Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реформирование системы профессионального образования

9. Педагогика высшей профессиональной школы
11.09.2018
331
Поделиться
Библиографическое описание
Хусаенова, А. А. Реформирование системы профессионального образования / А. А. Хусаенова, Р. Р. Богданов, Л. М. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14446/.


Система профессионального образования организационно воплощается в многоуровневости и диверсификации. Однако содержательная сторона реформы образования еще до конца не отработана. С учетом этого в порядке значимости можно выделить следующие ключевые проблемы профессиональной школы России на текущее десятилетие:

‒ сохранность и усиление профессиональной шкалы как гаранта научно-технической и информационной независимости страны;

‒ смена типа развития профессионального образования, переход от централизованной системы с плановым управлением к обновленной профессиональной школе как самонастраивающейся составляющей общества;

‒ модернизация структуры и содержания профессионального образования, достижение мирового уровня в определяющих звеньях обучения и науки.

Потребность реализовать данные требования убедительно показала, что необходимы другие подходы, другие принципы организации образовательного процесса в профессиональной школе, ориентированные на развитие инициативы, самостоятельности, активности и творчества как интегративных профессионально-личностных характеристик будущего специалиста. В связи с этим в рамках новой, личностно ориентированной образовательной парадигмы разработаны основные положения, предусматривающие формирование не просто индивида, а саморазвивающейся профессионально направленной личности.

Реформирование системы профессионального образования определило одним из важнейших направлений изменение целей образования, его переориентацию на удовлетворение запросов и потребностей личности. Существующая система профессионального образования до сих пор предлагает педагогам в практике подготовки специалистов решать задачу привития человеку навыков сдерживать свои желания и чувства, если они идут вразрез с интересами других людей и общества. Реальная жизнь показала явную недоработку данного подхода. К тому же потребности общества могут субъективно переоцениваться и меняться даже на глазах одного поколения, в силу чего ощущается теоретическая недостаточность разработки интеллектуального и поведенческого подходов в подготовке специалиста.

Для решения задачи, направленной на изучение личностных качеств студента (способности, профессиональная пригодность, профессиональная направленность, адаптивность, готовность к профессиональной деятельности, креативность и др.) нами использовались разнообразные группы методов.

1. Первая группа — методы получения исходной информации:

‒ анкетирование студентов Башкирского государственного медицинского университета с целью выявления предпосылок и мотивов выбора медицинской профессии;

‒ анкетирование пациентов медицинских организаций г.Уфы с целью оценки ими моральных, нравственных, деонтологических, биоэтических и прочих профессионально-личностных качеств, имеющихся или отсутствующих у студентов;

‒ метод экспертных оценок (оценивание профессионально-личностных качеств самими студентами; медицинскими сестрами, курирующими практикантов; заведующими отделениями, старшими медицинскими сестрами учреждений, на базе которых ведется производственная практика).

Главной целью в ходе анкетирования было изучение мотивационно-потребностной сферы личности будущего медицинского работника. Исходя из этого, при разработке анкет мы опирались на отдельные методы диагностики профессиональной пригодности к самостоятельной деятельности студентов, на принципы разработки и применения специального теста для проверки профессиональной пригодности, апробированные Т. А. Воробьевой. Разрабатывая содержание анкеты, мы рассчитывали получить подробные данные, характеризующие в целом уровень профессионализма студентов на этапе преддипломного образования.

Для получения необходимых данных в содержание анкеты мы включили сведения, позволяющие собрать информацию о следующих аспектах:

‒ учебном заведении, где студент учится;

‒ факторах, повлиявших на выбор места учебы;

‒ мотивах получения профессионального медицинского образования;

‒ субъективных факторах, повлиявших на выбор профессии;

‒ степени осознанности выбора профессии;

‒ оценке своих возможностей в отношении освоения профессии;

‒ характере участия студента на практических занятиях и определении ими эффективности этой работы;

‒ знаниях о профессиональных качествах, необходимых для самостоятельной деятельности;

‒ оценке собственной подготовленности к профессиональной деятельности;

‒ влиянии обстановки лечебного учреждения на мотивацию к профессиональной деятельности;

‒ намерениях студента остаться на работе по месту прохождения производственной практики;

‒ наличие целенаправленности на работу и готовность к деятельности;

‒ уровень профессиональной подготовки и самостоятельности студента.

Для определения уровня психологической готовности студента к самостоятельной работе мы рассмотрели положение, обоснованное Р. И. Хмелюк (1979). В соответствии с этим положением готовность студента к профессиональной работе включает два ведущих момента: осведомленность о профессии и практическую проверку своих возможностей в деятельности. Абсолютными показателями готовности студента к самостоятельной работе мы считаем присутствие постоянного интереса к будущей профессии, наличие способностей и желание работать в медицинской организации, установление контактов с сотрудниками данного медицинской организации и с пациентами, комфортность на работе, творческое мышление и т. д.

Результаты анкетирования позволили выявить уровень осведомленности студентов о будущей профессии; характер практическую деятельность студентов в медицинской организации; наличие пригодности к своей будущей профессии; обоснованность выбора профессии, мотивацию, пригодность к медицинской профессии, осознанность ориентации на свою работу в качестве медицинского работника. Таким образом, содержание анкетирования, выбранного нами для определения профессиональной подготовленности студентов, позволяет получить адекватную и достаточно объективную информацию.

2. Вторая группа методов применялась нами для изучения характера осознания студентами своих личностных свойств и качеств и их соответствия требованиям профессии.

Применение этой группы методов было направлено на:

‒ определение свойств адаптивности, необходимых будущему медицинскому работнику, что позволило выявить мотивированный подход к своей профессии; целеустремленность, творческие способности;

‒ оценку личностных качеств студентов (тактичность, дисциплинированность, умственные способности, гибкость ума, умение ориентироваться в трудных ситуациях; умение сопереживать);

‒ выявление сформированности профессиональной компетенции в практической деятельности (мотивационно-потребностного, когнитивного, компетентностного и рефлексивного).

Обследование большого контингента студентов сплошным методом позволило нам вскрыть недостаточную осведомленность студентов I курса о работе в профессиональной сфере. Так, в качестве основных ценностей образования в медицинском вузе ими рассматривалось только приобретение желаемой профессии.

В данном исследовании мы исходили из того, что знания, умения и навыки и опыт деятельности, лежащие в основе формирования компетенций студентов, насыщаясь личностным смыслом, трансформируются на практике в профессиональные компетентности будущего специалиста.

  1. Когнитивные компетентности — способность оптимально отбирать формы, методы, приемы и методы профессиональных медицинских действий в соответствии со знаниями особенностей их развития; способность к прогнозированию и проектированию собственной деятельности; степень целесообразности в действиях; организация взаимосвязи своих знаний и их упорядочение; способность решать проблемы, обогащать формируемый опыт; клиническая наблюдательность; самообучение; речевое развитие; способность получать информацию, запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, работать с документами и классифицировать их; критически относиться к тому или иному аспекту социально-профессионального развития.
  2. Мотивационные компетентности — ориентация на самопознание, самоопределение, самоорганизацию, самореализацию; установка на активность и творчество в профессиональном саморазвитии; устойчивое положительное отношение к профессии, удовлетворение от самого процесса и результата труда; глубокое эмоциональное переживание сложных ситуаций профессионального саморазвития; наличие системы общечеловеческих ценностных ориентаций с опорой на биоэтические, деонтологические, гуманистические ценности; способность строить психологический контакт с больными, любить и понимать людей; улаживать разногласия и конфликты, договариваться; чувство такта, дисциплинированность, настойчивость, аккуратность, терпимость к людям, эмпатия.
  3. Деятельностно-практические компетентности — степень овладения диагностическими, исследовательскими умениями и навыками; способность работать по разным технологиям и методическим системам; палитра активно используемых в деятельности форм, методов, приемов и средств профессиональной деятельности; способность использовать новые медицинские технологии в профессиональной деятельности; адаптироваться, проявлять творчество, находить новые решения, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; сотрудничать и работать в группе, включаться в проект; доказать солидарность; нести ответственность; принимать решения; разрабатывать и выполнять контракты; организаторские способности.

Таким образом, цель данной группы методов − диагностика формирования и развития профессионального опыта через выявление, коррекцию и развитие у будущих медицинских работников базовых профессиональных компетентностей: мотивационных, когнитивных, деятельностно-практических. Это достигается на основе знаний, умений, навыков и опыта деятельности, приобретаемых студентами в процессе профессионального общения, накопления социального и профессионального опыта в соответствии с высоким уровнем внутренней мотивации и интересом к будущей профессиональной деятельности специалиста-медика.

Результаты, полученные в ходе диагностики, позволили выявить уровни сформированности компетенций, критериями выделения которых выступали:

‒ характер знаний по специальным дисциплинам, составляющим основу работы медицинского работника;

‒ степень готовности к самостоятельной деятельности в период учебно-производственной практики, основанной на интеграции знаний и умений, трансформации их в устойчивые навыки.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный