Настоящее время характеризуется резкими изменениями в социально-политической, экономической структуре общества, в сознании людей. Это не могло не отразиться на работе медицинских работников. Особое внимание стоит заострить на том, что в ходе профессионального становления во время обучения осуществляется процесс самоопределения, формируются новые жизненные ценности и осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. Особую актуальность проблема личностного развития имеет для студентов, обучающихся в сфере профессий типа «человек — человек» и тем более при подготовке медицинских работников, в силу специфических условий их профессиональной деятельности.
Процесс развития личности в рамках любого возрастного периода определяется, в первую очередь, особенностями социальной ситуации. Сегодня, в условиях нестабильности общества, именно подростки и юноши в большей степени восприимчивы к переменам, происходящим в разных сферах жизни, наиболее остро и непосредственно реагируют на новые для нашего общества социальные проблемы. В этих условиях традиционный конфликт поколений, проблема отцов и детей проявляется, пожалуй, особенно ярко. В связи с этим существенным представляется то, что взрослые, непосредственно заинтересованы в полноценном личностном развитии подростков и призваны обеспечить соответствующие условия для этого развития, имеют зачастую искаженные, неадекватные представления о проблемах подрастающего поколения. Некоторые из этих проблем явно преувеличиваются, другие, не менее острые, напротив, затушевываются и остаются без внимания взрослых. На наш взгляд, знание ключевых характеристик данного возрастного периода является необходимым, прежде всего для педагогов, с целью разностороннего понимания специфики профессионально-значимых личностных особенностей студентов медицинского колледжа, предотвращения или исправления конфликтных ситуаций, и, в конечном счете, для оптимизации процесса обучения.
На протяжении многих лет проблема студенчества является областью изучения многих педагогов и психологов, таких как Е. В. Бондаревская, М. Е. Дуранов, П. П. Козлова, Ю. А. Самарин, А. В. Толстых и др.
В настоящее время имеются данные о своеобразии личности студентов, которые обучаются различным профессиям. Имеется достаточно много работ, посвященных изучению студентов-психологов, студентов и учащихся различных других специальностей (К. А. Абульханова-Славская, И. А. Зимняя). В литературе можно встретить большое количество информации о выборе студентами профессии, о мотивации, об исследовании самооценки студентов (А. С. Власенко, Т. В. Ищенко, А. Н. Семашко). Личностные же особенности студентов еще широко не изучены, а с исследованием студентов учебных заведений медицинского профиля, вообще, в литературе большие проблемы. Наряду со спецификой выбранной профессии, как среды будущей профессиональной деятельности, личностные особенности студентов формируют определенное отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности, а также формируют круг специфических, профессиональных проблем.
До настоящего времени не изучены профессиональные личностные особенности студентов медицинских образовательных учреждений, составляющие и определяющие их субъективное отношение к будущей деятельности. По мнению В. Н. Мясищева, личное отношение к учению и предстоящей работе тесно связано с самооценкой, уверенностью в себе или ее отсутствием, уровнем притязания [8, 7].
В настоящее время еще отсутствует характеристика как личностных, так и деловых качеств будущих медицинских работников. Между тем в медицине необходимо определять и учитывать личностные и деловые качества медицинских работников при распределении их по различным специальностям и делать это лучше еще на этапе обучения в учебном заведении медицинского профиля.
Профессия медицинского работника привлекает к себе с каждым годом все больше молодежи, несмотря на то, что все знают, что подготовка к ней трудная, длительная, требует от студентов гораздо больше настойчивости и самоотречения, чем от студентов других учебных заведений. Известно также, что и сама работа медицинских работников сложна, чрезвычайно ответственна, связана с тяжелыми душевными переживаниями. Однако, чтобы стать настоящим медицинским работником по внутреннему содержанию и по призванию нельзя ограничиваться только тем, что щедро дает учебное заведение в целом, чему учит слово и личный пример преподавателей. Конечно, одного лишь медицинского образования, каким бы оно ни было глубоким и обширным, недостаточно для успеха и прогресса в работе медицинского работника. Необходимо еще самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы над собой, путь самовоспитания, развития своей личности. Медицинский работник должен быть широко образованным человеком, знать прикладные науки, искусство, литературу, но кроме всего этого, также, он должен обладать определенными личностными качествами [9].
Можно предположить, что похожие профессиональные личностные особенности присутствуют у всех студентов медицинских образовательных учреждений, т. к. они влияют уже на сам выбор будущей профессии. В структуре личности к моменту профессионального самоопределения уже сформированы те или иные особенности, которые подсознательно или сознательно диктуют человеку выбор той или иной специальности и затем развиваются в определенные свойства уже под влиянием профессии.
Студенты медицинского колледжа имеют своей целью в будущем оказывать помощь и лечить больных людей. Они уже имеют зачатки личностных свойств, характерных для работников медицины. Они еще не подверглись профессиональной деформации. Их профессиональные личностные особенности еще будут меняться, и развиваться в процессе обучения. Биологическое, психологическое и социальное развитие, которое проходят студенты за период обучения в медицинском колледже, включено в формирование того специалиста практической медицины, который будет определять и качество работы и взаимоотношения в профессии в ближайшие годы и на период их практической деятельности. Специфика и важность этого этапа вызывает необходимость хорошего знания особенностей группы студентов с разных позиций, включая и психологические характеристики. Таким образом, в деле воспитания и обучения медицинского работника необходимо начинать со специального выявления одаренных к лечебной деятельности лиц, затем заботливо воспитывать лучшие свойства души, делая это в процессе профессиональной подготовки медицинского работника. К сожалению, молодые специалисты кустарным способом, эмпирически, интуитивно постепенно вырабатывают качества, необходимые для личности медика. Хороший медицинский работник — это, прежде всего хороший человек.
Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие во время учебы и на практике — это обычное и часто возникающее явление. В связи с этим наблюдается высокая заболеваемость, многочисленные случаи психологической деформации, в дальнейшем при таком ходе событий может возникнуть разочарование в будущей профессиональной деятельности и, как следствие, позднее — быстрое эмоциональное выгорание на работе. Это, в свою очередь сказывается на отношениях в системе «медик — больной», и отношениях в коллективе медицинских работников, что негативно влияет на всех участников процесса лечения [3].
Профессия медицинского работника предъявляет определенные требования к его личности, к характеру, эмоциональной сфере, а также морально-этическим качествам.
Медицинский работник должен любить свою профессию, сочетать в себе гуманность и интеллект, иметь, как говорят, мудрое сердце. Клиническая деятельность требует от медицинского работника не только глубокого знания своей специальности и лечебных действий, но и разносторонней культуры, широты интеллекта, особых навыков поведения при контакте с больными.
Воля, энергия, желание, труд — все это необходимо каждому медицинскому работнику, но только этих качеств, для медицинского работника недостаточно. В книге М. Мирского «Во имя жизни» четко определены черты, особенно важные в личности хирурга. Способность распознавать болезнь, создавать из отдельных разнообразных признаков стройную картину, искусство анализировать и намечать логически правильный путь, выбирать из арсенала многочисленных лечебных методов один, наилучший, подходящий только для данного больного — вот что отличает настоящего врача-хирурга. Далее автор отмечает: «Один старый врач много лет назад писал: напряжение духовных сил, непоколебимое мужество и воля, безграничность знаний — вот главные черты хирурга. Тщательность и одаренность, находчивость, быстрота решений и ежедневное сражение за жизнь. Вот каким должен быть настоящий хирург». Однако, нельзя сказать, что только врач-хирург должен обладать всем вышеперечисленным. Это же определение подходит и к медицинским сестрам и к фельдшерам, к фармацевтам, и к лабораторным техникам т. к. они тоже должны обладать этими знаниями и умениями, а также качествами [8, 4].
Человечность — это качество должно быть основным достоинством и абитуриента и студента медицинского колледжа и медицинского работника. Для медицинского работника, в первую очередь, очень важно умение установить контакт с больным, завоевать его доверие. Это достигается правильным индивидуальным подходом к разным по характеру, полу, возрасту, состоянию и другим признакам больным. Здесь немалую роль играет манера общения с больными, и даже внешний вид специалиста. Любой медицинский работник, от медсестры до врача, должен уметь завоевать симпатию больного. Он должен проявлять мягкость и душевность по отношению к больным, внимание и сочувствие к каждому из них. Убежденность больного в опытности медицинского персонала в значительной степени обеспечивает благополучный исход лечения. Доверие больного к медицинскому работнику — необходимое начало в комплексе лечебных мероприятий и показатель нормальных взаимоотношений. В таких случаях больные обычно соглашаются на любые методы исследования и лечения.
Очень важна для медицинского работника такая особенность, его личности, как состояние постоянной готовности оказать помощь, умение при первой необходимости мобилизовать все свои силы. В таких ситуациях он забывает об усталости, недомогании и делает то, что требует его долг. Что же дает силы медицинским работникам в подобной ситуации? Высокое чувство профессионального долга, сознание невозможности оставить нуждающихся пациентов без врачебной помощи [2, 1].
Говоря о личности каждого медицинского работника, следует иметь в виду и такую сторону, как сострадание к больному. Иногда высказывается мнение о «привыкании» медицинских работников к страданиям больных, о том, что, постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, сердце их грубеет и черствеет. Это, конечно, встречается иногда, но чаще это не так. Медицинский работник не бывает равнодушным к больному, но его чувства должны отступать на второй план перед сосредоточенностью его воли и разума на задаче: что и как необходимо сделать, чтобы лечебные действия дали желаемый результат. Он должен быть всегда собранным, хладнокровным, не «терять головы», уметь отключаться от всего, что может помешать выполнению лечебной задачи [7].
Необходимо назвать еще одну сторону направленности личности медицинского работника — самосознание. Самосознание — это осознание человеком самого себя в своих отношениях к внешнему миру и другим людям. Оно проявляется в разных формах. Одни из них — самоощущение, самоанализ, самооценка, самокритика и др. — связаны больше с познавательной стороной психической деятельности личности. Другие — самочувствие, самолюбие, самовосхваление, самоуверенность, скромность, чувство ответственности, обязанности, собственного достоинства — связаны с эмоциональной стороной психической деятельности человека. Наконец, такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, инициатива, самодисциплина, связаны с волевой стороной психической деятельности человека.
Как правило, человек способен разбираться в своих физических и психических состояниях, правильно оценивать свои силы и способности, контролировать свои действия и поступки, критически относиться к себе, проявлять чувство ответственности. Но встречаются люди, которые не умеют разобраться в себе, правильно оценить свои возможности, сознательно регулировать свое поведение и свою деятельность, проявляют безответственность, не критичность к себе, самовлюбленность. Эти личности характеризуются неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной). Значение самосознания очень велико в профессиях медицинского профиля, т. к. это может приводить к серьезным последствиям [10].
Одним из наиважнейших качеств медицинского работника является эмоциональная устойчивость. Одним из проявлений эмоционального состояния человека является настроение. Отмечая значение настроения, как фактора социальной ориентации и деятельности человека и называя настроение «чувствованием», К. Д. Ушинский писал: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» [11]. Настроение — это своего рода аккумулятор всей информации, которая воспринимается и перерабатывается индивидом за единицу времени. Поэтому психологи под настроением понимают более или менее длительное эмоциональное состояние, создаваемое внешними воздействиями на личность в зависимости от ее индивидуальных особенностей и, прежде всего, от темперамента. Настроение — это эмоциональный тонус человека, который создастся положительными или отрицательными переживаниями.
Неустойчивость настроения медицинского работника может быть связана не только непосредственно с той или иной конкретной медицинской ситуацией, но и с комплексом самых разнообразных впечатлений от внешних факторов, раздумий и переживаний. На настроение любого человека влияют те или иные жизненные заботы, беспокойство, вызванные каким-либо чрезвычайным обстоятельством, ущемленное самолюбие, угрызения совести и т. п. Любая из этих эмоций или сочетание их могут быть заметны больным и мешать нормальной деятельности специалиста. И если он не в состоянии преодолеть такое настроение, он может принять неправильное решение и совершить ошибочные действия [10].
Исходя из вышеизложенного понятно, что вопрос о профессиональных личностных особенностях студентов медицинского колледжа не вызывает сомнения, так как золотое правило психологии труда гласит, что труд эффективен, если личностные особенности субъекта, соответствуют требованиям, предъявляемым к ним самой профессией как системой функций. В процессе профессионального обучения студентам медицинского колледжа важно не только приобрести знания и умения, необходимые для профессиональной самореализации, но и развить в себе профессиональные личностные качества, которые являются залогом будущей успешной профессиональной деятельности.
Литература:
К вопросу о формировании профессиональных качеств личности медицинской сестры //Психологические проблемы самореализации личности: сб. науч. тр. — Краснодар: КУбГУ, 1997. — С.202–205.
Климкович И. Г. Модель специалиста медицинского профиля / И. Г. Климкович. — М.: Медицина, 1998. — 126 с.
Магазник Н. А. Искусство общения / Н. А. Магазник. — М.: Медицина, 1991. — 110 с.
Макшаков И. Л. Врачебная деонтология / И. Л. Макшаков. — М.: Высшая школа, 1998. — 160 с.
Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев.– М.: МОДЭК, 1995. — 365 с.
Полянцева О. И. Психология для средних медицинских учреждений / О. И. Полянцева. — М.: Феникс, 2008. — 416 с.
Попов Л. М. Добро и зло в этической психологии личности / Л. М. Попов. — М.: Института РАН, 2008. — 240 с.
Соловьева С. Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача / С. Л. Соловьева. — СПб.: ГОУВПО, 2001. — 110 с.
Тюльпин Ю. Г. Медицинская психология / Ю. Г. Тюльпин. — М.: Медицина, 2004. — 320 с.
Утлин Э. П. Психология личности / Э. П. Утлин. — М.: Академия, 2008. — 320 с.
Ушинский К. Д. Сочинения. В 6 т. Т.2 /К. Д. Ушинский. — М., 1948. — 553 с.