В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требованиями к образованию и квалификации. Для полноценной подготовки к профессии медицинский специалист, наряду с необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, должен иметь уже выработанные личностные характеристики, которые формируются у будущего медика в определенном возрастном периоде и базируются на волевом аспекте и мотивационной составляющей. Компетентностный подход позволяет оценить готовность выпускников медицинских образовательных организаций к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: медицинское образование, профессионально-значимые качества, компетенция
На сегодняшний день в российском медицинском образовании происходят значимые изменения. Внедрение системы непрерывного медицинского образования, компетентностного подхода к оценке знаний и умений выпускников учебных заведений, введение процедуры аккредитации специалистов здравоохранения и развитие симуляционных технологий диктуют необходимость реформирования образовательного процесса в сфере медицины. При этом следует отметить, что методологические изменения касаются не только непосредственно образовательного процесса, но и профессионального воспитания обучающихся, формирования у них профессионально пригодного психологического статуса, который требует постоянной профессиональной корректировки.
По современным представлениям, профессиональное воспитание будущего медицинского специалиста — это длительный и трудоемкий процесс, который подразумевает своевременное формирование его профессионально-важных качеств. Этот процесс должен быть управляемым и измеряемым, как любые психологические характеристики. Соответствие формирования качеств возрастным периодам личности обеспечивает максимальную эффективность процессу профессионального воспитания. Несвоевременное и неполное формирование и развитие таких качеств, как уровень интеллекта и способность к обучению, в дальнейшем не создает необходимых компетенций, этико-деонтологических основ и, таким образом, делает невозможным становление профессионала в целом [1,с.203]. С позиций педагогики профессиональное воспитание представляет собой методически организованный, контролируемый педагогический процесс введения обучающегося в профессиональную сферу деятельности [2, с.422].
Современный компетентностный подход в медицинском образовании формирует у обучающихся профессиональные компетенции не в полной мере, и не обеспечивает в будущем возможность выполнения своих трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами. На сегодняшний день при компетентностном подходе в образовательном процессе используются разнообразные активные и интерактивные методы обучения [1, с.204; 3, с.262]. Однако, как показывает практика, этого недостаточно. Необходимо внедрение новых механизмов развития личности будущего медика, способных привести к формированию высокоорганизованной профессионально целостной личности, достигающей квалификационного уровня мастерства в медицинской отрасли.
Конечно, личностные качества медика являются основными и играют ведущую роль в лечебном процессе, наряду с достаточной теоретической подготовкой и владением необходимыми практическими навыками в профессиональной деятельности. Если личность не соответствует требованиям медицинской специальности, то, несомненно, лечебный процесс становится опасным. В этой связи компетентностный подход в медицинском образовании требует дополнений и новшеств.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» выпускники медицинских учебных заведений должны быть готовы выполнять медицинскую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую профессиональную деятельность [4,с.4]. Выполнение данных видов деятельности требует от будущего медицинского специалиста определенных волевых, интеллектуальных и эмоционально-нравственных личностных качеств. Центральное место в группе личностных характеристик занимает волевой компонент, который определяет возможность достигать целей, осуществлять планы и в целом добиваться успеха в профессиональной деятельности [5, с.6–7].
Не вызывает сомнений, что выполнение медицинской деятельности невозможно без сформировавшегося у специалиста клинического мышления. По современным представлениям, клиническое мышление является видом специфической умственной деятельности врача и позволяет полноценно объединять теоретические знания и практический опыт специалиста для решения лечебно-диагностических задач и эффективной реабилитации пациентов [6, с.317].
Одним из важнейших профессионально-значимых качеств медицинского специалиста является его коммуникативная компетентность. Современная модель взаимоотношений между врачом и пациентом предполагает активное участие пациента и членов его семьи в принятии всех решений в отношении своего здоровья, что осуществляется посредством ведения диалога с врачом [7,с.97]. Однако на сегодняшний день в реальной клинической практике недостаточно внимания уделяется общению с пациентом и сохраняется представление о нем как пассивном исполнителе распоряжений врача. В литературе имеются данные, что многие конфликты и споры в медицине возникают из-за неумения или нежелания врача разговаривать с пациентом и предоставлять ему или его родственникам интересующую информацию [8, с.74; 9, с.33]. Вместе с тем, результатом положительного коммуникативного сотрудничества между врачом и пациентом становится высокий уровень комплаенса, что является необходимым условием успешного лечения заболеваний [7,с.95].
Эффективная реализация профилактического направления работы медицинского специалиста невозможна без организационно-управленческих навыков, определенных педагогических умений и лидерских качеств.Вто же время, для выполнения научно-исследовательской профессиональной деятельности ключевыми являются аналитические умения.
К профессионально значимым психофизиологическим свойствам личности врача также следует отнести эмоциональную устойчивость, которая позволяет правильно реагировать на стрессовые ситуации в учебе и профессиональной деятельности, и, таким образом, предотвратить формирование профессиональных деструкций и развитие синдрома профессионального выгорания в будущем [10,с.91].
В процессе успешного обучения и реализации себя в профессиональном плане ключевую роль играет мотивация специалиста. Установлено, что мотивированная трудовая деятельность коррелирует с большей удовлетворенностью от выполнения работы, высоким уровнем благосостояния, убеждением в своей профессиональной пригодности, более высокими притязаниями и осознанием необходимости непрерывного обучения в рамках профессиональных требований [11,с.172].
Таким образом, на сегодняшний день очевидна потребность в специалисте медицинского профиля нового формата, который обладает набором профессионально-значимых качеств, соответствующих современным требованиям образовательных и профессиональных стандартов и позволяющих не приспосабливаться к динамически меняющимся условиям медицинской деятельности, а развиваться еще и личностно, не только профессионально.
Управляемое профессиональное воспитание будущего медицинского работника необходимо и должно быть основано на акме-компетентностном подходе, который в совокупности с волевыми характеристиками обучающегося и его мотивационной составляющей способствует своевременному и всестороннему профессиональному становлению и полноценной реализации своих возможностей в выбранной сфере деятельности.
Литература:
- Крылова М. А. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов ВУЗа // Вестник ТвГУ. − 2015. − № 4. − С.202–213.
- Белов В. И. Профессиональное воспитание как условие самоопределения личности // В сб. статей юбилейной ⅩⅩ Международной научно-практической конференции. Посвящается 85-летию ЛОИРО, 2017. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования». С.419–424.
- Шашмурина В. Р., Мишутина О. Л., Волченкова Г. В. Компетентностный подход в формировании клинического мышления врача − интерна стоматолога общей практики // Смоленский медицинский альманах. — 2015. − № 2. − С.262–265.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 95 от 9 февраля 2016 г.)
- Левина В. Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие. — Ижевск, 2016. — 60 с.
- Рождественская Т. А., Дейкало Н. С., Кожар Е. Д. Роль клинического мышления в системе подготовки врача // В сб.: Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Материалы 71-ой научной сессии сотрудников университета. Витебск: Витебский государственный медицинский университет, 2016. С.316–317.
- Асриян О. Б. Комплаенс как результат коммуникативной компетентности врача // Тихоокеанский медицинский журнал.− 2016. − № 4. — С.93–97.
- Krot K., Sousa J. P. Factors impacting on patient compliance with medical advice: empirical study // Engineering Management in Production and Services. − 2017. –Vol. 9, Issue 2. − P.73–81.
- Балкизов З. З., Семенова Т. В. Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2016. − № 3 (25). − С.27–63.
- Лымаренко В. М., Леонтьев О. В. Исследование и оценка синдрома профессионального выгорания у участковых врачей поликлиник Санкт-Петербурга // Вестник психотерапии. − 2019. − № 69 (74). − С. 79–96.
- Van der Burgt S., Kusurkar R. A., Wilschut J. et al. Motivational profiles and motivation for lifelong learning of medical specialists // J. Cont. Educ. Health. Prof. − 2018. − Vol.38, № 3. — P. 171–178.