Понятие государственного контракта: существенные условия и субъектный состав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 30.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Фрай, В. С. Понятие государственного контракта: существенные условия и субъектный состав / В. С. Фрай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116276/ (дата обращения: 17.07.2024).



В данной статье рассматриваются особенности условий и субъектного состава договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: государственный контракт, заказчик, исполнитель, существенные условия.

С целью обеспечение эффективной работы органов государственной власти в Российской Федерации существует правовая конструкция — договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд (далее также — государственный контракт), занимающий особенное место в системе договоров гражданско-правового характера.

Необходимо отметить, что в отличие от договора поставки, заключение, исполнение и расторжение которого регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд регулируется положениями ГК РФ только в части, не противоречащей нормам Федерального закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 14.02.2024) (далее — Закона № 44-ФЗ). Здесь в полной мере реализуется приоритет специального закона на общим (лат. — lex specialis derogat generali), где в случае конкуренции норм общего и специального закона применяются нормы специального закона.

Закон № 44-ФЗ содержит обширное количество требований, запретов, и условий, соблюдение которых обязательно для всех участников государственного контракта. Высокий уровень детализации положений данного закона объясняется его особенным субъектным составом, в частности, на стороне заказчика всегда будет выступать публично правовое образование. С целью исключения злоупотреблений, коррупции и различного рода давления на остальных участников договора, законодатель выработал жесткие требований к форме и условиям договора, к процедуре его заключения и исполнения, разработав, в частности, разветвленную систему контроля за действиями органов власти, выступающих от имени Российской Федерации и (или) её субъектов.

Законодателем в ст. 526 ГК РФ закреплено определение государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт), «по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров» [1].

В п. 8. ч. 1 ст. 3 Закона № 44 — ФЗ понятие государственного контракта раскрывается следующим образом: «государственный контракт -гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд» [2].

Таким образом, определение, содержащееся в Законе № 44 — ФЗ, раскрывает закрепленное в ГК РФ определение, путем характеристики предмета договора (поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение недвижимого имущества) и указание на субъектов, которые могут выступать на стороне государственного (муниципального) заказчика (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Правовая характеристика договора поставки для государственных и муниципальных нужд невозможна, без рассмотрения вопроса о существенных условиях данного договора. Необходимо обратиться к п. 1 ст. 432 ГК РФ в котором определено, что существенными условиями любого гражданско-правового договора являются «условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида» [1].

Статья 34 Закона № 44-ФЗ хоть и не содержит указания на то, что условия, перечисленные в данной статье, относятся к существенным, но с совместным толкование ст. 432 ГК РФ, эти условия необходимы для заключения государственного контракта и поэтому могут быть признаны существенными. Таким образом, можно разделить существенные условия государственного контракта на две группы: условия обязательные для включения во все контракты и условия, которые необходимо включать в контракт при наличии определенных обстоятельств.

К первой группе условий относятся:

1) цена контракта, которая является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением определенных случаев (ч. 2 ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

2) условие об ответственности заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае просрочки ими исполнения обязательства, предусмотренного контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (п. 1, ч. 13, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

4) о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (п. 1, ч. 13, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2].

Ко второй группе существенных условий относятся условия о:

1) графике исполнения контракта; (ч. 12, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

2) уменьшении суммы, подлежащей уплате поставщику (исполнителю) на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта (п. 2, ч. 13, ст. 34 Закона № 44 -ФЗ) [2];

3) банковском сопровождении (ч. 26, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2];

4) сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (ч. 27, ст. 34 Закона № 44 — ФЗ) [2].

Возвращаясь к вопросу о субъектном составе государственного контракта, необходимо обозначить несколько ключевых моментов.

Во-первых, как было сказано раннее, на стороне заказчика может выступать только Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование. Закон № 44-ФЗ в п. 5 ч. 1 ст. 3 перечисляет субъектов, правомоченных выступать от имени публично-правового образования:

— государственный орган (в том числе орган государственной власти);

— Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

— Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

— публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»;

— орган управления государственным внебюджетным фондом;

— государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Во- вторых, важно, что государственный заказчик должен обладать специальными полномочиями, т. е. он должен быть уполномочен принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

В-третьих, ко второй стороне государственного контракта — поставщику (исполнителю), на стороне которого могут выступать как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, Законом № 44-ФЗ также предъявлены обязательные для соблюдения требования: в отношении этих лиц не проводятся процедуры ликвидации, банкротства, открытия конкурсного производства и не применятся административное наказание в виде приостановления деятельности; также ответственные лица поставщика (исполнителя) не имеют судимостей (юридическое лицо — не привлечено к административной отвесности) за преступления, указанные в п. 7 и п. 7.1., ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ: отсутствие конфликта интересов между сторонами и статусов офшорной компанией и (или) иноагента.

Механизм действия системы государственных закупок в Российской Федерации отличается своей сложностью и высоким уровнем значимости. Как отмечено Правительством Российской Федерации: «сформированная система закупок позволяют своевременно предотвращать нарушения, затрагивающие как общественные интересы, так и интересы поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на любой стадии закупочного цикла (от планирования до исполнения контракта)» [4].

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая — четвертая: (Принят Гос. Думой 22.12.1995 года) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. Ст. 410;
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 01.01.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. — 2013.- № 14. Ст. 1625;
  3. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственный контракт, ГК РФ, муниципальное образование, муниципальный заказчик, муниципальный контракт, нужда, государственная власть, Государственная корпорация, гражданско-правовой договор.


Похожие статьи

Задать вопрос