В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.
Ключевые слова: закупки, контрактная система, федеральный закон 44-ФЗ.
Контрактная система на территории России начала развиваться еще в XVI в. Первый документ, который содержал сведения о закупках для обеспечения Российского государства был создан в 1595 г., именуемый как казенный подряд «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости».
Упоминание о государственных закупках можно найти в период правления Алексея Михайловича (Тишайшего), который приказал создать Указ об условиях доставки в город Смоленск сухарей и муки. Он распорядился, чтобы воеводы отправили грамоты московским купцам и боярам, которые бы решились доставить сухари и муку в Смоленск. За перемещение поставленного объема клади царские подданные сговаривались с купцами «по сороку и по сороку по пяти алтын и по полутора рубли», но при этом сам хлебный груз снимался с госпошлины, в связи с этим активность царя показала желание заказчика вести переговоры с поставщиком.
Во времена Петра I cтали появляться первые открытые торги и публичные конкурсы. При нем начались глобальные реформы в экономической и общественно-политической жизни российского государства, при этом данная реформа не могла не коснуться области государственных закупок. В 1715 г. возникла Канцелярия подрядных дел, отвечающая за заказы и подряды для государственных нужд [2].
Абсолютно все объявления о планируемых и проводимых закупках размещались на городских воротах, чтобы народ, покидающий город или входящий в него, смог ознакомиться с тем, что приобретается для нужд государственных. С помощью вывесок на городских воротах народ государя давали материал о заключенных контрактах, о лицах, которые выполняли государственный заказ, а также информацию обо всех льготах подрядчикам и поставщикам. На реализацию заказа мог претендовать каждый добросовестный и исполнительный человек.
В это время формируется правовая база закупок. Создаются акты, упорядочивающие заключение государственных контрактов всевозможным направлениям: строительство казенных дорог, мостов, зданий и т. д.
Петр I боролся с перерасходом государственных средств. В 1721 г. издается сенатский указ «Об осуществлении борьбы с ненастоящими ценами и коррупцией в деле подрядов и каких-либо поставок».
Важным этапом развития института закупок стал период правления Анны Иоанновны. В 1732 г. издается регламент Камер-коллегии, в обязанности которого входило печатание объявлений о закупках в общегосударственной центральной газете «Русских курантах».
Регул провиантского правления 1758 г. стал одним из основных документов, созданный Елизаветой Петровной (1741–1761). В данном документе отдельное внимание уделялось закупкам непосредственно у производителей, а не у перекупщиков. Также особое внимание обращалось на рекламе торгов.
В период правления Екатерины II (1775–1776 гг.) проведена одна из реформ государственного управления в России. Для государственных закупок в реформенном документе «Учреждение о губерниях» была закреплена отдельная статья 118 «О контрактах по подряду, поставках и откупах». Очевидно, но ссылаясь на новое положение, полномочия по заключению государственных контрактов «на такие суммы как 10000 рублей сроки продолжительностью более четырех лет» подавались в Казенную казну, обязывающие соблюдать все необходимые условия договора, даже если это могло нанести ущерб казне. При правлении Павла I существенная часть напитков и продуктов для царского стола закупалась именно по подрядам.
Четкая организация закупок, а также исполнительность купцов и предпринимателей отличалась в XIX веке.
Отлаженная система позволяла потенциальным поставщикам не являться в канцелярию лично, а передать заявку нарочно, соблюдая положенные формальности.
Во время Революции 1917 г. и Гражданской войны публичные торги не проводили. Практика проведения конкурсов для обеспечения государственных нужд возвращается в период НЭПа. В 1927 г. Правительством утверждается новое Положение о государственных поставках и подрядах. Определение поставщика и выгодность условий не ограничиваются только поиском самой низкой оплаты. При этом заказчик должен руководствоваться надежностью, опытом подрядчика, кредитоспособностью, что позволило государству обеспечить эффективность заключения государственного контракта. К концу 20-х гг. сворачивает НЭП, что привело к упразднению практики государственных контрактов.
После распада СССР и начала перехода к рыночной экономике в Российской Федерации формируется законодательная база в области государственных закупок. В период 1992–1997 гг. издаются законодательные акты, формирующие базу для создания современной системы в сфере государственных закупок.
В 1999 г. публикуется первый закон для упорядочивания систематизации системы государственных закупок в России. Это федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (97-ФЗ). Данный федеральный закон регулировал только деятельность федеральных заказчиков и совершенно не затрагивал тему о процессе контроля размещений заказов.
В 2005 г. принимается Федеральный закон № 94-ФЗ.
С его принятием структура государственных закупок получила практически современную форму деятельности. В данном законе описывались и были введены в практику электронные аукционы. Был сокращен двухэтапный процесс размещения заказа. В нем запрещалось проведение закрытых торгов, за исключением закупок содержащих государственную тайну. Стали закрепляться понятия как начальная и максимальная цена контракта [2].
В период 2006–2014 гг. поменялся порядок размещения государственных заказов. Стали действовать электронные аукционы, рассчитываться первоначальная и итоговая стоимость контрактов. Практически все закупки, кроме тех, которые представляли государственную тайну, начали публиковаться в открытом доступе.
5 апреля 2013 года был издан и принят действующий на сегодняшний день федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный федеральный закон регулирует отношения, которые направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд непосредственно для повышения эффективности, а также результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, и предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, которая касается:
– планирование закупок товаров, услуг, работ;
– определение поставщиков, исполнителей, подрядчиков;
– мониторинг в области закупок товаров, работ, услуг;
– аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг и т. д.
Основными целями Закона являются:
– борьба с коррупцией;
– повышение эффективности подобных закупок [1].
Заказчики начинают заниматься планированием закупок, также определяют объективную потребность в приобретенных товарах. Эти действия осуществляют препятствие в растрате бюджетных средств.
Благодаря введению ряда законодательств, по представлению разработчиков позволило сократить риски коррупции в области государственных закупок; установленные законодательством требования к комиссии предполагают, что в число комиссии должны входить преимущественно лица, которые прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области закупок; антидемпинговые меры позволят заказчику подписать контракт с добросовестными поставщиками; расширение методов определения начальной (максимальной) цены контракта сократит случаи завышения или занижения начальных (максимальных) цен закупок.
Таким образом, государственные закупки в настоящее время — интересная и сложная сфера деятельности, регулирующая большим количеством постановлений и подзаконных актов.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения развития государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ (последняя редакция)// Консультант Плюс, [Электронный источник], URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
- Богачов В. П. «Очерк истории развития государственных закупок в России»// В. П. Богачов, Тамбов, «Грамота»,2016г.-130С.