Личностно ориентированный подход в современном профессиональном образовании в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 28.06.2019

Статья просмотрена: 2903 раза

Библиографическое описание:

Ражова, Н. А. Личностно ориентированный подход в современном профессиональном образовании в России / Н. А. Ражова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61230/ (дата обращения: 24.12.2024).



В настоящее время под профессиональным образованием понимается процесс и результат профессионального становления и развития личности. Одной из тенденций развития современного профессионального образования является его гуманизация, которая предполагает переориентацию образования на личностную направленность.

Личностно-ориентированное профессиональное образование рассматривается как особый тип образования, в процессе которого организация взаимодействия обучающихся и преподавателей в большей степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику ее будущей профессиональной деятельности. Оно характеризуется следующими принципами:

– Обучающийся является субъектом образовательного процесса, в котором учитываются его индивидуальные особенности;

– На содержание профессионального образования влияет уровень развития современных информационных технологий и производства, а также особенности будущей профессиональной деятельности выпускника;

– Технологии профессионального обучения учитывают закономерности профессионального становления личности;

– Формирование профессиональной компетентности и развитие необходимых профессиональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной и производственной деятельности определяет опережающий характер образования;

– Ориентация обучения на индивидуальный опыт обучающегося, учет в образовании его потребностей в самоопределении, самореализации и самоактуализации;

– Для организации наиболее действенного образовательного процесса создается предметно-пространственная образовательная среда.

Личностно-ориентированное образование предполагает, что в ходе овладения обучающимся определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенциями необходимо обеспечить ему возможность для самообучения и саморазвития. Следовательно, содержание профессионального образования должно включать в себя такие компоненты, как:

  1. Когнитивный, который обеспечивает формирование целостной картины мира у обучающегося и является инструментом практической и познавательной деятельности обучающегося;
  2. Ценностный, который помогает обучающемуся в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций и способствует формированию профессиональной направленности личности;
  3. Деятельностно-творческий, который содействует формированию и развитию у обучающихся творческих способностей и разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации и самоактуализации личности в профессиональной и социокультурной сферах;
  4. Личностный, который обеспечивает формирование у обучающегося способности к самопознанию и самосовершенствованию, помогает его жизненному и профессиональному самоопределению, формирует его личностную позицию.

Содержание профессионального образования тесно связно с системой личностных качеств обучающихся, характеризующих его как высококвалифицированного специалиста в определенной сфере профессиональной деятельности и формирующихся в соответствующих условиях во время образовательного процесса. Структура содержания образования основывается на гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной подготовке обучающихся. Во время разработки учебных планов и программ следует учитывать включение принципов и методов формирования и развития личностного потенциала обучающихся в содержание профессионального образования. С этой целью разрабатываются и внедряются в учебные программы различные модульные дисциплины, направленные на развитие профессионально и личностно значимых качеств у обучающихся.

Для обновления содержания профессионального образования согласно последним разработанным государственным стандартам и увеличения его личностной ориентированности разрабатываются различные направления:

– Увеличение доли личностного компонента в содержании профессионального образования требует проектирования специальных курсов, которые направлены на развитие профессионально важных качеств личности, ее профессиональных умений и навыков, а также различных форм поведения. К профессионально значимым относятся такие качества личности, как ответственность, работоспособность, инициативность, способность к сотрудничеству, профессиональная и социальная активность;

– Включение в содержание образования различных гуманитарных ценностей, направленных на формирование у обучающегося особенного отношения к самому себе и к окружающему миру, на осознание своего места в нем. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся смогли осознать свое призвание и определить собственную образовательную траекторию для освоения выбранной профессии;

– Создание содержания образования на основе национальных ценностей и особенностей менталитета людей, их социокультурного развития и среды их обитания;

– Учет при разработке учебных планов и программ особенностей рынка труда и требований работодателей к квалификации специалистов помогает при дальнейшей социальной и профессиональной адаптации выпускников различных профессиональных учебных заведений;

– Включение в образовательный процесс субъектного опыта обучающихся, под которым понимается совокупность эмоционально окрашенных социальных, личностных и учебно-профессиональных ситуаций, способных выполнять образовательную функцию;

– Обеспечение равенства когнитивного и деятельностного компонентов содержания образования позволяет сформировать у обучающегося способность к активной трудовой деятельности на основе системы его теоретических знаний и умений.

Личностно-ориентированное профессиональное образование рассматривается в качестве особого типа образования, который основывается на таком способе организации взаимодействия педагогов и обучающихся, который предполагает создание условий, необходимых для развития у обучающихся способностей и возможностей к самоопределению, самообразованию и самореализации.

На продуктивность профессионального образования влияет в первую очередь то, насколько активно вовлечен обучающийся в образовательный процесс, поскольку полученные в готовом виде знания вызывают некоторые затруднения при их практическом применении для решения конкретных производственных задач. Следовательно, овладение профессиональными знаниями, умениями и компетенциями требует активного участия обучающихся в образовательном процессе.

Личностно-ориентированное профессиональное образование имеет своей целью создание условий для обеспечения самоопределения обучающихся, а также развития и саморазвития личности в социальной и профессиональной сферах деятельности. Цели профессионального обучения формируются в соответствии с определенной моделью выпускника как обобщенной характеристикой, которая включает в себя определенный объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств личности, а также знаний, умений, навыков и компетенций, которыми должен обладать выпускник как профессионал и как член общества.

Модернизация профессионального образования предполагает уточнение и обновление его содержания на основе новых требований современного общества и производства. Значимыми структурными характеристиками содержания профессионального образования становятся компетенции, ключевые компетентности и квалификации. Компетентность специалиста как образованной и профессионально успешной личности определяется его способностью реализовать полученные знания, умения и навыки в конкретной социально-профессиональной деятельности. Ключевая квалификация определяется как комплекс психологических и профессиональных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций и способностей специалиста, которые обеспечивают ему эффективное выполнение определенной профессиональной деятельности, и является одним из компонентов общей квалификации работника.

Эталонная модель выпускника как интегральная профессионально-личностная характеристика имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет разрабатывать и проектировать содержание профессионального образования, становится основой для диагностических методик, которые определяют уровень развития ключевых квалификаций, а также позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в современном профессиональном образовании.

Литература:

  1. Бобкова Л. Г. Личностно ориентированное профессиональное образование: теория, технология, результат: монография. — Курган.: ИПКиПРО Кург. обл., 2015.
  2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования: — Ростов. н/Дону: Изд-во Рос. пед. ун-та, 2016.
  3. Сороковых Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно профессиональному образованию студентов, 2014.
  4. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, образовательный процесс, обучающийся, личностно-ориентированное профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, качество личности, особый тип образования, профессиональная деятельность, профессиональное обучение, современное профессиональное образование.


Задать вопрос