В статье рассматриваются вопросы организации системы контроля в сфере государственных закупок.
Ключевые слова: закупки, контроль, контрактная система, процесс.
The article deals with the organization of the control system in the field of public procurement.
Key words: procurement, monitoring, contract system, the process.
На сегодняшний день система государственных закупок выполняет важнейшую системообразующую роль в российском обществе, представляя собой ключевой механизм, обеспечивающий и отражающий качество реализации отношений между государством, бизнесом и обществом. Важность создания эффективной контрактной системы диктуется современными экономическими потрясениями. Россия в последнее время очень часто подвергается экономической и финансовой блокаде со стороны мирового сообщества. В таких условиях государству приходится рассчитывать на свои силы, поднимать отрасли, находящиеся в упадке, создавать новое производство и т. д. Естественно, что все эти реформы осуществляются через федеральную контрактную систему, и то на сколько эффективно данная система будет функционировать, зависит скорость создания независимого, экономически сильного государства.
Элементы инфраструктуры государственного заказа представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Инфраструктура государственного заказа [1, с.168]
В монографии Л. И. Юзвович Н. Ю. Исаковой [2] предложен авторский подход к рассмотрению группировки государственных закупок по определенным признакам, как показано на рисунке 2.
Рис. 2. Структура государственных закупок в РФ [2, с.14]
Процесс осуществления государственных закупок может быть представлен в виде схемы, как показано на рисунке 3.
Рис. 3. Процесс осуществления государственных закупок [2, с.31]
На этапе планирования государственный заказчик определяет свои первоочередные потребности из многочисленного объема имеющихся, обосновывает необходимость их удовлетворения, изучает рынок с целью получения сведений о стоимости требуемых товаров, работ, услуг, определяет способ проведения закупки, учитывает количественные, качественные и ценовые ограничения, установленные главным распорядителем в правилах нормирования. На втором этапе, начинающемся с доведенных до государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств и утвержденного плана-графика закупок на текущий финансовый год, происходит непосредственное освоение бюджетных средств путем осуществления закупок способами, разрешенными действующим законодательством о контрактной системе.
Таким образом, равномерное и своевременное доведение бюджетных средств до заказчиков существенно влияет на принятие решения о способе закупки, при этом выбор в пользу низкоконкурентных или неконкурентных способов, таких как запрос котировок или единственный поставщик, значительно снижает эффективность и рациональность использования средств бюджетов заказчиками всех уровней. На этапе осуществления закупки заказчики, оказывают непосредственное влияние на экономическую ситуацию в стране. Бережливое и равномерное расходование бюджетных средств, достижение максимального удовлетворения государственных нужд при минимальных затратах и своевременное принятие мер по недопущению нарушений финансово-бюджетной дисциплины, позволяют осуществлять государственные закупки наиболее эффективным способом [2, с.32–33].
Функционирующая сегодня в России система государственных закупок является результатом трансформации федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем его дополнения опытом передовых западных держав в данной сфере, а также расширения функциональной составляющей, то есть включения в систему государственных закупок этапа планирования, проведения контрольных мероприятий и осуществления мониторинга закупок.
К безусловным преимуществам федерального закона о контрактной системе можно отнести его ориентированность на развитие рынка государственных закупок, нацеленность на повышение прозрачности и открытости проводимых заказчиками процедур, попытки максимизировать внедрение и использование достижений современных информационно-коммуникационных технологий. По мнению Л. И. Юзвович и Н. Ю. Исаковой, ограниченность финансовых и технологических ресурсов, наличие коррупционной составляющей, длительность документооборота, существенно нивелируют положительные законодательные инициативы при внедрении их на практике, формируя тем самым как ценовые (особенности формирования начальной максимальной цены контракта; этапа осуществления закупок; исполнения государственных контрактов), так и неценовые проблемные аспекты управления государственными закупками [2, с.163].
Для наглядности проблемы необоснованного обжалования участниками закупок действий и/или бездействия заказчика и его структурных подразделений представим рисунок 4.
Рис. 4. Количество рассмотренных жалоб за 2015–2019 гг. [3, с.18]
В 2019 году в ФАС России поступило 80 931 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.
К основным видам совершения коррупционных действий в сфере государственных закупок отнесены:
– уклонение от осуществления конкурсных процедур по выбору поставщика товаров, исполнителя работ;
– получение некоторой доли денежных средств, перечисленных исполнителям за не выполненные работы (услуги), за счет оформления фиктивных актов приемки-передачи товаров (работ, услуг);
– получение незаконного вознаграждения за послабления при приеме работ по государственным контрактам;
– получение денег за пособничество потенциальным поставщикам в победе в конкурсах на выполнение работ, оказание услуг, поставке товаров.
Литература:
- Цветков Ю. А. Инфраструктура государственного заказа // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2019. — № 15. — С.162–173.
- Юзвович Л. И., Исакова Н. Ю., Истомина Ю. В., Харжавин К. Е., Гоголина И. Н. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты. — М.: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. — 233 с.
- Единая информационная система в сфере закупок / URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
- Ахмедов Р. Т. Коррупция в сфере государственных заказов // Форум молодых ученых. Издательство: ООО «Институт управления и социально-экономического развития» (Саратов) — 2020. — С.47–54.