В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выявлены его причины.
Ключевые слова: экзаменационный стресс, стрессогенные факторы, студенты.
Проблема учебного стресса среди студентов актуальна, поскольку для студентов очного отделения обучения учебная деятельность занимает большую часть их времени и сил, а студенты заочного отделения часто совмещают учебу с работой и вынуждены быстро включаться в учебный процесс. То, насколько эффективно студенты справляются с учебными нагрузками и связанным с ним стрессом, влияет на состояние здоровья и успешность их обучения, а в будущем и на становление их, как будущих профессионалов [1]. Проблеме стресса посвящены исследования, авторами которых являются Леви Л., Ладанов Ч. Д., Тигранян Р. А., Левитов Н. Д. и другие. Много работ посвящено проблеме индивидуальных различий стресса Изард К. Е., Додонов Б. И., Немчин Т. А. и др. В работах таких авторов как Н. А. Агаджанян, Ю. В. Щербатых специальное внимание уделяется проблеме стресса и стрессовых ситуаций в процессе учебной деятельности студентов.
В настоящий период отсутствует оптимальное определение учебного стресса, тем не менее допускается возможным выделить ключевые свойства, которые его определяют. Захаренко Т. А. и Кулько Е. И. заявляют о том, что академический стресс появляется в том случае, если студент чувствует напряжённость, инициированную разными условиями, и не имеет возможности с ней совладать. В силу того, что данные условия превышают его приспособительные средства [3]. Условиями, обусловливающие возникновение стресса являются: недостаточное количество отдыха, негативные физиологические обстоятельства, присутствие у учащегося задолженностей и низкий уровень успеваемости, не сформированные умения разумного планирования и распределения времени, излишняя учебная перегрузка, недовольство выбранной специальностью, утрата заинтересованности к учебе или отдельным ее состовляющим, конфликты с однокурсниками и преподавателями. Напряжение непосредственно отражается на учебной деятельности студентов. Давно известно, что нервное напряжение отрицательно воздействует на работоспособность и эмоциональный тон учащихся высшего учебного заведения. В результате у студентов может появиться апатия, нервозность, затруднения в сосредоточении, угнетенное самочувствие, перепады настроения [2].
В качестве респондентов нами были выбраны группы студентов факультета социальной работы и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (1-й, 2-й и 6-й курс) в количестве 42 человек. Для исследования были выбраны следующие методики: Бостонский тест на стрессоустойчивость, шкала оценки нервно-психического напряжения (Немчин Т.А), методика оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Обработав результаты диагностики, можно сделать соответствующие выводы.
- Исследование нервно-психического напряжения (Немчин Т.А) у студентов на разных этапах обучения показало, что большинство студентов 1 курса характеризуют свое состояние как озабоченное, подавленное и тревожное, их нервно-психическое напряжение приравнивается к умеренно-выраженному. У большинства студентов 2 курса, отмечается слабое нервно-психическое напряжение, в процессе обучения они чувствуют себя непринужденно, уверенно и спокойно. Основная часть выпускников вуза показывают большую уверенность в себе, в своих профессиональных способностях и компетентности и демонстрируют слабое нервно-психическое напряжение.
- Исследование устойчивости к стрессам по Бостонскому тесту показало, что 93 % первокурсников подвержены стрессам, что оказывает существенное негативное влияние на жизнедеятельность студентов. Среди второкурсников на 27 % опрошенных стрессовые воздействия оказывают немалое влияние. 84 % опрошенных шестикурсников демонстрируют нормальный уровень стресса, соответствующий в меру напряженной жизни активного студента.
- При анализе вклада отдельных проблем в общую картину стресса, был выявлен высокий средний балл первокурсников по проблемам общеорганизационного характера и «вечным» проблемам студенчества — 4,3 и 5,0 средних баллов соответственно. Это свидетельствует о наличии ряда стрессовых факторов, влияющих на их эмоциональное состояние и уровень адаптивности. Низкие баллы по проблемам общеорганизационного характера у студентов 2- го курса (1,3) и шестикурсников (1,1) говорит о произошедшей динамике процесса адаптации к новым формам и методам обучения в учебном заведении. На изменение в сторону повышения уровня постоянного стресса за последние 3 месяца учебы указали 76 % первокурсников, 17 % второкурсников и 8 % шестикурсников. Таким образом, студенты 2-го курса демонстрируют основное понижение уровня постоянного стресса (51 % студентов указывают на значительное или незначительное уменьшение), 65 % шестикурсников говорят о неизменном уровне стресса, то есть относительной его стабильности. О наличии трудностей в жизнедеятельности студентов говорят высокие средние баллы по психологическим и физиологическим трудностям (6,7 и 7,2 соответственно) характеризует первокурсников как беспомощных, не находящих способы борьбы со стрессами. Средние и низкие баллы 2-го и 6-го курсов (от 4,3 до 1,2) свидетельствуют о том, что имеется динамика приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности. Из двух видов приемов снятия стресса 1-й курс отдает предпочтение (72 % обследуемых) негативным зависимостям (никотиновым, алкогольным, медикаментозным и пр.), практические методы борьбы, не наносящие вред здоровью, свойственны 88 % третьекурсников и 99 % пятикурсников (методы аутогенной тренировки, использование поддержки родителей и пр.). Выводом по данной методике становятся средние показатели экзаменационного волнения студентов: на 6-м курсе — 2,0, на 2-м курсе — 3,1, на 1-м курсе — 6,5 б.
- Количественный анализ по методике диагностики Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина показал высокую личностную (67 %), и ситуативную (51 %) тревожность студентов 1-го курса. Главной особенностью большинства первокурсников является высокая тревожность и эмоциональная неустойчивость. Преимущественно низкие показатели личностной тревожности у второкурсников (75 %) говорят об активном вытеснении студентами чувства тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Низкая ситуативная и личностная тревожность шестикурсников (30 % и 29 % соответственно) говорит о качественном отсутствии напряжения, беспокойства и нервозности в учебных группах.
Диагностический этап исследования подтвердил необходимость оказания студентам психологической помощи, направленной на улучшение эмоционального состояния, самочувствия, повышения уровня психологического здоровья и умственной работоспособности студентов. Основной целью предлагаемой нами программы профилактики и коррекции стресса является: ознакомление студентов с методиками снятия стрессового напряжения во время экзаменов и способами профилактики стресса. Ее реализация позволит студентам разных курсов легче адаптироваться к стрессовым ситуациям в процессе обучения в вузе.
Литература:
- Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление — М.: ПЕРСЭ, 2012.
- Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016.
- Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.