При разработке Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» некоторые идеи были заимствованы из законодательства США, прежде всего сам термин «контрактная система».
Ввиду большого значения госзакупок для развития европейской интеграции была признана необходимость включить открытие рынка госзакупок в качестве одного из ключевых элементов Программы Внутреннего рынка. Согласно ей должны были быть обеспечены условия, при которых рынок госзакупок услуг был бы открыт для европейской конкуренции, с тем чтобы поставщики услуг имели равные возможности заключать государственные контракты [1]. При заключении контрактов с иностранными организациями о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг государственные органы Великобритании заинтересованы и настаивают на том, чтобы в контракте содержалась оговорка о юрисдикции права Великобритании ввиду того, что судебное разбирательство по праву иностранного государства является потенциально более сложным и экономически невыгодным для британской стороны. В связи с этим в стандартных условиях контракта на выполнение государственного заказа предусмотрено, что право Великобритании имеет преимущественную силу при разрешении споров, и согласие с данными условиями является весьма важным при выборе поставщика.
В некоторых странах статусом государственных заказчиков наделены частные организации с государственным участием, что представляется вполне обоснованным. К числу государственных заказчиков по законодательству отдельных зарубежных стран отнесены также физические лица, например, в Белоруссии и Германии [2].
В настоящее время международное законодательство о государственных закупках базируется на Типовом законе Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также статьях закона ЮНСИТРАЛ. Закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» регулирует методы закупок и условия их использования; процедуры торгов; основной метод закупок; обжалование.
Закупки для государственных нужд и их размещение в развитых странах происходит на основе методов: конкурсные процедуры (открытые, закрытые, двухэтапные, селективные), закупки на основе переговоров с несколькими альтернативными поставщиками, закупки в торговой сети (метод запроса котировок), закупки у единственного торгового источника.
Законодательство Великобритании регламентировано на разработанных документах, один из которых «Рекомендации по конкурсным закупкам». При Казначействе Соединенного Королевства в качестве методического и контролирующего органа действует «Центральная организация по закупкам». В каждом министерстве имеется департамент контрактной работы. Казначейство делегирует право распоряжения финансовыми средствами отраслевым министерствам. Инспектор финансов обеспечивает покрытие расходов бюджетным ассигнованиями и каждый контракт проходит его одобрение.
В Австралии и Новой Зеландии отсутствует законодательство, регулирующие закупки для государственных нужд. Однако в этих странах активно применяются конкурсные методы внедрения государственных заказов. При этом регионы пользуются автономией в рамках государственной политики закупок. Финансовый контроль над государственными финансовыми расходами осуществляется по линии Казначейства на основе законодательства.
Действующая во Франции и Бельгии схема организации государственных закупок предусматривает контроль за государственными расходами. Во Франции создаются специальные комиссии, которые выборочно проверяют контракты. Ведомства и органы местной власти формируют подразделения по закупкам, в функции которых входит заключение контрактов и контроль их исполнения.
Федеральное законодательство США формально не распространяется на деятельность отдельных штатов и местных территориальных единиц, обладающих самостоятельным бюджетом. Законодательство США регулирует деятельность органов, ответственных за информационные ресурсы по государственным закупкам. Законодательно определены полномочия и функции органов ответственных за информационные ресурсы — сбор, обработку данных по закупкам, обеспечение и управление информационной базой.
Внедрение электронных торгов в США при осуществлении государственных закупок преследует своей целью снижение затрат на выполнение закупочных процедур и резкое сокращение сроков проведения этих операций. Важными условиями применения электронных торгов, при осуществлении федеральных закупок в США, являются развитое законодательство в сфере регулирования использования Интернет — технологий, защиты информации, средств связи и т. п., а также наличие базовых стандартов безопасности применительно к компьютерным сетям. Любой желающий может получить представление об организации электронных торгов для государственных нужд в различных странах и может легко разобраться в документах, благодаря деятельности Всемирного банка. Всемирный банк взял на себя роль координатора усилий и собирателя всей информации по теме электронных государственных закупок. Всемирный банк, являясь крупнейшей в мире финансовой организацией, оказывает всестороннюю помощь в становлении систем электронной торговли государственных закупок в различных странах.
Правила закупок товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком, отражены в документе — «Руководство по закупкам по займам МБРР и кредитам МАР». Все материалы публикуются на сайте Всемирного банка. Анализ опубликованных материалов позволяет формулировать основные тенденции в построении инфраструктуры систем электронных государственных закупок, рассмотреть типовые модели и методы сопровождения такого рода систем. Из документов Всемирного банка сделан вывод, что наиболее заметные результаты в области электронных конкурсных торгов для государственных закупок получены Австралией, Мексикой, Данией, США и Канадой.
Анализ опыта информационного обеспечения государственных закупок в странах Европейского Союза показывает, что в Евросоюзе создана система наднационального законодательства и формируются информационные ресурсы, призванные обеспечить процесс закупок на государственные нужды.
Зарубежный опыт может многое подсказать при построении системы российских электронных государственных закупок. Следует отметить работу по корректировке законодательства России в области госзакупок. Здесь следует выделить задачу: по корректировке нормативно-правовой базы, обслуживающей собственно процедуру государственных закупок. Создание системы электронных закупок для государственных нужд дело трудоемкое и долгое, нуждающееся в определенном планировании и выделении отдельных этапов.
В качестве первого этапа следует выбрать организацию публикации в интернете извещений о конкурсах государственных закупок и конкурсной документации. И этот опыт перенесен в нашу страну.
Американская модель государственных закупок представляет собой контрактную систему аллокации, финансовых ресурсов страны при организации закупочной деятельности, основанную на выработке единой национальной стратегии в определении структуры/заказов по рынкам товаров и услуг и НИОКР, и на конкурсном отборе эффективного поставщика: общественных благ при преимуществе административного контроля со стороны заинтересованного в реализации контракта ведомства.
Европейская (континентальная) модель государственных закупок базируется на непосредственном и конкурсном размещении денежных ресурсов государственными финансовыми ведомствами и контрактном способе аллокации финансовых средств страны в процессе организации закупочной деятельности.
В соответствии с российской моделью предпочтение отдавалось непосредственному размещению заказа на предприятиях общественного (государственного) сектора. Только в настоящее время сформирована система конкурсного размещения заказов с привлечением субъектов частного сектора экономики, при этом особая роль отводится малому предпринимательству.
Система государственных закупок, сложившаяся в экономике современной России, находится в стадии становления и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Предпосылками повышения эффективности закупочной деятельности в условиях современной России являются: успешное проведение административной реформы; развитие бюджетного федерализма, в том числе активное применение принципов бюджетирования ориентированного на конечный результат; внедрение аудита эффективности бюджетных расходов.
Данные процессы позволят формировать благоприятные экономические условия в экономике, а закупочная деятельность будет обеспечена адекватной для проведения открытых конкурсов средой. В этих условиях принятый новый закон в госзакупках позволяет систематизировать действующее ранее законодательство и унифицировать систему контроля за правильностью размещения государственных заказов.
Литература:
- Постникова Е. В. Эволюция правового регулирования свободы предоставления услуг в Европейском Союзе // Международное право и международные организации. — 2012. — № 4. — С. 93–111.
- Кичик К. В. Законодательство России о государственных (муниципальных) закупках: состояние и перспективы (лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право») // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». — 2012. — № 1. — С. 6.