В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительные параллели задач, которые ставит проблемное обучение, и задач, выдвигаемых современной образовательной системой на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования третьего поколения и Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы. Продемонстрирована актуальность проблемного обучения как одной из форм развивающего обучения в условиях системно-деятельностного подхода в современном образовании.
Ключевые слова: проблемное обучение, учебный предмет «История», учебный курс «История России», ФГОС ООО 2021, образовательные задачи, УУД, задачи проблемного обучения, развивающее обучение, системно-деятельностный подход.
Современное общество ставит перед образованием, в числе которых основное общее, глобальные и приоритетные задачи. Воспитание развитой, свободной, и главное, образованной личности, способной функционировать в условиях стремительно меняющегося общества, является первостепенной необходимостью образовательной системы. В этих условиях на первый план выходят методики преподавания, способные удовлетворить заявленные образовательные потребности. Отличительной особенностью таких методик является творческий аспект, подразумевающий активизацию мышления обучающихся, посредством повышения объема самостоятельной работы по накоплению и усвоению знания. На первый план выходит группа способов обучения, объединенных понятием «развивающее обучение».
Одной из таких методик является проблемное обучение, целью которого является не только аккумуляция готовых результатов научного познания, но и самостоятельный процесс получения этих результатов. Основными компонентами такого процесса обучения являются развитие познавательной активности обучающегося и воспитание у него творческих способностей, нацеленных на овладение системой знаний, навыков и умений для формирования определенного мировоззрения [7].
Что касается ФГОС ООО 2021, то он формулирует обязательные требования к навыкам умениям и компетенциям, которые должны быть сформированы у обучающихся к окончанию 9 класса: личностные, метапредметные и предметные результаты. Делается акцент на саморазвитии и самосовершенствовании обучающегося, формировании самостоятельной позиции подростка, а также регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. Причем указанные действия должны обязательно быть практичными, что выражается в формировании опыта их применения для решения задач личностного, общекультурного и познавательного развития ребенка [2]. Каждый учебный предмет, заявленный для реализации ФГОСом, должен способствовать формированию этих образовательных результатов.
В этих условиях проблемное обучение обладает способностью реализовать образовательные задачи нового ФГОС ООО. Данная методика обеспечивает активизацию мотивации, способствует развитию мыслительной и самостоятельной деятельности. Главной парадигмой проблемного обучения является личностно-ориентированный подход. Она является крайней противоположностью репродуктивного подхода в преподавании истории, реализация которого ведет к безразличному отношению к обучению у половины учеников, а у трети вызывает отрицательную реакцию [1]. Коммуникативные навыки при этом выходят на первый план, а процесс социализации происходит в рамках усвоения и понимания знания. Деятельность учителя сосредотачивается на регулировании познавательной активности обучающегося, тем самым повышается роль ученика в образовательном процессе. При этом, конечно, сохраняется передача предметных знаний от учителя к ученику, однако не меньшую роль при этом играет обратная связь, причем как внутренняя, так и внешняя.
Основными задачами проблемного обучения при изучении истории являются: 1) поиск закономерностей развития исторического знания; 2) поиск, усвоение способов решения возникающих проблемных ситуаций; 3) понимание принципов функционирования способов выполнения действий по решению проблемных ситуаций; 4) выявление и понимание свойств и функций предмета исследования; 5) осознанный анализ получаемого исторического знания. Каждая из задач предполагает высокую степень включенности обучающего в процесс получения и усвоения знания, а также предполагает творческий характер каждого из этапов проблемного обучения [4, с. 10.].
Для реализации названных задач проблемное обучение задействует целый спектр методических способов организации образовательного процесса. Основополагающими среди них являются: монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский и проблемно-программированный методы. Каждый из этих методов реализует присущие лично ему образовательные результаты и формирует определенные компетенции. Но рассматривать их в образовательном процессе возможно только в качестве системы, они должны переплетаться и наслаиваться друг на друга таким образом, чтобы выстроилась структура проблемного обучения [5, с. 380.]. Подобный подход предполагает большую роль учителя в организации и проведении урока построенного по принципу проблемного обучения. При этом совершенно необязательно, чтобы на уроке были задействованы все методы, главное, чтобы применение их не было хаотичным и бессистемным.
Возвращаясь непосредственно к учебному предмету «История», стоит отметить, что ФГОС ООО третьего поколения, закрепляет основные положения Концепции преподавания учебного курса «История России» при реализации основных общеобразовательных программ. Среди них наиболее важными являются: 1) подготовка обучающихся к анализу исторической информации, содержащейся в разных источниках; 2) рассмотрение событий, на основе принципа историзма, и выделение при этом взаимообусловленности и взаимосвязи этих событий; 3) формирование умений применять исторические знания в современном полиэтничном, поликультурном и многоконфессиональном обществе [6]. В этих условиях просматривается взаимосвязь задач проблемного обучения с требованиями Концепции. Реализовать такие задачи представляется возможным только при задействовании в учебном процессе различных типов развивающего обучения, одним из которых выступает проблемное обучение.
Нельзя не отметить, что в основе ФГОС ООО 2021 лежит системно-деятельностный подход, на котором должно строиться обучение. На уроках истории, в рамках реализации данного подхода, является необходимым использование форм занятий, связанный с анализом исторических источников, рассмотрением проблемных исторических ситуаций, сопоставлением оценок этих событий. При этом отводится большое значение самостоятельной работе учащегося, в результате которой ученик проходит индивидуальный путь познания [3]. Реализовать данные задачи можно, задействовав методы проблемного обучения, связанные с исследовательским и проблемно-программированным методами. В их основе лежит большой объем самостоятельной работы ученика, в том числе и при условии саморегуляции учеником своей образовательной деятельности.
Подводя итог, еще раз хочется отметить большой потенциал проблемного обучения, как одного из типов развивающего обучения, в рамках реализации личностных, метапредметных и предметных результатов общественно-научных дисциплин, заявленных во ФГОС ООО 2021, в число которых входит учебный предмет «История». Большой выбор методов преподавания при проблемном обучении позволяет выстроить учебный процесс в зависимости от возрастных особенностей учеников и профессиональных, индивидуальных особенностей учителя, что в условиях персонализации образования является первостепенным в проектировании образовательного процесса.
Литература:
- Афонова Л. И. Технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС. Из опыта работы. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/tehnologii-problemnogo-obucheniya-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-v-usloviyah-realizacii-fgos-iz-opita-raboti-2152554.html (дата обращения: 07.09.2021)
- Добряк И. А. Актуальность проблемного обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/blog/aktual-nost-probliemnogho-obuchieniia.html (дата обращения: 07.09.2021).
- Жданова С. В. Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания. — Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 145–148. — [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/191/48147/. (дата обращения: 12.09.2021).
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2014. — 274 с.
- Махмутов М. И. Избранные труды: В 7 т. / М. И. Махмутов. — Казань: Магариф— Вакыт, 2016. — Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / Сост. Д. М. Шакирова. — 423 с.
- «Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы» от 23.10.2020 № ПК-1вн. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/. (дата обращения: 12.09.2021)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 07.09.2021).