К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся
Авторы: Шешина Татьяна Владимировна, Якишева Миляуша Раисовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 08.10.2014
Статья просмотрена: 79 раз
Библиографическое описание:
Шешина, Т. В. К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся / Т. В. Шешина, М. Р. Якишева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6362/ (дата обращения: 15.11.2024).
Смена образовательной парадигмы с обучающей на развивающую, несомненно, обусловлена теми глобальными социально-экономическими преобразованиями, которые требуют от современного человека не только конкретных знаний, умений, навыков, напротив, готовность и способность к активной и эффективной жизнедеятельности. Совокупным показателем результативности данного подхода выступает такой критерий как успешная социализация личности.
Проблема социализации, критерии и механизмы ее успешности широко исследуются различными направлениями науки (социология, психология, этнология, педагогика и др.). Согласно обобщенной теории социализации результатом данного процесса выступает социализированность каждой отдельной личности, предполагающая определенный уровень сформированности субъективных параметров, требуемых обществом. Однако, современная социально-экономическая ситуация задает в качестве показателя успешности социализированности такую характеристику как мобильность.
Социальные преобразования, так или иначе, задают ориентиры для всех социальных институтов, но особенно для системы образования. Таким образом, на метауровне целевые ориентиры образовательной политики связывается не только с содействием социализации, но и с формированием мобильности в отношении успешной адаптации и самореализации отдельного выпускника в условиях социума.
Процесс социализации — длительный и трудоемкий процесс, который регулируется разнообразными факторами. Одним из таких факторов на этапе общего образования выступает профессиональное самоопределение обучающихся. Практика профессионально-педагогической деятельности позволяет утверждать, что данный компонент задает стартовый вектор социального и профессионального самоопределения, осознание себя как субъекта социума в перспективе. В связи с этим роль образовательных дисциплин, реализуемых в рамках общеобразовательной программы, неоценима в плане перспективы эффективной и успешной социализации выпускника.
Развитие основ демократического государства, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, подняли престиж исторического образования и потребовали коренного пересмотра подходов к преподаванию истории в общеобразовательной школе. Обществоведческое образование в первую очередь формирует личность обучающегося, готовит его жить в современном мире, в глобальном информационном обществе, учит применять современные формы коммуникаций, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.
Приоритетной целью общего образования в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов становится создание наиболее благоприятных условий для социализации и социальной адаптации школьников, формирования российской национально-гражданской идентичности, развития личности обучающихся и выпускников.
В данном ключе нами были внедрены и апробированы организационные и педагогические условия, направленные на содействие профессиональному самоопределению.
Педагоги школы определяют основную цель преподавания истории — развитие личности обучающегося на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Уроки истории должны учить не пассивному запоминанию фактов и событий, а умению самостоятельно мыслить, анализировать, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. Весь образовательный процесс, урочная и внеурочная деятельность естественным образом должны быть направлены на формирование основ духовно — нравственной культуры, моральных норм и ориентиров, гражданской позиции ученика.
С целью развития школьного исторического образования, развития интеллектуальной, развивающей среды школы, педагогическим коллективом выстроена система взаимодействия со Свердловским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», реализуется программа «Школа — ВУЗ», социальное партнерство, развивается интеграция основного и дополнительного образования.
Управление школьной моделью реализации исторического и обществоведческого образования осуществляется через реализацию школьных проектов и программ: «Работа с одаренными детьми», «Школьный театр», «Информационная культура обучающихся», «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся» и др.
Решая задачи формирования исследовательских умений обучающихся, сохранения и развития учебной мотивации, педагоги школы апробировали технологию проведения интеллектуальных марафонов. Исторический марафон был представлен на областном семинаре учителей истории и обществознания и получил высокую оценку участников семинара.
Для развития учебной мотивации, формирования основ исследовательской деятельности, мы инициировали проведение открытого окружного конкурса исследовательских проектов «Интеллект+» для обучающихся 5–7 классов, в котором принимают участие более ста проектов, 60 % секций имеют обществоведческую, краеведческую, социальную направленность, в 2013 году была апробирована модель онлайн-защиты исследовательского проекта с г. Камышлов (лицей № 5»).
Внеурочная деятельность в школе организуется по 5 направлениям воспитания и социализации личности, в том числе духовно-нравственном направлении и реализуется через:
1) интеграцию общего и дополнительного образования (детский творческий коллектив «Вдохновение», ВПК «Гвардеец», школьный театр, творческое объединение «Цветной мир»);
2) часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (учебные курсы «Риторика», «Культура современного подростка», «Буду успешным!»);
3) школьный компонент учебного плана (учебный курс «Речь и культура общения», учебный курс «Твой выбор», учебный курс «Некоторые вопросы истории России в контексте мировой истории»);
4) классное руководство (тематические классные часы, беседы, экскурсии, социальные проекты, акции);
5) деятельность иных педагогических работников образовательной организации (консультации, тренинги, беседы педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника).
Среди ожидаемых эффектов реализации школьной модели организации исторического и обществоведческого образования в условиях интеграции основного и дополнительного образования: повышение качества исторического и обществоведческого образования; долгосрочное и непрерывное сопровождение процесса развития, обучения и воспитания школьников, проявивших интерес к изучению предметов обществоведческой направленности; повышение уровня квалификации педагогов; использование современных педагогических технологий.
Сложившаяся практика системы образования в условиях конкретной образовательной организации, к сожалению, не в полной мере соответствует тем социально-экономическим ориентирам, которые задают критерии успешной социализации. Актуальными обстоятельствами этого положения нами видятся:
- отсутствие целостной системы профессионального самоопределения обучающегося и преемственности на всех уровнях образования в общеобразовательной школе;
- несоответствие ценностных, социальных и профессиональных ориентиров современного школьника;
- недостаточная проработанность теории и практики профессионального самоопределения обучающихся в рамках конкретных образовательных дисциплин.
На основании вышеизложенного возникает потребность в создании целостной модели, ориентированной на реализацию перехода от когнитивно-ориентированных условий образования к личностно-ориентированным. В качестве теоретико-методологических оснований проектируемой модели нами видятся следующий подходы: диалектический (рассматривающий личность обучающегося в постоянном развитии), системный (обеспечивающий процесс познания и преобразования объектов во всем многообразии присущих им внутренних и внешних связей и зависимостей в идее целостности развивающейся действительности), рефлексивно-деятельностный (на основе которого происходит формирование личностного пристрастного отношения к деятельности, ее последующее совершенствование и управление процессом самоформирования и саморазвития).
Педагогическими условиями успешности такой модели должны стать:
- изменение педагогической функции учителя в ракурс фасилитирующего образовательного взаимодействия;
- диверсификация содержания образования каждой дисциплины образовательной программы;
- индивидуализация и дифференциация образовательного процесса;
- реализация интегративного подхода в рамках отдельной образовательной программы;
- преемственность образовательных программ.
Проектируемая модель будет способствовать созданию целостной развивающей среды конкретной образовательной организации, которая не является стихийной или случайной, напротив грамотно спроектирована и организована. Только в такой среде возможно заложить возможности для полноценного развития и профессионального, а следовательно, и жизненного, самоопределения каждого обучающегося.
Литература:
1. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. — М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
3. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
4. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
5. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.
6. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с.