Цель закона N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключается в создании единого цикла формирования, публикации государственного заказа, его выполнения. Данная совокупность мероприятий позволяет обеспечить выполнение всех пунктов публичных обязательств государства, осуществить контроль качества товаров, работ, услуг, эффективно использовать ресурсы, управлять различными видами рисков, связанных с государственными заказами, снизить уровень коррупции в государственном секторе, повысить уровень прозрачности на протяжении всего процесса закупок [1].
Контрактная система выступает в качестве усовершенствованной модели процедуры тендеров. Её внедрение позволило повысить эффективность государственных заказов.
Контрактная система является мощным инструментом, благодаря которому осуществляется регулирование экономики страны. Например, посредством государственных закупок снижается уровень затрат государственного бюджета. Россия — крупный потребитель, для обеспечения нужд которого необходимы значительные финансовые средства (в 2019 году на госзакупки было выделено 9,6 трлн рублей) [2, стр. 603].
С 21.07.2005 года в Российской Федерации действовал Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Обратимся к анализу наиболее важных отличий системы госзакупок 94-ФЗ от контрактной системы 44-ФЗ, функционирующей в настоящее время и претерпевшей значительные изменения.
Актуальная контрактная система осуществляет регулирование процесса определения государственных и муниципальных нужд, а также их обоснование и планирование, а в последствии размещение в системе заказа и его исполнение. При осуществлении контрактной системы отдаётся предпочтение отечественному бизнесу и продукции перед иностранными товарами и услугами.
В 44-ФЗ были сформулированы и установлены новые правила относительно определения как начальной цены государственного контракта, так и оценок заявок на участие в государственных закупках.
Сформирована Единая информационная система, которая позволяет увидеть и проанализировать планы закупок, планы графики, предоставляемые гарантии, условия закупок, список недобросовестных поставщиков, результаты проведённых проверок, информацию об исполнении контрактов и т. д.
Сформулировано обязательное правило относительно заказчиков: они обязаны утверждать план закупок на срок действия соответствующего бюджета, план-график на год, а также аргументировать соответствие объекта закупки целям государственной закупки.
В 44-ФЗ введены новые способы проведения государственных закупок: в конкурсе принимает участие ограниченное число желающих, он состоит из двух этапов, а также происходит формирование запросов на актуальные предложения.
Сформулированы обязательные требования к сотрудникам контактной службы: управляющим, участникам комиссий, работникам специализированных организаций, работникам, имеющим отношение к контролирующим органам, осуществляющим проверку контрактных закупок.
Обязательным условием контрактной системы является выполнение механизма общественного обсуждения закупок. Это означает, что граждане могут обращаться с жалобами и предложениями в правоохранительные органы и в суд.
Когда заказчик осуществляет проведение конкурсов и аукционов, он обязан контролировать обеспечение заявок и исполнение контрактных обязательств.
Значительно выросла роль малого бизнеса в контрактных закупках, поскольку теперь заказчики обязаны покупать товар у представителей малого бизнеса в размере не менее чем 15 % от общего годового объёма в денежном выражении, а цена контракта должна быть не более 20 млн. рублей.
Отличительной чертой современной контрактной системы выступает её сложная структура. Проанализировав данную сферу с точки зрения правового режима, необходимо выделить две основные составляющие: предмет и субъект покупки.
Предмет закупки, акцентирует внимание на следующих аспектах:
– товары, работы и услуги, имеющие отношение к государственному оборонному заказу;
– материальные ценности (необходимы для создания государственного материального резерва);
– товары, работы и услуги, относящиеся к сельскохозяйственному сектору (необходимые для нужд государства);
– лекарственные и медицинские средства (необходимые для нужд государства).
К субъектам закупки относят:
– государственных и муниципальных заказчиков, приобретающих товары, работы и услуги;
– государственных заказчиков государственного оборонного заказа;
– бюджетные, автономные учреждения, а также государственные, муниципальные унитарные предприятия;
– иные юридические лица.
При создании плана закупок прописываются цели осуществления закупок, наименование необходимых позиций, их описание и объём, сроки осуществления, объём денежных средств, который будет выделен и некоторая дополнительная информация. Данный план формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов. В Федеральном законе № 44 представлены требования относительно оформления и утверждения планов закупок.
Особое внимание уделяется основным принципам, согласно которым контрактная система может функционировать. Они представлены в ст. 6 Закона. К ним относятся:
– открытость, прозрачность информации;
– единство контрактной системы;
– обеспечение конкуренции;
– профессионализм заказчиков;
– стимулирование научно-технического прогресса;
– ответственность за результат, решение государственных и муниципальных нужд, реализация процесса эффективного использования процесса закупок.
Особую важность представляет собой принципы открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции. Именно они во многом определяют подходы к регламентации общественных отношений, которые сложились в законодательстве о контрактной системе.
Принцип открытости заключается в том, что предоставляется свободный доступ к информации о контрактной системе. Все данные размещаются в единой информационной системе.
Под принципом обеспечения конкуренции подразумевается запрет для лиц, участвующих в создании торгов, осуществлять какие-либо действия, ограничивающие конкуренцию (например, необоснованно уменьшать количество участников).
Согласно действующему законодательству, к категории «закупка товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства» относятся закупки:
– осуществляемые в рамках государственного оборонного заказа;
– сведения, относящиеся к государственной тайне;
– осуществляемые отдельными государственными заказчиками, перечень которых определен Правительством РФ (Минобороны России, Федеральной службой безопасности России, Службой внешней разведки России).
Таким образом, согласно действующему законодательству РФ, используются следующие критерии отнесения закупок к закупкам товаров, работ, услуг для нужд обороны и безопасности страны: участие в государственном оборонном заказе, информационный режим, ведомственная принадлежность.
На современном этапе государственные закупки занимают важное место в расходной части бюджета большинства стран, следовательно, они способны выступать в качестве эффективного инструмента управления экономикой. Данный механизм позволяет решить социальные, экономические проблемы, провести научные исследования, внедрить инновации, обеспечить разработку технологий и т. д.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный источник] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
- Кабытов, П. П. Анализ содержания и структуры контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник СПбГУ. Право. — 2020. Т. 11. Вып. 3. — С. 601–624.