В статье исследован процесс становления и развития нормативно-правовой базы, регламентирующей данную сферу деятельности.
Ключевые слова: федеральная контрактная система, государственные закупки, государственный контракт.
Федеральная контрактная система США имеет за своими плечами многолетний опыт. На сегодняшний день это одна из ведущих и наиболее эффективных систем государственных закупок в мировой практике, элементы которой нередко брали на вооружение другие страны для разработки проектов по созданию национальных контрактных систем. Рынок государственных закупок США является крупнейшим в мире по числу осуществляемых хозяйственных операций, по номенклатуре и стоимости товаров, работ и услуг.
Под термином «public procurement» (общественные закупки) в законодательстве США подразумеваются жизненный цикл приобретения товаров, работ и услуг, начало которого заключается в определении потребности, а окончание — в заключении и исполнении контракта [1].
В контрактной системе США государство не рассматривается в качестве субъекта, имеющего собственные нужды. Подразумевается, что закупки осуществляются для обеспечения нужд общества, ради которого и существует государство как система властных институтов.
Федеральная контрактная системы США возникла и развивалась под влиянием естественных социально-экономических и политических факторов, отвечая на конъюнктурные вызовы того или иного исторического периода, что, в свою очередь, способствовало экономическому и социальному развитию США.
До возникновения законодательной базы о регулировании государственного заказа частные лица выступали в качестве поставщиков, реализуя свою продукцию напрямую государству. Ввиду отсутствия процедуры контроля качества, Правительство могло оказаться в ситуации, когда приобретенные товары не соответствовали заявленным требованиям. В 1795 году был принят первый соответствующий нормативный акт — закон о поставках для государственного снабжения, он регулировал приобретение определенных товаров и материалов для государственных нужд [2].
В период Гражданской войны в США возросла потребность в приобретении товаров и материалов для снабжения армии, покупка которых негативно отражалась на бюджете страны. В 1861 году Конгресс США принял Закон о бюджетных ассигнованиях на различные гражданские нужды, обязующий федеральные органы использовать принцип открытых торгов при размещении заказов, публикуя информацию о требуемых товарах и услугах, сроках и финансовых условиях сделок, за исключением общественно важных заказов — вооружений и военной техники. Кроме того, закон заложил принцип конкуренции — предоставил равные возможности поставщикам по предложению государству товаров и услуг, а также принцип предпочтения поставщику, сделавшему наиболее экономически выгодное предложение.
Когда стало очевидно, что небольшие компании и их работники нуждаются в защите от большого бизнеса, в 1890 году Конгрессом США был принят Антитрестовский закон Шермана, провозгласивший преступлением препятствование свободе торговли созданием треста и вступление в сговор с такой целью.
Закон США «Покупай американское» 1933 года и поправка Берри, принятая Конгрессом США в 1941 году, содержат меры жесткого протекционизма в интересах американского производителя, демонстрируют механизмы защиты внутреннего рынка, предусматривают запреты и ограничения на закупку товаров неамериканского производства для государственных нужд.
С увеличением военно-государственного потребления в годы I и II мировых войн произошел перевод федеральной контрактной системы США на работу в военное время: открытые торги заменялись закрытыми, подрядчика выбирали напрямую, конкуренция была ограничена. В 1947 году был принят Закон о снабжении вооруженных сил, в котором отдавалось предпочтение открытым торгам, а также были сформулированы исключения для проведения закрытых торгов, был утвержден свод правил государственного регулирования заказов для вооруженных сил США, который в последующем стал основой для федеральных правил закупок.
Исторически сложилось, что в контрактной системе США большое внимание уделяется малому бизнесу, это отразилось в следующих законодательных актах: закон о малом бизнесе 1953 года, поправка к закону о малом бизнесе 1978 года, закон о малом бизнесе 1997 года. Закупки, сумма которых составляет меньше 25 тысяч долларов, отдаются малым предприятиям и размещаются с помощью упрощенной процедуры.
Закон о правдивости переговоров 1962 года (TINA), регулирующий раскрытие стоимостной информации, обязывает поставщиков предоставлять стоимостные и ценовые данные согласованных контрактов с единственным поставщиком, в которых отсутствует установленная рыночная цена, сумма которых превышает 500 тысяч долларов. Поставщик также должен подтвердить актуальность полноту и точность представленных данных. За фальсификацию и утаивание информации поставщики могут быть привлечены к ответственности [3].
В 1994 году был принят закон об оптимизации федеральных закупок (FASA), существенно изменивший действовавшие ранее положения контрактной системы, он радикально модернизировал закупочную деятельность в соответствии с современными реалиями в экономической системе. Закон ускорил процесс проведения малых закупок путем упрощения процедур, позволил заключать контракты сразу с несколькими участниками одной закупки, сократил объем бумажного документооборота, запустил процесс внедрения электронной торговли [4].
Федеральные правила закупок (FAR), включенные в раздел 48 Свода федеральных нормативных актов, содержат более 4300 тысяч норм и правил, разработаны для того, чтобы унифицировать положения о закупочных процедурах для соблюдения всеми участниками контрактной системы единой закупочной политики и использования единых закупочных правил. Правила регулируют цикл планирования, размещения и исполнения государственного заказа и деятельность государственных служащих при осуществлении закупочной деятельности. Жизненный цикл закупочного процесса включает три этапа: определение объемов нужд и планирование, размещение заказа и заключение контрактов, обеспечение исполнения контрактов и контроль [5].
США присоединились к многостороннему соглашению ВТО по правительственным закупкам в 1994 году, которое делает национальный рынок государственных закупок доступным для иностранных поставщиков в четко определенных сегментах товаров, работ и услуг, а также увеличивает прозрачность процессов в данной сфере. Нормативно-правовая база США в целом соответствует взятым обязательствам, однако условия для малого бизнеса и преференции в отношении отечественных товаров выбиваются из системы.
В контрактной системе США закупки являются эффективным инструментом, преследующим цель по достижению экологической устойчивости. В Федеральных правилах закупок США содержатся положения постановлений Правительства США по политике устойчивого развития — экологические критерии: контракты заключаются только с теми поставщиками, результаты деятельности которых соответствуют экологическим требованиям, кроме того, запрещено заключение контрактов поставщиками, признанными виновными в загрязнении окружающей среды [6].
Управление закупочной деятельностью США базируется на трех принципах: во-первых, достижение справедливости (создание таких условий, при которых поставщики на равных конкурируют за получение заказа), во-вторых, соблюдение принципа добросовестности и борьба с коррупцией, в-третьих, достижение экономии (закупки должны осуществляться по максимально низким ценам и с минимальными затратами при их проведении).
Во многих отношениях законодательная база Контрактной системы США вобрала в себя тенденции, возникающие в тот или иной исторический период. Опыт США показывает, что нормативная структура может органично развиваться в течение веков, отвечая на вызовы времени во всех сферах жизни общества, и служить образцом для построения национальных контрактных систем других стран.
Литература:
- United States Code. FindLaw [Электронный ресурс] URL: https://codes.findlaw.com/us/ (дата обращения: 12.05.2021).
- Yukins C. R. The U. S. Federal Procurement System: An Introduction // Procurement Law Journal. № 75. 2017. P. 70.
- Code of Federal Regulations. Gov.info [Электронный ресурс] URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CFR-2003-title48-vol1/pdf/CFR-2003-title48-vol1-chap1.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
- The Federal Acquisitions Streamlining Act. Congress.gov [Электронный ресурс] URL: https://www.congress.gov/103/bills/s1587/BILLS-103s1587enr.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
- Code of Federal Regulations. Gov.info [Электронный ресурс] URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CFR-2003-title48-vol1/pdf/CFR-2003-title48-vol1-chap1.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
- Davey J., Gatenby A. (Ed). The Government Procurement Review — Edition 8. London: Law Business Research Ltd, 2020. P. 40–41.