Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактора на молодое поколение — предмет нашего изучения. Наиболее показательной и интересной частью молодежи являются студенты. Учебная деятельность студентов сопровождается информационными нагрузками, экзаменационным стрессом, трудностями адаптации в учебном коллективе, т. е. является стрессогенным фактором окружающей среды. Гигиена как медицинская дисциплина изучает влияние и закономерности воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека. Задача гигиены состоит в том, чтобы ослабить действие факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, и усилить действие положительных факторов с помощью проведения гигиенических мероприятий.
Ключевые слова: гигиена, здоровье, студент, стресс, самоэффективность.
Введение. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье» следует рассматривать как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему поддержание и сохранение здоровья, является здоровым образом жизни. Понятие здорового образа жизни-многокомпонентно, и включает в себя кроме режима труда и отдыха, системы питания, отсутствия вредных привычек, различных закаливающих и развивающих упражнений, также и систему отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, важность жизненных целей и ценностей и т. д. Человека окружает множество элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему). Влияние на молодое поколение одного из элементов окружающей среды –предмет нашего изучения. «Наиболее однородной по возрасту, и по социальным характеристикам частью молодежи являются студенты, основным видом деятельности которых, определяющим все существующие черты их образа жизни, является учеба, подготовка к будущей трудовой жизни. Студенческая молодежь является основой социального развития, а также воспроизводственным потенциалом нации» (Молодой ученый).
Актуальность. Учебная деятельность студентов сопровождается сложными информационными нагрузками, экзаменационным стрессом, трудностями адаптации в учебном коллективе, т. е. является стрессогенным фактором окружающей среды. Все это обусловливает актуальность изучения стрессоустойчивости, адаптации и оценки уровня самоэффективности студентов
Цель исследования. Целью исследования является изучение влияния обучения на самоэффективность и уровень тревожности студентов 1 и 3 курса медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского».
Материал иметоды исследования. В исследовании анкетировалось 42 студента из медицинской академии. Анкетирование было анонимным.
Результаты исследования.
Учеба в медицинском вузе требует большой самоотдачи, огромного напряжения моральных и физических сил, обработки и усвоения внушительных объемов информации, постоянной готовности к принятию жизненно важных решений и ответственности за них. Все это сопровождается эмоциональными переживаниями — одним из компонентов адаптивного поведения человека. В критические моменты взаимодействия человека и среды возникает выраженная эмоциональная реакция — тревожность, которая сопровождается соответствующими поведенческими проявлениями, как результат субъективной оценки человеком внешних требований и своих внутренних ресурсов.
Определение уровня тревожности студентов проводилось по методике Спилберга-Ханина. Анкетировано 22 студента 1 курса и 20 студентов 3 курса. Ситуативная тревожность (как реакция на социально-психологические раздражители) высокой степени (более 46 баллов) определилась у 12 первокурсников, умеренная (31–45 баллов) — 8 у первокурсников. У студентов 3-го курса высокая степень ситуативной тревожности определилась у 8 человек, умеренная — у 10 человек. Сравнивая результаты анкетирования студентов первого и третьего курса, можно сделать вывод, что первокурсники более подвержены стрессу. В структуре анкеты обращает внимание большее количество положительных ответов о напряженности, скованности, встревожености и взвинченности у первокурсников; сходное количество уверенных студентов с чувством внутреннего удовлетворения в обеих группах. Личностная тревожность (ЛТ) высокой степени определилась у 9 первокурсников, умеренной степени — у 12 первокурсников. У студентов 3-го курса высокая степень личностной тревожности определилась у 11 человек, умеренная — у 8 человек. На первом курсе все студенты с приподнятым настроением, чувствуют прилив сил и желание работать, бывают вполне счастливы. К третьему курсу желание работать и прилив сил существенно уменьшаются, реже охватывает беспокойство о своих делах и заботах.
Проведена оценка самоэффективности студентов по методике Мадуксса и Шеера. Выявлено одинаковое количество студентов с низким уровнем самоэффективности (7 человек)., а у 2 студентов 3 курса самооценка была выше максимальной («перспективные» ребята!). У большинства анкетируемых хорошая способность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом. Был осуществлён опрос нескольких студентов первого курса насчёт здоровья и умения правильно планировать свой день: — «При поступлении в университет какое было ваше здоровье и на данный момент каково оно?», — «Моё здоровье и при поступлении и во время учёбы было в порядке. С учёбой появилось лишь немного усталости …». — «Ну вообще, я человек, который не часто болеет. Даже если появляется какая-то простуда, то организм быстро пытается вернуться в строй…». — «Умели ли вы изначально планировать своё время?», — «Первый семестр у меня был не сильно загружен. Поэтому я успевала планировать свой день»., — «Да, чаще всего успевала планировать, но иногда приходилось что-то отменять или переносить. Умела планировать время всегда…». Это говорит о, то, что большая часть студентов здоровы физически и морально, а так же могут с лёгкость планировать своё время. Третий же курс — «При поступлении в университет какое было ваше здоровье и на данный момент какого оно?», -«Было хорошее, на высоком уровне, но в нынешнее время оно сильно не отличается, хотя организм все таки изнашивается из-за нелегкой учебы». –«Успевали ли вы планировать свой день в первом полугодии и в этом?», — «Вполне да». Третий курс тоже вполне здоров и респектабельный. Но всё равно есть персоны подверженные высокому индексу стресса. Их больше, чем с низким. Однако, те кто имеют низкие показатели стресса нуждаются в повышении чувства ответственности и осознании реальных мотивов собственной деятельности. Но иногда очень низкая тревожность является свидетельством активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях. Для коррекции этого состояния рекомендуется снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование у человека чувства уверенности в успехе. Очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, который при неблагоприятных условиях способен спровоцировать эмоциональные срывы и даже психосоматические заболевания. Всегда следует помнить, что значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Оценка тревожности как устойчивой черты личности важна на будущее, особенно для работы в условиях повышенной опасности, когда нужны исполнители ответственные, осторожные, способные к анализу и обобщению информации, избегающие конфликтных ситуаций.
Самоэффективность — это личностное здравое оценивание самого себя в своих и сил, правильное суждение действий, что влияет на выбор задач и целей. Человек сам регулирует свое поведение, причем часто своими действиями осознанно поощряет или наказывает себя. Если человек повел себя против собственных же моральных принципов, то он начинает переживать и осуждать себя. При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время присутствие высокого потенциала автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.
Медицинские работники испытывают заметное увеличение психологической нагрузки, что приводит не только к оттоку врачебных кадров из отрасли, но и к увеличению среди них различных невротических расстройств. Известно также, что у большинства врачей с годами эмоционально напряжённой работы возрастают уровень тревожности и склонность к депрессии, появляются психосоматические нарушения, что нередко сопровождается использованием различных седативных средств, адаптогенов и злоупотреблением алкоголем. Так, например, уровень эмоционального выгорания врачей-терапевтов в Европе и Латинской Америке по разным оценкам составляет от 20 до 45 %, а по данным опроса интернов в США — превышает 75 %. По данным отечественных исследований, от 40 до 80 % врачей в нашей стране имеют признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности [1–3,5,6,7,8].
Вывод: сравнительная характеристика гигиены труда студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля, показало, что первокурсники гораздо больше подвержены стрессу, чем третьекурсники. Это связано с уже адаптированной средой третьего курса. Они более продуктивно проходят своё обучение, адекватно оценивают разного рода ситуации и уделяют достаточно времени для своей самореализации в обществе.
Литература:
- Благовидова О. Б. Психическое здоровье врачей первичного звена Дальневосточного федерального округа. Вестн. неврол., психиатр. и нейрохир. 2011; (8): 13–17. [Blagovidova O. B. Mental health of basic medical branch doctors from Far Eastern Federal District. Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neyrokhirurgii. 2011; (8): 13–17. (In Russ.)]
- Бодагова Е. А., Говорин Н. В. Психическое здоровье врачей разного профиля. Соц. и клин. психиатрия. 2013; 23 (1): 21–26. [Bodagova E. A., Govorin N. V. Mental health of various medical specialists. Sotsial’naya i klinicheskaya psikhiatriya. 2013; 23 (1): 21–26. (In Russ.)]
- Булыгина В. Г., Петелина А. С. Эмоциональное 430 Социальная гигиена и организация здравоохранения выгорание у специалистов общей и судебно-психиатрической практики (аналитический обзор). Рос. психиатр. ж. 2013; (6): 24–30. [Bulygina V. G., Petelina A. S. Emotional burnout among specialists of general and forensic psychiatric practice (analytical review). Rossiyskiy psikhiatricheskiy zhurnal. 2013; (6): 24–30. (In Russ.)]
- Гатиятуллина Л. Л. Факторы, влияющие на здоровье медицинских работников. Казанский медицинский журнал* Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Россия
- Козин В. А. Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у врачей-наркологов в амбулаторной и стационарной практике. Неврол. вестн. 2013; (4): 78–80. [Kozin V. A. Factors affecting the development of emotional burnout syndrome of narcologists in outpatient and hospital practice. Nevrologicheskiy vestnik. Zhurnal im. V. M. Bekhtereva. 2013; (4): 78–80. (In Russ.)]
- Ilhan M. N., Durukan E., Taner E. et al. Burnout and its correlates among nursing staff: questionnaire survey. J. Adv. Nurs. 2008; 61 (1): 100–106.
- Mingote Adan J. C., Moreno Jimenez B., Galvez Herrer M. Burnout and the health of the medical professionals: review and preventive options. Med. Clin. (Barc.). 2004; 123 (7): 265–270.
- Mosadeghrad A. M., Ferlie E., Rosenberg D. A study of relationship between job stress, qualily of working life and turnover intention among hospital employees. Health Serv. Manage Res. 2011; 24 (4): 170–181.