Понятие и содержание контрактной системы государственных и муниципальных закупок в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 03.06.2022

Статья просмотрена: 429 раз

Библиографическое описание:

Казберова, Д. С. Понятие и содержание контрактной системы государственных и муниципальных закупок в РФ / Д. С. Казберова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92478/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проводя анализ понятию и содержательной стороне российской контрактной системе, отмечу ее относительно недавнее возникновение и становление в Российской правовой системе, в отличие от многих зарубежных государств. Поэтому о российской контрактной системе в сфере государственных закупом можно вести речь, как о достаточно «молодом» институте, поскольку контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг находится на пути своего развития и становления, а имеющийся мировой опыт организации закупок для государственных нужд представляет собой особый интерес для России.

Верно, отмечается в юридической литературе, что «за рубежом государство, как субъект рыночных отношений, через систему государственных закупок активно участвует в производственно-торговых, инвестиционных, инновационных и социально-экономических процессах. Государственные закупки превратились здесь в важный инструмент реализации долгосрочных и крупномасштабных внутрихозяйственных программ в различных областях. Государство является важнейшим заказчиком продукции для государственных нужд на внутреннем рынке» [1, c. 78].

В таких странах, как Соединенные штаты Америки (США), а также в Великобритании, уже многие годы функционируют национальные контрактные системы, включающие в себя отработанные механизмы управления государственным заказом по трем основным этапам: планирование, размещение, исполнение. В странах Европейского союза детально регламентированы процедуры размещения государственного заказа, которые носят обязательный характер не только для стран, являющихся членами Европейского Союза, но и государств, только претендующих на право вступления в ЕС.

Через государственные контракты многие государства решают свои социально-экономические проблемы, привлекают организации для обеспечения научных исследований, разрабатывают и внедряют новые технологии. Государственный контракт обеспечивается за счет бюджета. Поэтому важнейший элемент системы представляет собой оптимизацию расходов государственного бюджета на основе принципов гласности, открытости, экономичности. В международной практике такая система имеет название — прокъюремент.

Прокьюремент (от англ. procurement — приобретение, поставка), включает в себя разветвленную систему разнообразных методов взаимодействия сторон обязательств, разнообразных приемов используемых при заключении контрактов, а также инструментов и возможностей имеющихся у сторон контрактных отношений. В рамках прокъюремента покупатель ищет такого поставщика, который предлагает минимальную цену на товары, работы, услуги, самые оптимальные другие существенные условия — качество продукции, сроки поставки, формы и сроки платежей и проч. Совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной компании, проводится в рамках прокъюремента.

Исследуя Российское законодательство, отмечаем, что Государственная контрактная система представляет собой совокупность норм и правил, для обеспечения формирования единого технологического цикла, который объединяет основные этапы обеспечения федеральных государственных нужд, в частности к таковым относим планирование закупок, прогнозирование поставок товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд, планирование закупок государственным заказчиком для обеспечения федеральных государственных нужд, размещаются заказы на поставку товаров, работ, услуг, юридическое сопровождение, в том числе и по итогам, а также контроль и мониторинг государственных контрактов [2, c. 50].

Заботой государства является обеспечение государственных потребностей и нужд. В результате должны быть удовлетворены потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления государственных функций и полномочий. По статистике, общий объем рынка госзаказа в наши дни составляет от 25 до 35 % ВВП, а в отдельных областях экономики и выше, что является существенной частью затрат федерального бюджета. Для осуществления госзакупок, государство вступает в договорные контрактные отношения. Посредством системы контрактов государство устанавливает и реализует экономические и договорные связи с действующими хозяйственными субъектами. При реализации таких отношений, хозяйствующие субъекты находятся в конкурентном поле. При этом предметом конкуренции выступают государственные средства.

В основе контрактной системы государства находятся контрактные отношения между заказчиком и исполнителем государственного заказа, при этом, сделка представляет собой добровольное соглашение Сторон по закупке. Однако, существуют разные точки зрения на степень добровольного участия в сделке. Есть мнения, что часть сделок осуществляются все же по некоторым давлением разных факторов, что не позволяет называть сделку совершенно добровольной. А.Шаститко убежден в том, что в любом контракте всегда присутствует элемент «взаимного давления (поскольку речь идет о противоречащих интересах), момент давления обусловлен конфликтом экономических интересов в мире ограниченных ресурсов» [3, c. 119].

Как отмечалось, государственный контракт, муниципальный контракт представляет собой гражданско-правовой договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд ( п. 8 ч. 1 ст. 3 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — (далее Закон № 44-ФЗ) [4]. Как и в классическом контракте, в государственной и муниципальной контрактной системе имеются две стороны в лице государства и исполнителя госзаказа, которые преследуют свои интересы, но также есть и третья сторона в лице госзаказчика, у которой тоже свои интересы, которые в некоторых случаях могут не совпасть.

Основу правового регулирования рассматриваемых отношений договорных отношений регламентируются нормами Гражданского Кодекса РФ [5]. Так, вторая часть ГК РФ в рамках договора купли-продажи выделяет самостоятельный его вид — поставку товаров для государственных нужд (статьи 525–534 ГК РФ). ГК РФ системно регулируются вопросы формы и содержания такого договора, особенности его заключения и исполнения, ответственность сторон. Также к отношениям, вытекающим из данного договора применимы положения договора поставки (статьи 506–523 ГК РФ), если иное не установлено § 4 гл.30 ГК РФ о договоре поставки. Отметим, что ГК РФ регулирует порядок поставки не только для государственных нужд, то есть Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 525 ГК РФ), но и муниципальных нужд. Такие отношения регламентируются или государственным или муниципальным контрактами.

Федеральный Закон № 44-ФЗ внес принципиальные изменения в систему закупок. До 2013 года приоритетом было максимальное снижение цены контракта. С 2017 года в полную силу вступил закон и теперь заказчику необходимо обосновать саму закупку. Более того, результативность закупки, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд также будет оценена. Таким образом, наблюдается смещение акцентов от суммы бюджетных средств, направленных на размещение закупки, к результату, полученному от ее размещения.

Также претерпели изменения правила осуществления государственных закупок. Изменения касаются организации и проведения закупок государственным и муниципальным заказчиком и участником государственных закупок. В Российской Федерации теперь действует контрактная система, которая регулируется с этапа планирования и до этапа оценки эффективности закупки, а сказать более точно до контроля в сфере закупок (Глава 5 Закона № 44-ФЗ). Однако, некоторые положения Закона № 44-ФЗ [4] сохранились в новой системе в своей предшествующей форме. Например, изменения почти не коснулись способов проведения государственных закупок. Открытый аукцион теперь проводится только в форме электронного аукциона. Изменения коснулись правил определения начальной цены государственного контракта, а также правил оценки заявок на участие в государственных закупках, правил изменения и расторжения государственного контракта, правил надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Законом установлены особенности исполнения уже заключенных контрактов, например, особенности заключения энергосервисных контрактов, инженерных изысканий, по предоставлению кредита и др.

Правовые нормы, регулирующие государственный и муниципальный заказ и контракт содержатся и в Бюджетном Кодексе РФ [6]. Например, они определяют необходимым конкурсный подход к размещению заказов для государственных и муниципальных нужд (ст.72 БК РФ).

В научной сфере отмечаются следующие трактовки контрактной системы. Так, Матевосян С. С. дает крайне лаконичное определение контрактной системе как совокупности участников контрактной системы и осуществляемые ими действия [7]. Якушина Е. В. Указывает на то, что контрактная система — это совокупность мер экономического, правового и организационного характера, которые должны обеспечить муниципальные и государственные нужды в товарах, работах, услугах благодаря осуществлению взаимосвязанных этапов [8, c. 20]. Шмелева М. В. рассматривает контрактную систему как систему правоотношений, которые состоят из совокупности взаимообусловленных и неразрывно связанных между собой элементов. При этом, эти отношения включают определенные этапы, такие как планирование закупок, разработка документации о закупках и проекта государственного контракта, проведение закупки, заключение государственного контракта, исполнение контракта, сдача отчетности по контрактной деятельности [9, c. 101].

Также Шмелева М. В. выделят две концептуальные формы контрактных отношений, реализуемые в Российской Федерации:

– Обязательственные (или договорные) правоотношения. При этом, заключение государственного контракта представляет собой юридический факт, который создает договорные правоотношения между участником закупок и заказчиком.

– Организационно-правовые отношения, складывающиеся при проведении закупок (размещении заказов), что отвечает сущности контрактных правоотношений. При этом сущность контрактной системы описывается как особые взаимоотношения между физическими и юридическими лицами, имеющими правовой статус участника или заказчика и возникающие по поводу организации, проведения и участия в процедурах по закупкам [10, c. 368].

Таким образом, делаем следующие выводы. Контрактная система представляет собой объединение участников контрактной системы в сфере закупок по поводу действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Контрактная система предполагает объединение различных субъектов сфере закупок для достижения единых целей. Контрактная система влияет на экономику за счет антикоррупционной направленности, на национальный бизнес и выполнения государственных обязательств.

В Российской Федерации процесс по организации закупок для государственных и муниципальных нужд представляет собой сложный процесс, требующий четкого алгоритма действий от субъектов данных правоотношений на всех стадиях закупочного процесса. Внедрение указанного процесса в России осуществлено на данном этапе формирования системы государственных, муниципальных закупок осуществлено полностью, но при этом существует ряд препятствий, от скорейшего устранения которых зависит совершенствование механизма регулирования государственных закупок.

Литература:

  1. Цахаев Г. Р. Опыт США в сфере государственных закупок // Научный журнал «Апробация». 2013. № 5. С. 78–80.
  2. Государственная контрактная система: состояние, проблемы, перспективы. Под ред. Смотрицкая И. И. М.: Институт экономики РАН, 2015. С. 50.
  3. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М. Инфра-М. 2017. С.119
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2022) // Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 16.04.2022
  5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 08.07.2021
  6. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 16.04.2022.
  7. Матевосян С.С Проблемы реализации способа закупок «запрос котировок» // Молодой ученый. 2017. № 36. С. 60–62. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/170/45588/ (дата обращения: 04.01.2018).
  8. Якушина Е. В. Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования. // Креативная экономика. 2011. № 8. С. 19–27.
  9. Шмелева М. В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации // // Вестник СамКГУ. 2018. № 4. С. 101.
  10. Митьковская И. В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок. // А ктуальные вопросы развития экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2016. С. 368.
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, государственный контракт, Российская Федерация, ГК РФ, нужда, закупка, отношение, государственный заказ, муниципальный контракт, сфера закупок.


Похожие статьи

Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом

Роль и функции государственной системы закупок

Принцип профессионализма заказчика как базовый принцип контрактной системы государственных закупок

Методы оценки эффективности организации системы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации

Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Понятие, сущность и содержание кадрового аудита в органах государственной власти

Понятие и система государственной службы в Российской Федерации

Повышение эффективности современной контрактной системы в сфере закупок инновационной продукции и НИОКР

Современные проблемы правового регулирования института государственных закупок

Процедура организации государственных закупок и ее информационное обеспечение на примере ГБУ «Жилищник»

Похожие статьи

Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом

Роль и функции государственной системы закупок

Принцип профессионализма заказчика как базовый принцип контрактной системы государственных закупок

Методы оценки эффективности организации системы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации

Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Понятие, сущность и содержание кадрового аудита в органах государственной власти

Понятие и система государственной службы в Российской Федерации

Повышение эффективности современной контрактной системы в сфере закупок инновационной продукции и НИОКР

Современные проблемы правового регулирования института государственных закупок

Процедура организации государственных закупок и ее информационное обеспечение на примере ГБУ «Жилищник»

Задать вопрос