Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 29.06.2015

Статья просмотрена: 8853 раза

Библиографическое описание:

Долгина, Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС / Т. Г. Долгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 627-629. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20695/ (дата обращения: 19.11.2024).

Урок — это зеркало общей и педагогической культуры

Учителя, мерило его интеллектуального богатства,

Показатель его кругозора, эрудиции.

В. А. Сухомлинский

Все чаще задаешь себе вопрос: Каким должен быть современный урок?

Как сделать его интересным и продуктивным?

Формирование личностных качеств обучающихся через преподавание истории и обществознания является одной из важнейших задач современной школы. Актуальным является не только передача знаний, но и формирование активной жизненной позиции, выработка качеств, необходимых для полноценного усвоения личностью различных социальных ролей.

Итак, на что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определено?

-                   Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».

-                   Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»

-                   Стандарт ориентирует учителя на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

-                   Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

Необходимо отметить, что для реализации Стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие — создание на уроке психологически комфортной атмосферы.

Ученики учатся принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т. е. развивать регулятивные универсальные учебные действия.

Современный урок истории, несущий на себе печать Личности Учителя, называется уроком.

Каким должен быть современный урок?

Школьный урок — это часть жизни ребенка, жизнь, полная проблемами радости открытий.

Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастливой жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьник способность быть счастливым.

Великий французский философ Жан Жак Руссо сказал: «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому».

Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, это и актуальный сегодня.

Известно, человек запоминает:

-                   только 10 % того, что он читает,

-                   20 % того, что слышит,

-                   30 % того, что видит;

-                   50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях,

-                   80 % — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности урока, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %.

Перед любым учителем стоит задача: как сделать урок интересным, поддержать и развить индивидуальность ученика, не растерять, не затормозить рост его способностей, обеспечить широкую подготовку его образовательного уровня — это важнейшая задача современного урока.

Универсальным инструментом, способным помочь учителю в достижении образовательных и воспитательных задач становятся новые технологи, которые заявляются как приоритетные в стандартах нового поколения.

Для современного урока истории ведущим моментом являются технологии и методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти технологии имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов обучающихся.

Несомненным достоинством современного урока является коллективная работа класса над проектом. Именно в этой работе проявляется сотрудничество всего класса и возможность учеников с различным уровнем подготовленности принять активное участие. Проектный метод позволяет не просто усваивать учебный материал на репродуктивном уровне, но и пропускать его через свое сознание, определять собственное отношение ученика к проблеме.

Современный урок истории прежде всего должен быть интересен ученикам. Главное — научить самих ребят пользоваться информационными технологиями, уметь работать над проектными заданиями. Чрезвычайно важно показать своим ученикам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Здесь важно направить мысль ребёнка в нужном направлении, подсказать ему новые источники информации, помочь подготовить презентацию и грамотно составить выступление. Учитель обязан не только воспитывать в ученике самостоятельность в мышлении его действий, но и развивать коммуникативные, исследовательские навыки, научить его работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решений.

Современный урок невозможно представить без применения информационных и коммуникативных технологий использования (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

Современный урок истории должен заставлять учеников мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию.

Чтобы процесс обучения был успешным, необходим повышенный уровень учебной мотивации обучающихся. Задача педагога, опираясь на диагностические исследования, интересы самих учеников, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить мотивацию и активизировать познавательную активность.

Уроки истории тесно связаны со стратегией модернизации российского образования.

Они ориентированы не только на усвоение учениками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. На уроках истории важным моментом является личностная ориентация самого образовательного процесса. История не только открывает перед школьниками картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

-                   хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

-                   учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учеников, которые смогут сформулировать тему, цели урока;

-                   урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять и на сотрудничество с одноклассниками;

-                   учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность школьников;

-                   выводы делают сами ученики;

-                   минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

-                   в центре внимания урока — дети;

-                   учёт уровня и возможностей каждого ученика, ориентир на их настроение;

-                   умение демонстрировать методическое искусство учителя;

-                   планирование обратной связи;

-                   урок должен быть добрым.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершено твёрдое мнение. Для одних успех обеспечивается эффективным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих — объяснение, для четвертых — опрос. Важно одно, что каждый педагог сам определяет на каждом уроке, как он его проведет и каков итог будет.

Главная черта качественного урока истории и главное требование к преподаванию истории в целом — высокий научно-теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию исторической и педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно — воспитательного процесса. При этом в школьный курс истории как учебного предмета должно быть ориентировано, прежде всего, на овладение школьниками основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном нравственном опыте, вооружение обучающихся методами решения практических задач, умение работать с историческими источниками.

Можно долго говорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен приносить радость как учителю так и его воспитаннику.

Перед нами — живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать, и так хочется сделать их счастливыми. И пусть каждый наш урок станет для них открытием в мир новых знаний.

 

Литература:

 

1.      Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М.1984.

2.      Ю. К. Бабинский. Педагогика. М: Просвещение, 1983.

3.      В. Б. Бондаревский. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М: Просвещение. 1992.

4.      Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелкова. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие. М: ООО «Русское слово — учебная книга», 2002.

5.      Дормаш С.В, Заводова Т. Е. Технология учебного процесса. М. «Красико-Принт»,2004.

Основные термины (генерируются автоматически): современный урок, урок, современный урок истории, ученик, учитель, задача, познавательная активность, преподавание истории, урок истории.


Похожие статьи

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС

Геометрический материал как средство формирования логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Методика использования электронного учебника на уроках естественно-математического цикла как средство реализации новых ФГОС

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС

Геометрический материал как средство формирования логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Методика использования электронного учебника на уроках естественно-математического цикла как средство реализации новых ФГОС

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС

Задать вопрос