Риск возникновения тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1-го курса различных государственных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, М. А. Риск возникновения тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1-го курса различных государственных учреждений / М. А. Иванова, А. В. Климов, Е. Н. Денисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81468/ (дата обращения: 22.12.2024).



1-й курс учёбы в вузе является для студентов переходным и значимым этапом в жизни. Они сталкиваются с совершенно другими по тяжести трудностями, нежели в школе. В число жизненно-стрессовых ситуаций студентов входит переезд в другой город от родителей, возросшая ответственность за себя и свою дальнейшую жизнь, совершенная иная форма обучения, смена социального статуса, новые знакомые и пр.

Зачастую студенту трудно влиться в университетскую жизнь быстро. Они встречаются со множеством препятствий, а дефицит привычной поддержки накладывает свой отпечаток [1].

Согласно научным данным тревожно-депрессивным состояниям подвержены около 19 % студентов первых курсов. В последующие же годы обучения процент снижается, но в ряду факультетов сохраняется достаточно высокая доля учащихся с выявленными нервно-психологическими расстройствами [2]. К числу главных факторов возникновения большого количества суицидов в мире, а наша страна занимает в данном рейтинге одно из главенствующих мест, можно отнести тревожно-депрессивные расстройства [3].

Целью настоящего исследования является выявление риска возникновения тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1 курса высших учебных медицинского и педагогического учреждений, и пути предотвращения их.

Перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анкетирование студентов на выявление степени тревожности и депрессии.
  2. Провести сравнительный анализ показателей тревожности и депрессии у студентов по разным выборкам.
  3. Проанализировать стратегию для борьбы и предотвращения тревожно-депрессивных расстройств у студентов.

Характеристика выборок:

Для достижения поставленных задач были анонимно анкетированы две группы студентов первых курсов медицинского (28 человек) и педагогического вузов (8 человек) накануне второй сессии.

Испытуемые были распределены по полу следующим образом: 28 женщин и 8 мужчин. Возраст испытуемых от 17 до 20 лет, средний — 18 лет.

Материалы и методы: Для определения уровня тревоги и депрессии были использованы соответственно шкала тревоги Бэка и шкала депрессии Бэка. Каждое тестирование содержит 21 пункт. Испытуемым было предложено обозначить пункт, который наиболее соответствует его самочувствию в течение последних двух недель, включая день опроса.

Результаты: показатели тревоги и депрессии у исследуемых студентов приведены в рисунках 1 и 2 соответственно. Были разделены показания учащихся различной направленности вузов для сравнения.

Показатель средней выраженности тревоги у студентов медицинского вуза (21,4 %) выше, чем у студентов педагогической направленности (12,5 %). Показатели незначительно выраженной тревоги и очень высокого уровня тревоги между студентами разных вузов сильно не отличается.

В таблице 2 можно отметить, что только значения отсутствия депрессивных симптомов примерно одинаковы и у студентов медицинского (46,4 %), и у студентов педагогического (50 %) вузов. Симптомы легкой депрессии отмечают 17,8 % студентов медицинской направленности и 12,5 % — педагогической. Показатель умеренной депрессии отмечен только у студентов медицинского вуза (10,8 %). Выраженная депрессия отмечена больше у студентов педагогического вуза (25 %), чем медицинского (17,8 %). Тоже самое можно заметить и у показателя тяжелой депрессии: у студентов педагогического учреждения — 12,5 %, а медицинского — 7,2 %.

Также был проведён опрос среди студентов по следующему вопросу: «Как вы считаете, что нужно изменить или добавить в систему образования, чтобы студенты чувствовали себя наименее тревожно?». Один из студентов отметил наличие неважных предметов. Часть студентов предложила относиться к ним со стороны учителей более понимающе и доверительнее. Один студент отметил важность наличия в корпусе университетов комнат отдыха, кондиционеров в кабинетах и преподавателей, которые отлично знают свой предмет и преподают его на высоком уровне. Несколько студентов предлагают снизить загруженность недели, а модули по предметам грамотно распределить по учебному полугодию для должной подготовки.

Сравнительная характеристика баллов по шкале тревоги Бэка между студентами

Рис. 1. Сравнительная характеристика баллов по шкале тревоги Бэка между студентами

Сравнительная характеристика баллов по шкале депрессии Бэка между студентами

Рис. 2. Сравнительная характеристика баллов по шкале депрессии Бэка между студентами

Обсуждение результатов и выводы

Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты 1 курса как педагогического, так и медицинского вузов имеют выраженные показатели эмоциональной неустойчивости. Около 15 % студентов подвержены высокому уровню тревоги. 30–35 % студентов имеют симптомы депрессии.

В результате были сделаны следующие выводы:

  1. Возникает значительная проблема с целью уменьшения числа студентов подверженных риску возникновения тревожно-депрессивных расстройств.
  2. К методам снижения данных показателей можно отнести обязательное посещение студентами квалифицированного психолога или психотерапевта в учебном заведении, а также доступность психологической помощи во время обучения.
  3. Необходимо регулярно проводить опросы среди студентов с целью выявления уровня тревожности и подверженности депрессии и понимаю того, чего не хватает студентам для комфортной учёбы.

Литература:

  1. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Петрова Г. А. Социальная поддержка и психическое здоровье // Психология: современные направления междисциплинарных исследований. Материалы научной конференции, посвященной памяти члена корр. РАН А. В. Брушлинского / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М., 2003.
  2. Северный А. А, Ануфриев А. К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня. Методические рекомендации. М.: 1987.
  3. Войцех В. Ф. Динамика суицидов в регионах России // Социальная и клиническая психиатрия. 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, медицинский вуз, высокий уровень тревоги, педагогический вуз, педагогическое учреждение, показатель, расстройство, сравнительная характеристика баллов, шкала депрессии, шкала тревоги.


Похожие статьи

Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза

Тревожные и депрессивные расстройства у студентов лечебного и стоматологического факультетов БГМУ: распространённость, факторы риска

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Динамика и особенности личностного роста студентов первого курса

Предупреждение педагогической запущенности у девушек-подростков в образовательном пространстве школы

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза

Похожие статьи

Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза

Тревожные и депрессивные расстройства у студентов лечебного и стоматологического факультетов БГМУ: распространённость, факторы риска

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Динамика и особенности личностного роста студентов первого курса

Предупреждение педагогической запущенности у девушек-подростков в образовательном пространстве школы

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза

Задать вопрос