Выбор профессии — это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств — учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. К сожалению, студенты отделения социальной педагогики педагогического колледжа, которые пришли в наши стены после окончания 9 класса различных общеобразовательных школ, в большинстве случаев, из сельской местности — не являются исключением. Причины выбора данной профессии, которые стали известны в ходе беседы, проведенной куратором группы Левандовской Л. В. со студентами группы социальных педагогов, — различные, однако на первом месте проведенного нами рейтинга выступили проблемы в школе (субъективное мнение учителей, неуспеваемость по некоторым предметам, низкий уровень знаний, личные обстоятельства, стремление стать самостоятельным…) и поэтому те проблемы, с которыми мы столкнулись в ходе обучения, воспитания студентов отделения социальной педагогики легко объяснимы. Группа выпускников 2014 года — единственная группа социальных педагогов за время существования ГБПОУ ИО «Иркутского регионального колледжа педагогического образования», сформированная на базе 9 классов — до настоящего момента такого опыта работы не было отмечено. В группе обучаются, в основном, студенты из неполных, малообеспеченных и многодетных семей. Возрастной состав студентов неоднородный и составляет на настоящий момент от 19 до 25 лет. К сожалению, эта группа — последняя выпускная группа данной специальности. Поэтому в 2013–2014 учебном году для куратора группы становится актуальной проблема профориентации студентов. Для достижения вышеуказанной цели перед куратором группы были поставлены следующие задачи:
проанализировать понятие «профессиональная ориентация»;
рассмотреть систему профессиональной ориентации молодежи в России;
изучить механизмы формирования профориентации молодежи;
рассмотреть проблемы в системе профессиональной ориентации молодежи;
ознакомить студентов с законом «Об образовании», вступившем в действие с 01 сентября 2013 года.
Для реализации данных задач нами был выполнен анализ литературы по проблеме профориентации, изучив которую мы можем отметить, что для понимания сущности профориентации очень важную роль играет понятие профессионального самоопределения [3]. Профессиональное самоопределение — это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах, а также с понятием профориентации тесно взаимосвязаны понятия «оптация» и «оптант» [4]. Оптация — это принятие решение о выборе пути профессионального развития, тогда, соответственно, оптант — это человек, принимающий это решение.
По мнению С. Х. Джиоева [1], профессиональное самоопределение определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Для большинства студентов отделения социальной педагогики именно педагогический колледж и явился той базой, которая дала выпускникам данного отделения профессиональную направленность личности, ее адекватную самооценку, достаточную информированность и устойчивые профессиональные намерения, т. е. студенты — будущие социальные педагоги — в стенах колледжа достаточно узнали о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях через проведенные внутриколледжные и внутригрупповые воспитательные мероприятия (КВН, День студента, 23 февраля, День Святого Валентина, День здоровья, концерт, посвященный празднованию 9 мая; тематические классные часы: «Расскажи о себе», «Научись прощать», «Что такое дружба?», «Что нами движет при выборе профессии?», День именинника, «Иркутская губерния в годы Отечественной войны 1812 года», лыжня России и др.)
Немаловажную роль в системе профессиональной ориентации играет профессиональное развитие.
Согласно Д. Сьюперу [7], которым были обозначены основные стадии профессионального развития:
1. Стадия роста или пробуждения (от рождения до 14 лет): выбор профессий происходит под влиянием фантазий с 4 до 10 лет, интересов с 11 до 12 лет и способностей с 13 до 14 лет.
2. Разведка или исследование (15–24 года): включает временное занятие (15–17 лет), переходный период (18–21 год), в котором ненадежные решения переносятся на реальный мир работы или учебы, и «апробирование» (22–24 года), когда выбор проверяется в реальном труде.
3. Стадия упрочнения, в которую входит «пробная» подстадия (25–30 лет).
Исходя из указанных выше стадий профессионального развития, мы можем отметить, что студенты-выпускники 2013–2014 года отделения социальной педагогики находятся на момент выпуска на второй стадии, что и объясняется их «метанием», «выбором» другой профессии. Для того чтобы помочь выпускникам выбрать нужную профессию, мы использовали следующие методы работы в данном направлении, выделенные Е. А. Климовым [5]:
1) информационно-справочные (посещение ярмарки профессий, где были представлены около 30 высших учебных заведений, встречи со специалистами (мастер-классы), средства массовой информации, демонстрация медиапрезентаций о высших учебных заведениях);
2) профессиональная психодиагностика (закрытые и открытые беседы — интервью преподавателя психологии ИРКПО Басова Д. А., куратора Левандовской Л. В., опросники профессиональной мотивации, сбор косвенной информации, игры, тренинги (преподаватели психологии ИРКПО Басов Д. А., Егорова О. В.);. моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности (преподаватель педагогики ИРКПО Медведева С. С., преподаватели социальной педагогики ИРКПО Кустова В. В., Николаенко Т. А.)
3) морально-эмоциональная поддержка (группы общения, «пламенные» публичные выступления, успешные примеры самоопределения)
4) помощь в конкретном выборе и принятии решения (последовательность действий, реализующих намеченную цель).
На настоящий момент мы можем сказать, что в ходе диагностического исследования, которое проводилось в течение данного учебного года, мы можем констатировать следующие результаты, что 80 % обучающихся группы планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях по заочной форме обучения (Иркутский государственный университет, Восточносибирская государственная Академия Образования, Правовая академия РФ), но, к сожалению, только 30 % из выше указанных студентов планируют продолжить профессиональную деятельность именно в направлении социальной педагогики, 50 % из 80 % — выбирают специальность «Юриспруденция», 20 % — предполагают работать в качестве социального педагога в сельской местности.
Подводя итог всему сказанному выше, можем указать, что система профессиональной ориентации молодежи требует очень больших доработок и изменений. Со стороны государства слишком мало уделяется внимания этому вопросу. Молодежь при выборе профессии предоставлена сама себе, что негативно может сказаться на результатах профессиональной подготовки будущих специалистов. Школьникам, родителям и молодежи в целом, необходимо предоставлять множество информации о возможностях профессиональной ориентации, об организациях и учреждениях, в которых можно получить консультации по поводу выбора профессии. Поэтому одним из приоритетных направлений молодежной политики России, а особенно, в сельской местности, должно стать развитие и внедрение системы профессиональной ориентации.
Литература:
1. Джиоев, С. Х. Профориентация как форма содействия трудовой занятости: некоторые вопросы теории правового регулирования [Текст]/С. Х. Джиоев// Государство и право. –2005.–№ 11.–С.39–46.
2. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников.– М.; 1994.–127 с.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учеб. Пособие [Текст] /Э. Ф. Зеер.– М.: Акадесмический проект,2005.–336с.
4. Зеер,Э.Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: Учеб.Пособие [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова.–М.: Академический проект, 2004.–192 с.
5. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: Учебник [Текст] / Е. А. Климов.– М.: ЮНИТИ, 1998. –350 с.
6. Лукин, В., Тихонова, Е., Лаптев, А. Психологическая помощь как элемент профориентации молодежи [Текст] / В. Лукин, Е. Тихонова, А. Лаптев// Человек и труд.–2001.–№ 3.–С.56–58
7. Кондаков, И. М. Психологический словарь [Текст]/ И. М. Кондаков Психологический словарь.– М., 2000г.
8. Моргун, В. Ф. Методика многомерного анализа достижений ученика с целью профилирования и профориентации [Текст] / В. Ф. Моргун// Школьные технологии.2005.–№ 6.–С. 134–141.
9. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. Пособие [Текст] /О. Г. Носкова Психология труда.– М.: Академия, 2004. –384с.
10. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: в 4-х ч. [Текст] / Н. С. Пряжников. М.: Институт практической психологии, 1997.
11. Психологическое сопровождение выбора профессии. [Текст] Научно-методическое пособие / Под ред. Л. М. Митиной.– М.: Флинта, 1998.–184 с.