуществления закупки с целью удовлетворения государственных или муниципальных нужд, необходимо знать существенные условия данного договора (контракта).

Договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидность договора поставки, то есть, на него распространяются как общие нормы о договоре поставки, так и о договоре купли-продажи.

Само понятие государственного или муниципального контракта дается в пункте 8 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, а именно, это гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд [2].

Изучая правовую природу договора поставки для государственных или муниципальных нужд, можно прийти к выводу, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным договором.

Консенсуальный характер договора говорит о том, что он считается заключенным и приобретает юридическую силу с момента, когда стороны договора согласовали все существенные условия по нему.

Согласно части 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещенного в порядке, предусмотренным законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд [1].

Прежде всего, главной отличительной чертой договора поставки для государственных или муниципальных нужд является его особая цель — цель использования товаров, то есть их закупка для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. В связи с этим, законодателем введен параграф 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако ввиду того, что Гражданский кодекс даёт лишь общие нормы, приоритет над ними имеет специальное законодательство со своими нормами, например: Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 года № 275-ФЗ и т. д.

Сторонами договора поставки для государственных или муниципальных нужд являются поставщик и заказчик.

В данном договоре заказчиком является государственный или муниципальный заказчик, либо на основании статьи 15 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, бюджетное учреждение, государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые осуществляют закупки. Поставщиком же является лицо, которое одержало победу в торгах, предложившее наилучшие условия для закупки товаров для государственных или муниципальных нужд. В случае, когда контракт заключается в интересах третьего лица, то при заключении контракта может также быть и покупатель.

Как правило, на момент заключения самого договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, стороны уже связаны в рамках деятельности по участию в торгах.

Если рассматривать условия и виды договоров в гражданском праве, то можно понять, что существуют несущественные условия договора, отражая которые в письменном виде, они не повлекут за собой каких-либо последствий на факт его заключения, и существенные условия, без включения которых в обязательном порядке, договор будет признан не заключенным [5].

Существенные условия могут быть определены через императивную норму права, а также ввиду изменения диспозитивной нормы права путем инициативы одной из сторон договора, либо через выдвижение условий стороной договора, которое не отражено в какой-либо норме.

Само согласование сторонами существенных условий договора — необходимый этап заключения данного договора и признания его заключенным [3].

Условие о предмете договора является одним из существенных положений в гражданско-правовом законодательстве Российской Федерации, поскольку без согласования сторонами условия о предмете договора, невозможно определить рамки договорного правоотношения.

Предметом договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд выступает товар, который был первоначально предметом государственного или муниципального заказа, который должен быть четко прописан и отражен вместе с его характеристиками.

В договорной практике, в основном, если предмет договора не описан подробно, то более развернуто его характеристики и описание даются в спецификациях, приложениях и чертежах.

Хотелось бы отметить, что предмет государственного или муниципального контракта прямо влияет на цену контракта на поставку товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд. Статья 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ предлагает нам методы определения и обоснования цены заключаемого контракта.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ перечисляет обязательные условия, заключаемого контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд:

— условие о твердой цене контракта, которая устанавливается на весь период действий заключенного контракта;

— сроки и порядок осуществления оплаты товаров, которые подлежат поставке в рамках заключенного государственного или муниципального контракта;

— порядок и сроки осуществления оплаты товаров, которые непосредственно являются предметом контракта для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;

— порядок и сроки оформления приёмки поставленных по государственному контракту товаров;

— границы ответственности для заказчика, так и для поставщика товаров для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;

— условие предоставления обеспечения государственного или муниципального контракта.

В контракте необходимо указать, что цена его является твердой и окончательной, устанавливаемая на весь срок действия контракта поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Договор без указания цены не будет являться заключенным. Однако, в определенных случаях, допускается ориентировочное указание цены, то есть, максимальная цена заключаемого контракта, а в некоторых случаях отражается и формула цены [6].

Также, согласно части 12 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ в зависимости от срока, на который заключается государственный или муниципальный контракт, существенным условием также может быть обязательное включение в текст графика исполнения контракта, тогда, когда его срок действия превышает 3 календарных года и цена превышает 100 миллионов рублей.

Отличие договора поставки для государственных или муниципальных нужд от договора купли-продажи состоит также в процедуре заключения контракта для государственных или муниципальных нужд, поскольку к нему предъявляются строгие требования [7].

Одним из существенных условий договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд является условие о взаимной ответственности и заказчика, и исполнителя по данному договору.

Согласно части 1 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации проект государственного или муниципального контракта разрабатываются государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику(исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

В свою очередь, поставщик имеет право направить протокол разногласий либо отказаться от заключения государственного или муниципального контракта. Получив замечания, заказчик должен в установленный законом срок рассмотреть их и принять решение о возможности или невозможности учесть замечания от поставщика.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий или истечении установленного законом срока на урегулирование разногласий, данные неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, они могут быть переданы другой стороной не позднее 30-ти дней на рассмотрение суда.

Также важное значение имеет срок заключения государственного или муниципального контракта. По общему правилу данный срок устанавливается законом, к примеру, если государственный или муниципальный контракт заключается на основании результата торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) / Российская газета, 10.01.2022, № 1, ст. 4.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. Услуг для государственных и муниципальных нужд»// Российская газета, № 49, 09.03.2022.
  3. Бондарева Е. А. Становление и развитие института государственных закупок в России / Е. А. Бондарева. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. — 2019. — 27 с.
  4. Вощенко Р. В. Обзор существенных условий контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд/ Р. В. Вощенко. Наука через призму времени. — 2018.- № 9.- 65с.
  5. Крашенинников Е. А. Заключение договора/ Е. А. Крашенинников, Ю. В. Байгушева// Вестник ВАС РФ. — 2013 — № 5.-102 с.
  6. Павлов Е. В. Договор поставки/ Е. В. Павлов. — М., 2016. — 21 с.
  7. Ромашкин Т. В. Правовые аспекты современной системы закупочной деятельности / Т. В. Ромашкин. — 3-е изд. — Москва: Наука, образование и инновации. — 2018. — 41 с.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальный контракт, нужда, Российская Федерация, Гражданский кодекс, контрактная система, поставка товаров, сфера закупок товаров, заключаемый контракт, муниципальный заказчик, предмет договора.


Похожие статьи

Особенности и направления совершенствования учета затрат на производство строительно-монтажных работ на современном этапе

Нормативно-правовые основания и порядок при заключении и исполнении договоров возмездного оказания услуг

Условия договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом

Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли

Особенности потребительской маркировки в соответствии с ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

Общий правовой режим налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Форма договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Похожие статьи

Особенности и направления совершенствования учета затрат на производство строительно-монтажных работ на современном этапе

Нормативно-правовые основания и порядок при заключении и исполнении договоров возмездного оказания услуг

Условия договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом

Особенности организации бухгалтерского учета для юридических лиц любой организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность в транспортной отрасли

Особенности потребительской маркировки в соответствии с ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

Общий правовой режим налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Форма договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Задать вопрос