Требования к современному уроку, предъявляемые ФГОС нового поколения
Автор: Шкарин Денис Юрьевич
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 13.06.2018
Статья просмотрена: 5247 раз
Библиографическое описание:
Шкарин, Д. Ю. Требования к современному уроку, предъявляемые ФГОС нового поколения / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3439/ (дата обращения: 16.12.2024).
Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю масс учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.
Менделеев Дмитрий Иванович
Урок — основная форма проведения учебных занятий в школе его обсуждают в учительских кабинетах, на педсоветах, о нем написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии, проводятся конференции. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Урок учителя истории МБОУ Нововоронежской СОШ № 1 Шкарина Д. Ю.
Научными словами, урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (поА.А.Бударному).
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как и во времена Яна Амоса Каменского, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. В процессе их общения у последнего формируются компетенции, направленные на объективную оценку реальности.
Ян Амос Каменский
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он всегда старше, за ним знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Урок учителя истории МБОУ Нововоронежской СОШ № 1 Шкарина Д. Ю.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный — это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом актуальный, а еще действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.
А каким же видят современный урок ученики? Для понимания этой проблемы, учащимся был задан вопрос, как ты понимаешь, что такое современный урок? На данный вопрос были опрошены учащиеся разного возрастного состава. Вот некоторые из их высказываний.
«Современный урок — это времяпровождение, из которого учитель вытаскивает все самое интересное и важное для ученика, пытаясь неосознанно заставить ученика самому добывать знания, интересоваться большим, чем дано на уроки и расширять свой кругозор» (Боклашова Софья, 11 класс).
«Современный урок — это нетрудный урок, на котором учитель и ученик общаются свободно» (Евсегнеева Арина, 8 класс).
«Современный урок — это урок, во время которого необходимые знание по определённой дисциплине передаются ученику с использованием всевозможных образовательных технологий и с учётом состояния общества» (Шурыгин Иван, 10 класс).
«Современный урок — это урок, проходящий при помощи каких-то новых технологий, который связан с современными разработками, интересный и увлекательный» (Хлевнюк Алена, 11 класс).
«Современный урок — это урок, на котором используются презентации, происходит работа с интерактивной доской или интересные факты по данной теме, которые малоизвестны ученикам» (Родионов Павел, 11 класс).
Как видим, ученики желают учиться в режиме успешности, вне зависимости от своих способностей, как и записано в законе об образовании. Они хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна с использованием новых современных технологий.
Современный урок, как того требует закон об образовании, в первую очередь, должен удовлетворять требованиям, утвержденным в ФГОС.
Требования ФГОС кметодике преподавания:
- Компетентностный подход — комплексный характер (универсальные учебные действия), неразрывность знаний, умений, навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.
- Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности (целеполагание, рефлексия, оценка).
- Метапредметность, межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании — интеграционный подход.
- Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
- Акцент на активную деятельность и результативность (личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
- Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структурирование и анализ).
- Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
- Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
- Проектная деятельность и практическая направленность образования.
- Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).
Требования крезультатам обучения:
Личностные — саморазвитие и самоопределение, мотивация к познавательной деятельности, система социальных отношений и ценностно-смысловых установок (личностные и гражданские позиции), способность ставить цели и строить жизненные планы, осознание российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные — межпредметные понятия и УУД, их использование в практике (учебной, познавательной и социальной), самостоятельность планирования учебной деятельности, учебное сотрудничество, построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные — умения в предметной области, получение знания, преобразование и применение информации в разных ситуациях, формирование представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
При этом закон об образовании предоставляет учителю свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.
У каждого педагога есть возможность заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий. Сейчас появилась необходимость представлять результаты своей работы при прохождении аттестации. Одним из главных профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия — до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально — значимых качеств. Всем нам хорошо известно, что урок — это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.
Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа.
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решения.
Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками.
Так в чем же все-таки новизна современного урока в условиях внедрения стандарта второго поколения?
Чаще реализуется индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Требования, предъявляемые ксовременному уроку:
- Учитель, как и былые времена годы, должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
- Урок долен носить гуманистический подход.
- Красной нитью через урок должен проходить системно -деятельностный подход.
- Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
- Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
- Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
- Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
- На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
- В центре внимания на уроке должны быть ученики (урок для детей, а дети для урока).
- Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
- Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
- Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
- Должна быть рефлексия учебного занятия.
Структура современного урока должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операции, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока. Именно самоанализ позволит ее выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять и во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.
Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по- настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Таким образом, успешность современного урока зависит от самого учителя, его профессионализма, правильности используемых методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ, формы подачи учебного материала, умения создавать ситуацию успешности, доброжелательности атмосферы на уроке. Современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего и заинтересованного ученика.
Литература:
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266–1 (ред. от 01.09.2013 г.). — (http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета. — 2012. — 21 июня. — № 5812. — (http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html).
- Настольная книга учителя истории. 5–11 классы. / Авт.-сост. М. Н. Чернова. — М.: Эксмо, 2006. — 624 с.
- Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1–11 классы. — М.: ВАКО, 2015. — 112 с.