Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Автор: Акимова Ирина Витальевна
Рубрика: Финансовое право
Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (2) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 31.05.2017
Статья просмотрена: 683 раза
Библиографическое описание:
Акимова, И. В. Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для заказчиков в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / И. В. Акимова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 2 (2). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/70/2514/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, государственный и муниципальный контракт, официальный сайт Единой информационной системы, правовая ответственность, реестр контрактов, размещение информации
В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон о контрактной системе) в пункте 3 части 1 статьи 1 дается определение понятия контракт. Это гражданско-правовой договор предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетного учреждения либо иного юридического лица в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 закона о контрактной системе (далее — контракт).
Цель статьи заключается в том, чтобы рассмотреть и освятить действующие нормы и требования к заказчикам, ведущим свои реестры контрактов. Разобрать правовые основы необходимости включения в реестр контрактов той или иной информации, ее практическое значение.
Метод проведения работы (научного исследования): воснове настоящего исследования заложен общенаучный диалектический метод познания, позволяющий выявить, воспроизвести и проверить различными способами применяемый к изучению подход. Данный метод сочетается с другими общенаучными и специальными методами познания. Такими как формально-логический, системно-структурный, научно-правовым, практический.
Результат: содействие практикующим в сфере государственного и муниципального заказа специалистам пониманию необходимости полноты и своевременности размещения контракта и информации о нем в реестре контрактов на официальном сайте Единой информационной системы. Избегание основных ошибок и правонарушений, выраженных в форме административно-правовой ответственности.
Область применения результата— это сфера применения Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе, бюджетные правоотношения, административная ответственность.
Юридические лица, которые являются субъектами закона о контрактной системе, заключают гражданско-правовые договоры (контракты) в соответствии с требованиями этого Федерального закона. Плательщиками по таким соглашениям выступают получатели бюджетных средств. В законе прямо установлено условие, что, если такие контракты не будут внесены в реестр контрактов на сайте Единой информационной системы (далее — ЕИС) не подлежат оплате. Иными словами, обязательства заказчика не будут им исполнены. Соответственно, у исполнителя (поставщика, подрядчика) возникает основание обратиться в суд за защитой и восстановлением своих нарушенных прав. Решение суда в этой ситуации спрогнозировать не сложно.
Требования к содержанию информации при регистрации контракта на сайте Единой информационной системы, перечень такой информации, сроки для размещения прямо установлены в законе о контрактной системе, а также в подзаконных нормативных правовых актах.
Такие требования и условия необходимо детально и подробно рассмотреть, дать им правовую оценку. Обозначить юридическое значение и выявить специфические особенности.
В реестр контрактов включаются определенные статьей 103 закона о контрактной системе информация и документы.
Наименование заказчика — эта информация установлена функционалом ЕИС, интегрируется из реестра организаций и задана в личном кабинете, при работе с системой с помощью сертификата электронной подписи пользователя.
Источник финансирования — это значение необходимо выбирать и устанавливать вручную, т. к. он у каждого заказчика индивидуален, зависит от его отношения к уровню бюджетной системы Российской Федерации. Этот параметр изначально указывается в закупочной документации заказчика на этапе размещения извещения о закупке. Если его установить неверно или некорректно, орган Федерального казначейства, выступающий в качестве плательщика, имеет основание такой контракт не оплачивать.
Далее, в реестре контрактов указывается способ определения поставщика. Все способы закупки разделяются на две основные категории: конкурентные и неконкурентные (статья 24). Закон о контрактной системе содержит закрытый и исчерпывающий перечень конкурентных процедур. А также перечень закупок, осуществляемых у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Из числа неконкурентных не все подлежат внесению в реестр контрактов и могут быть оплачены, в то время, как контракты, заключенные путем конкурентных способов обязательны для внесения в реестр контрактов.
Дата подведения результатов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), а также реквизиты документа, подтверждающего законность основания заключения контракта. Дело в том, что протокол подведения итогов процедуры закупки является юридически значимым документом. Запротоколированное решение комиссии дает законное основание для заключения контракта. Такой протокол также в обязательном порядке размещается в ЕИС. С даты заседания комиссии и принятого ею решения начинает течение срок для заключения сторонами контракта. Таким образом, это и можно назвать документом-основанием.
Дата заключения контракта — еще одно датированное событие для контракта, как и для любого другого гражданско-правового договора. К дате заключения контракта напрямую привязан срок для его размещения в реестре — не позднее трех рабочих дней. Как показывает анализ судебной практики, нарушение сроков размещения информации о контракте на сайте ЕИС дает судам основание для привлечения должностных лиц заказчика к административно-правовой ответственности (Решение по жалобе по делу об административном правонарушении от 23.06.2015 № 12–91/2015, г. Николаевск-на-Амуре. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2015 по делу № А40–111812/2015).
Объект закупки, цена контракта, срок его исполнения, цена единицы товара, наименование страны происхождения или информация о производителе товара — это существенные условия соглашения. В этой вкладке заполняется спецификация к контракту. Срок исполнения может включать подэтапы, которые потом учитываются при размещении информации об исполнении контракта (отдельных его этапов). Эта информация является основной.
Наименование, место нахождения, реквизиты контрагента, его контактные данные, организационно-правовая форма и уполномоченное лицо. Таким образом, информация о поставщике (исполнителе, подрядчике) публикуется неограниченному кругу лиц для ознакомления.
Информация об изменении контракта с указанием условий, которые изменяются. В контракт могут быть внесены изменения, он может быть расторгнут (статья 95). Вся информация о реновации обязательства подлежит размещению в ЕИС в установленные сроки и прилагается контракту. Далее, он исполняется или прекращает свое действие на новых условиях. В случае неразмещения таких изменений в реестре контрактов, они считаются незаключенными и юридической силы не имеют.
Копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика. С помощью технического функционала личного кабинета заказчика в ЕИС, закрепляется документ контракта. Любое заинтересованное лицо имеет возможность ознакомиться с его содержанием. Все государственные и муниципальные контракты, подлежащие опубликованию, с помощью настойки поискового фильтра возможно найти в открытой части ЕИС, в любое время, без взимания платы.
Информация об исполнении контракта, о его оплате, информация о неустойке (штрафы, пени), о надлежащем или ненадлежащем его исполнении, отчет об исполнении контракта или отдельных его этапов. Такую информацию заказчик размещает в определенные законом сроки. Значение этой информации нельзя недооценивать. Фактически, это история исполнения каждого отдельного обязательства. В подтверждение исполнения контракта заказчик размещает в ЕИС документы о приемке товаров, работ, услуг. В передаточных документах можно увидеть и установить порядок движения товара, его количественное перемещение, сроки поставки, факт приема товара, приемки работ, услуг. Любое заинтересованное лицо имеет возможность проследить, на самом ли деле условия контракта исполняются в соответствии с установленными. Такая возможность есть у контролирующего органа или у учредителей.
Если контракт исполняется с нарушением одной из сторон, то возникают законные основания заявить требование о выплате неустойки. А если по каким-либо причинам в нарушение условий исполнения контракта заказчик этого не делает, то появляется возможность говорить о недобросовестных действиях самого заказчика. Платить бюджетными средствами по нарушенным обязательствам недопустимо.
Функционал ЕИС и установленные требования к перечню размещаемой заказчиками информации дают хорошую возможность получить целостную картину истории закупки: от извещения и закупочной документации вместе с проектом контракта, до отчета об его исполнении, до последнего платежа. То есть, порядок освоения бюджетных средств. Меру добросовестности как поставщика (исполнителя, подрядчика) так и заказчика.
Идентификационный код закупки (ИКЗ) обеспечивает взаимосвязь закупочной документации (статья 23). Он отличается своей уникальностью, содержит необходимый набор цифр, который в каждом отдельном его цифровом регистре шифрует требуемые данные закупки и заказчика. Это величина неизменная. ИКЗ способствует быстрому поиску требуемой закупки через систему сложного и многоуровневого фильтра на официальном сайте.
Далее, закон о контрактной системе отсылает заказчика к установленному порядку ведения реестра контрактов. К Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну». Кроме того, заказчики применяют Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2014 № 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».
Необходимо отметить еще одно важное обстоятельство — технический функционал сайта ЕИС. Это сложный технический механизм, огромная информационная база данных, в которой одновременно работают тысячи и тысячи пользователей. У нее предусмотрена как открытая, так и закрытая часть. При размещении информации система не позволяет совершить пользователю неправильных действий или сделать следующий шаг без предыдущего, без закрепления документа. Система снабжена информационными подсказками и удобными вкладками, системой блокировок. Круглосуточно работает информационная поддержка операторов.
Подводя итоги исследования можно сделать выводы. В отношении заказчика. Требования к перечню и содержанию информации, подлежащей размещению на сайте ЕИС в реестре контрактов установлен, нормативно отрегулирован законом и подзаконными нормативными актами. Сроки для размещения каждой отдельной информации определены. Контрактные специалисты эти требования применяют. Техническая работа официального сайта ЕИС также законодательно отрегулирована. Она помогает контрактному управляющему, облегчает его работу, помогает отслеживать сроки для необходимых действий, фиксирует все события в журнале событий.
В отношении контролирующих органов, учредителей (участников) юридического лица, любых иных заинтересованных лиц помогает отслеживать действия заказчика по исполнению контрактных обязательств, фиксирует нарушения и недобросовестные действия, равно как и добросовестные, облегчает доказывание.
В отношении поставщика. В соответствии с частью 3 статьи 37 закона о контрактной системе, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25 процентов, победитель закупки имеет возможность сослаться и привести в подтверждение информацию из реестра контрактов. Это его законное право, подтверждает его добросовестность, исполнительность. В этом случае, заказчик обязан размещать требуемую информацию в ЕИС своевременно и не нарушать такого права другим участникам гражданского оборота. Коммерческая деятельность и деловая репутация других юридических лиц, добросовестных и исполнительных, признанных закупочной комиссией победителем процедуры закупки не должна страдать от недобросовестных действий отдельных заказчиков.
И наоборот, добросовестные заказчики имеют достаточные правовые основания требовать надлежащего исполнения обязательств по контракту, требовать своевременного предоставления первичной и передаточной документации.
Такие, взаимно регулирующие функции заложены в законе о контрактной системе. Они содержат механизмы обоюдного сдерживания и регулирования, взаимной ответственности за действия друг друга. Дают законные основания быть требовательными друг к другу. Своевременно контролировать документооборот.
По большому счету, контрактная система обеспечивает стабильность правовых и экономических отношений в бюджетной системе национальной экономики Российской Федерации. Обеспечивает информационную открытость, прозрачность, защищает основы конкуренции, профессионализма в государственных закупках. Стимулирует эффективность, ответственность и результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Литература:
- Белов, В. Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование / В. Е. Белов. — М.: Норма; Инфра-М, 2011.
- Блинов В. Г. Правовое регулирование частных и публичных отношений при поставке товаров для государственных нужд: дис. канд. юрид. наук / Блинов В. Г. — Казань, 2009.
- Брагинский М. И. Договорное право. Общие положения / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — М.: Статут, 1997.
- Волынкина М. В. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд: сб. научных трудов ИГУМО / М. В. Волынкина. — М.: Логос, 2005. — С. 9–18.
- Демин А. В. Государственные контракты (публично-правовой аспект) / А. В. Демин // Хозяйство и право. — 1997. — № 8.
- Заботина Н. Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. канд. юрид. наук / Заботина Н. Н. — Волгоград, 2006.
- Левченко, М. Дискуссионные вопросы правовой природы государственного контракта / М. Левченко // Хозяйство и право. — 2009. — № 12.
- Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2015 по делу № А40–111812/2015 (Арбитражный суд города Москвы http://sudact.ru/arbitral/doc/w6V54cIf8N6H/).
- Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2015 по делу № А40–111812/2015 (Арбитражный суд города Москвы http://sudact.ru/arbitral/doc/w6V54cIf8N6H/).
- Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (Заключено в г. Москве 09.12.2010) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 5. — Ст. 540.
- Тарабаев П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: дис. канд. юрид. наук / Тарабаев П. С. — Екатеринбург, 2008.
- Шевченко Л. И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в РФ рыночной экономики: дис. докт. юрид. наук / Шевченко Л. И. — Кемерово, 2001.
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну». «Собрание законодательства РФ», 09.12.2013, N 49 (часть VII), ст. 6427.
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2014 № 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.02.2015.
Ключевые слова
государственные закупки, реестр контрактов, контрактная система, государственный и муниципальный контракт, официальный сайт Единой информационной системы, правовая ответственность, размещение информацииПохожие статьи
К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...
Основные отличия Федерального закона № 44-ФЗ от Федерального закона № 223-ФЗ
В статье авторы пытаются определить различия осуществления закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № ...
История развития контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд в России
В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.
Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок
Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.
Особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В статье исследуется порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п...
Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга
В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...
Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд
В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...
Анализ первого опыта применения Закона о контрактной системе. Основные проблемы
Настоящая статья посвящена основным проблемам, возникшим при применении Закона о контрактной системе, которые на настоящий день не урегулированы.
Правовое регулирование электронных закупок
Статья посвящена анализу правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок с использованием специализированных электронных площадок посредствам внедрения новых информационных технологий.
Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Похожие статьи
К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...
Основные отличия Федерального закона № 44-ФЗ от Федерального закона № 223-ФЗ
В статье авторы пытаются определить различия осуществления закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № ...
История развития контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд в России
В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд.
Осуществление принципов открытости и прозрачности с помощью единой информационной системы в сфере закупок
Статья посвящена осуществлению принципов открытости и прозрачности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд через применение единой информационной системы в сфере закупок.
Особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В статье исследуется порядок осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п...
Особенности регионального законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд на примере Санкт-Петербурга
В статье рассматриваются особенности регионального законодательства (на примере Санкт-Петербурга), сформированного с целью восполнения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственн...
Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд
В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...
Анализ первого опыта применения Закона о контрактной системе. Основные проблемы
Настоящая статья посвящена основным проблемам, возникшим при применении Закона о контрактной системе, которые на настоящий день не урегулированы.
Правовое регулирование электронных закупок
Статья посвящена анализу правового регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок с использованием специализированных электронных площадок посредствам внедрения новых информационных технологий.
Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.