Реформирование системы профессионального образования
Авторы: Хусаенова Альбина Ауфатовна, Богданов Ринат Радикович, Насретдинова Ляля Минигалеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 11.09.2018
Статья просмотрена: 304 раза
Библиографическое описание:
Хусаенова, А. А. Реформирование системы профессионального образования / А. А. Хусаенова, Р. Р. Богданов, Л. М. Насретдинова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14446/ (дата обращения: 16.11.2024).
Система профессионального образования организационно воплощается в многоуровневости и диверсификации. Однако содержательная сторона реформы образования еще до конца не отработана. С учетом этого в порядке значимости можно выделить следующие ключевые проблемы профессиональной школы России на текущее десятилетие:
‒ сохранность и усиление профессиональной шкалы как гаранта научно-технической и информационной независимости страны;
‒ смена типа развития профессионального образования, переход от централизованной системы с плановым управлением к обновленной профессиональной школе как самонастраивающейся составляющей общества;
‒ модернизация структуры и содержания профессионального образования, достижение мирового уровня в определяющих звеньях обучения и науки.
Потребность реализовать данные требования убедительно показала, что необходимы другие подходы, другие принципы организации образовательного процесса в профессиональной школе, ориентированные на развитие инициативы, самостоятельности, активности и творчества как интегративных профессионально-личностных характеристик будущего специалиста. В связи с этим в рамках новой, личностно ориентированной образовательной парадигмы разработаны основные положения, предусматривающие формирование не просто индивида, а саморазвивающейся профессионально направленной личности.
Реформирование системы профессионального образования определило одним из важнейших направлений изменение целей образования, его переориентацию на удовлетворение запросов и потребностей личности. Существующая система профессионального образования до сих пор предлагает педагогам в практике подготовки специалистов решать задачу привития человеку навыков сдерживать свои желания и чувства, если они идут вразрез с интересами других людей и общества. Реальная жизнь показала явную недоработку данного подхода. К тому же потребности общества могут субъективно переоцениваться и меняться даже на глазах одного поколения, в силу чего ощущается теоретическая недостаточность разработки интеллектуального и поведенческого подходов в подготовке специалиста.
Для решения задачи, направленной на изучение личностных качеств студента (способности, профессиональная пригодность, профессиональная направленность, адаптивность, готовность к профессиональной деятельности, креативность и др.) нами использовались разнообразные группы методов.
1. Первая группа — методы получения исходной информации:
‒ анкетирование студентов Башкирского государственного медицинского университета с целью выявления предпосылок и мотивов выбора медицинской профессии;
‒ анкетирование пациентов медицинских организаций г.Уфы с целью оценки ими моральных, нравственных, деонтологических, биоэтических и прочих профессионально-личностных качеств, имеющихся или отсутствующих у студентов;
‒ метод экспертных оценок (оценивание профессионально-личностных качеств самими студентами; медицинскими сестрами, курирующими практикантов; заведующими отделениями, старшими медицинскими сестрами учреждений, на базе которых ведется производственная практика).
Главной целью в ходе анкетирования было изучение мотивационно-потребностной сферы личности будущего медицинского работника. Исходя из этого, при разработке анкет мы опирались на отдельные методы диагностики профессиональной пригодности к самостоятельной деятельности студентов, на принципы разработки и применения специального теста для проверки профессиональной пригодности, апробированные Т. А. Воробьевой. Разрабатывая содержание анкеты, мы рассчитывали получить подробные данные, характеризующие в целом уровень профессионализма студентов на этапе преддипломного образования.
Для получения необходимых данных в содержание анкеты мы включили сведения, позволяющие собрать информацию о следующих аспектах:
‒ учебном заведении, где студент учится;
‒ факторах, повлиявших на выбор места учебы;
‒ мотивах получения профессионального медицинского образования;
‒ субъективных факторах, повлиявших на выбор профессии;
‒ степени осознанности выбора профессии;
‒ оценке своих возможностей в отношении освоения профессии;
‒ характере участия студента на практических занятиях и определении ими эффективности этой работы;
‒ знаниях о профессиональных качествах, необходимых для самостоятельной деятельности;
‒ оценке собственной подготовленности к профессиональной деятельности;
‒ влиянии обстановки лечебного учреждения на мотивацию к профессиональной деятельности;
‒ намерениях студента остаться на работе по месту прохождения производственной практики;
‒ наличие целенаправленности на работу и готовность к деятельности;
‒ уровень профессиональной подготовки и самостоятельности студента.
Для определения уровня психологической готовности студента к самостоятельной работе мы рассмотрели положение, обоснованное Р. И. Хмелюк (1979). В соответствии с этим положением готовность студента к профессиональной работе включает два ведущих момента: осведомленность о профессии и практическую проверку своих возможностей в деятельности. Абсолютными показателями готовности студента к самостоятельной работе мы считаем присутствие постоянного интереса к будущей профессии, наличие способностей и желание работать в медицинской организации, установление контактов с сотрудниками данного медицинской организации и с пациентами, комфортность на работе, творческое мышление и т. д.
Результаты анкетирования позволили выявить уровень осведомленности студентов о будущей профессии; характер практическую деятельность студентов в медицинской организации; наличие пригодности к своей будущей профессии; обоснованность выбора профессии, мотивацию, пригодность к медицинской профессии, осознанность ориентации на свою работу в качестве медицинского работника. Таким образом, содержание анкетирования, выбранного нами для определения профессиональной подготовленности студентов, позволяет получить адекватную и достаточно объективную информацию.
2. Вторая группа методов применялась нами для изучения характера осознания студентами своих личностных свойств и качеств и их соответствия требованиям профессии.
Применение этой группы методов было направлено на:
‒ определение свойств адаптивности, необходимых будущему медицинскому работнику, что позволило выявить мотивированный подход к своей профессии; целеустремленность, творческие способности;
‒ оценку личностных качеств студентов (тактичность, дисциплинированность, умственные способности, гибкость ума, умение ориентироваться в трудных ситуациях; умение сопереживать);
‒ выявление сформированности профессиональной компетенции в практической деятельности (мотивационно-потребностного, когнитивного, компетентностного и рефлексивного).
Обследование большого контингента студентов сплошным методом позволило нам вскрыть недостаточную осведомленность студентов I курса о работе в профессиональной сфере. Так, в качестве основных ценностей образования в медицинском вузе ими рассматривалось только приобретение желаемой профессии.
В данном исследовании мы исходили из того, что знания, умения и навыки и опыт деятельности, лежащие в основе формирования компетенций студентов, насыщаясь личностным смыслом, трансформируются на практике в профессиональные компетентности будущего специалиста.
- Когнитивные компетентности — способность оптимально отбирать формы, методы, приемы и методы профессиональных медицинских действий в соответствии со знаниями особенностей их развития; способность к прогнозированию и проектированию собственной деятельности; степень целесообразности в действиях; организация взаимосвязи своих знаний и их упорядочение; способность решать проблемы, обогащать формируемый опыт; клиническая наблюдательность; самообучение; речевое развитие; способность получать информацию, запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, работать с документами и классифицировать их; критически относиться к тому или иному аспекту социально-профессионального развития.
- Мотивационные компетентности — ориентация на самопознание, самоопределение, самоорганизацию, самореализацию; установка на активность и творчество в профессиональном саморазвитии; устойчивое положительное отношение к профессии, удовлетворение от самого процесса и результата труда; глубокое эмоциональное переживание сложных ситуаций профессионального саморазвития; наличие системы общечеловеческих ценностных ориентаций с опорой на биоэтические, деонтологические, гуманистические ценности; способность строить психологический контакт с больными, любить и понимать людей; улаживать разногласия и конфликты, договариваться; чувство такта, дисциплинированность, настойчивость, аккуратность, терпимость к людям, эмпатия.
- Деятельностно-практические компетентности — степень овладения диагностическими, исследовательскими умениями и навыками; способность работать по разным технологиям и методическим системам; палитра активно используемых в деятельности форм, методов, приемов и средств профессиональной деятельности; способность использовать новые медицинские технологии в профессиональной деятельности; адаптироваться, проявлять творчество, находить новые решения, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; сотрудничать и работать в группе, включаться в проект; доказать солидарность; нести ответственность; принимать решения; разрабатывать и выполнять контракты; организаторские способности.
Таким образом, цель данной группы методов − диагностика формирования и развития профессионального опыта через выявление, коррекцию и развитие у будущих медицинских работников базовых профессиональных компетентностей: мотивационных, когнитивных, деятельностно-практических. Это достигается на основе знаний, умений, навыков и опыта деятельности, приобретаемых студентами в процессе профессионального общения, накопления социального и профессионального опыта в соответствии с высоким уровнем внутренней мотивации и интересом к будущей профессиональной деятельности специалиста-медика.
Результаты, полученные в ходе диагностики, позволили выявить уровни сформированности компетенций, критериями выделения которых выступали:
‒ характер знаний по специальным дисциплинам, составляющим основу работы медицинского работника;
‒ степень готовности к самостоятельной деятельности в период учебно-производственной практики, основанной на интеграции знаний и умений, трансформации их в устойчивые навыки.