Профессиональный рост учителя профильной школы
Автор: Хоруженко Елена Григорьевна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 28.02.2018
Статья просмотрена: 603 раза
Библиографическое описание:
Хоруженко, Е. Г. Профессиональный рост учителя профильной школы / Е. Г. Хоруженко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13841/ (дата обращения: 16.12.2024).
Работа в профильных классах остро ставит проблему профессионального роста учителя, его интенсивной работы по повышению своего научного уровня и совершенствования личностных качеств. Многолетний стаж преподавания истории в профильных классах дает основания утверждать, что педагогу необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы проведения фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.
Основная задача профильного обучения — обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей личности. Развитие творческой самостоятельности ученика, увеличение приемов индивидуализации образовательного процесса предопределяет необходимость продумать и выстроить не только обучение по индивидуальным учебным планам, но и систему дополнительной внеурочной деятельности.
Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты. Это возможно через приобщение детей к исследовательской работе, организация которой при соблюдении ряда психолого-педагогических условий позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать. Включение обучающихся в учебно-исследовательскую, а затем и в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения.
Однако учебные занятия в школе, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все многообразие изучаемой науки. Следовательно, необходимо создать условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности в школе. На наш взгляд, эти условия таковы:
‒ психологический мониторинг по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников;
‒ формирование у обучающихся мотивации к исследовательской деятельности;
‒ применение нетрадиционных методик в обучении;
‒ внедрение в образовательную деятельность технологии исследовательского обучения;
‒ использование спецкурсов по основам исследовательской деятельности;
‒ проведение интеллектуальных и групповых консультаций по предметам с преподавателями вузов.
Для повышения мотивации к исследовательской деятельности у учащихся эффективным является создание соревновательных ситуаций и здоровой конкуренции, т. е. проведение школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и т. п.
В выпускных классах можно обратиться к созданию индивидуального проекта, который выполняется обучающимися в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного.
В настоящее время это и требование ФГОС — индивидуальная образовательная траектория учащихся. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Он выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме.
При защите исследовательских работ необходимо обращать внимание учащихся на умение выступать перед аудиторией, аргументированно отстаивать свое мнение.
Работа учителя в профильных классах налагает на педагога определенную ответственность перед родителями и учащимися. Ведь обучающиеся, выбирая ваш профиль и думая о будущей профессии, оказывают доверие учителю. В этой деятельности важен авторитет учителя как предметника, его эрудиция, умение увлечь детей своим предметом.
Введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) показало, что наряду с несомненными достоинствами его использования есть и существенные недостатки. Один из них связан с тем, что в старших классах цель, связанная с изучением истории как науки, ее достижений как части человеческой культуры, подменяется подготовкой к решению тестовых заданий. Понятно, что при такой подмене развивающий потенциал содержания истории используется не в полном объеме. Одной из важнейших задач современной школы и, конечно, учителя профильной школы является выявление одаренных детей и организация работы по их развитию. Мы считаем, что для этого в каждой образовательной организации необходимо грамотно спланировать деятельность учителя по развитию творческих способностей одаренных детей.
Необходимо выделить основные направления в работе с одаренным детьми: разработку индивидуальных форм работы; внедрение в образовательный процесс интерактивных технологий; использование активных форм и методов организации образовательной деятельности; развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит одаренным детям демонстрировать свои достижения на школьных, районных, региональных олимпиадах, конкурсах.
Необходимо также применять образовательные технологии, позволяющие одаренным детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы (личностно-ориентированная технология). Для одаренных детей главной задачей обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития их способностей и дарований с целью последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта задача особенно значима.
Во внеурочной деятельности с учащимися также необходимо использовать весь арсенал возможностей. В нашей общеобразовательной организации сложилась система проведения мероприятий: «Неделя истории», «Героические страницы истории России», «Месячник знаний», научно-исследовательские конференции. Целью проведения таких мероприятий является развитие интереса и формирование осознанной мотивации к изучению предмета, к исследовательской деятельности, значимостью данного знания для будущего профессионального выбора. Деятельность педагога в профильных классах в последнее время принципиально меняется. Учитель перестает быть только носителем информации, которую необходимо передать ученику. Выдвигается задача успешного мотивирования учащихся на самостоятельную деятельность, а также благоприятствования по формированию универсальных учебных действий. В современном образовании особое место отводится определению его результатов (запланированных целей), которые в изменившейся системе образовательных ориентиров заключены не только и не столько в приращении знаний, постепенном увеличении их объема, сколько в повышении уровня самостоятельности учащихся в решении познавательных, коммуникативных, аксиологических и практических проблем.
Ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенные им до высокой степени совершенства учебные и воспитательные умения, которые проявляются в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность образовательного процесса.
Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т. д. Однако, не смотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А. С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать. Он писал, что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем.
Какие могут быть пути и формы повышения мастерства учителя?
Чаще всего формами самообразования учителей являются курсы повышения квалификации при институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования, методические практикумы в школах, обсуждение специально педагогической и психологической литературы; подготовка к аттестации, научно-практические конференции, обобщение своего опыта работы и представление его публикациях, освоение информационных технологий образования и воспитания.
Участие в конкурсном движении выступает одним из возможных способов проявления творческой индивидуальности, ведь даже само включение педагога в конкурс способствует еще большему развитию активности в профессии, это мощный стимул к профессиональному росту. Демонстрация собственного опыта, оценивание его профессиональными жюри, сравнение его с опытом других конкурсантов порой проводит к пересмотру собственных профессиональных позиций, подходов к выполнению профессиональной деятельности. В педагогической профессии, как н в какой другой, профессиональный рост связан с личностным ростом, так же как профессиональна культура — с общей культурой личности.
Содержание работы научно-методической службы школы должно быть направлено на поддержку личностно-профессионально роста учителей и представлено в специальной программе.
Программа самообразования педагога должна быть конкретной и реальной, а содержание деятельности учителя должно включать следующее:
‒ самодиагностику своих профессиональных знаний и умений в области самообразования;
‒ овладение средствами самообразования: постановку задач саморазвития, выбор содержания и технологий самореализации и самоактуализации;
‒ обмен опытом профессиональной самообразовательной деятельности на заседаниях методических объединений, в творческих группах.
Результатом педагогической практики должно выступить развитие интереса обучающихся к предмету на основе активизации их познавательной деятельности. Приобретенные знания проверяются участием учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях. В нашем образовательном учреждении учащиеся профильных классов (социально — гуманитарный, социально- правовой) успешно выступают на городской научно — практической конференции «Интеллектуал», региональной конференции «Эрудит». Ежегодно учащиеся занимают призовые места на городской, региональной олимпиаде по истории. Становились победителями и призерами на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по истории. Награждены Дипломами победителей Международной олимпиады по основам наук.
Таким образом, профессиональный рост учителя школы возможен при выполнении большого набора составляющих: мотивации учителя, собственных его профессиональных качеств, непрерывного самообразования, наличия необходимых условий в школе.
Литература:
- 1.Арефьева, И, П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников [Текст] / И..П. Арефьева // Педагогика. — 2003.- № 5. — С.49–55.
- Клёнова, Н. Как подготовить школу к профильному обучению [Текст] / Н. Клёнова// Народное образование. — 2003. — № 7. — С. 106–114.
- Крылова, Н. Б. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика) [Текст] / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова // Библиотека журнала «Директор школы». — 2005. — № 2.
- Лейтес,.Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды [Текст] / Н. С. Лейтес. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. — С. 41.
- Шумакова, Н. Особенности работы с одаренными детьми [Текст] / Н. Шумакова// Первое сентября. — 2008. — № 20. — С. 12.