Современный учитель химии на современном уроке
Автор: Давыденко Любовь Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 03.07.2014
Статья просмотрена: 3267 раз
Библиографическое описание:
Давыденко, Л. В. Современный учитель химии на современном уроке / Л. В. Давыденко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5980/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современный мир постоянно развивается, активно внедряются в образовательный процесс передовые технологии. При этом основной организационной формой обучения по-прежнему остается урок, а качество подготовки учащихся во многом будет зависеть от уровня его проведения. Джон Дьюисчитал, что «если мы будем учить так, как вчера учили детей, мы украдем у наших детей завтра». В системе образования стали активно использоваться достижения западной педагогики, государство и общество предъявляет высокие требования к учителю, поэтому встает первый актуальный вопрос: «Каким должен быть учитель современный школы?».
Просто и однозначно ответить на поставленный вопрос нельзя, ведь и опытный педагог с двадцатилетним стажем, и молодой специалист, который творчески подходит к своей работе, могут быть в равной степени современными учителями.
Если педагог принимает новые требования, то он будет меняться. Внутренняя мотивация и желание — вот главное, что должно двигать вперед каждого учителя. Сейчас существует большое количество курсов повышения квалификации, на которых можно усовершенствовать свое педагогическое мастерство. Используя новые знания, будет легче работать в современной школе, идти в ногу со временем, быть уверенным в себе. Именно уверенный в себе педагог может увлечь ученика, пробудить в нем желание учиться. Мастерство учителя — это труд, который необходимо совершенствовать каждый день. Современный учитель — это профессионал своего дела. Отличительной характеристикой современного педагога-мастера являются: высокая культура и качество труда, стремление к самосовершенствованию, самокритичность и постоянный творческий поиск.
В современном обществе огромное влияние оказывает рыночная экономика, поэтому учителю необходимо быть конкурентоспособным. Конкуренция способствует развитию профессионализма, повышению квалификации. При этом нельзя останавливаться и достигнутом и постоянно думать только о сдаче квалификационного экзамена. Для профессионала своего дела важна оценка качества его труда как родителями детей, так и самими учениками.
Одна из важных проблем, которая сейчас существует в школе — это нежелание детей учиться. Большинство учителей встречаются с этим в своей практике ежедневно. Успехи в учебе зависят от желания самого ребенка приобрести новые знания. Для того, чтобы активировать познавательную деятельность учащегося педагог должен использовать весь арсенал средств, которые имеются в его распоряжении. Педагог-мастер — это и актер, и режиссер, а если нужно — певец и писатель. Современный урок — это не скучный урок, основанный только на репродуктивной деятельности учащихся, а деятельностный урок, который, несомненно, зависит от творческого подхода самого учителя. Урок должен напоминать произведение искусства, в котором необходимо продумывать все этапы. 50 % успеха урока будет зависеть от правильности поставленных целей и задач. Как нужно строить такой урок, чтобы развить творческое сознание учеников и заложить в их светлые головы знания? Из этого возникает второй актуальный вопрос: «Каким должен быть современный урок?».
Современный урок, основанный на требованиях ФГОС НОО, имеет следующие особенности:
- Урок носит личностно-ориентированный характер. Теперь личностный, а не предметный результат становится целью. Важно, какие изменения произойдут с личностью учащегося, а не какая сумма знаний накопится за время обучения в школе.
- Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход. На основе усвоения универсальных способов деятельности развивается личность учащегося. Деятельность, а не совокупность знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
- В центре внимания современного урока стоят компетентности учащегося. Способность применять полученные знания на практике — вот чему нужно научить на уроке.
Получение новых знаний — это творческий процесс, в который вовлечены как учитель, так и его ученик. Теперь учитель — это не источник знаний, а руководитель, который организует совместную образовательную деятельность, поэтому главной задачей учителя становится научить детей учиться и вовлечь учеников в активный познавательный процесс. К. Д. Ушинский писал:«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». В табл. 1 приведена сравнительная характеристика традиционного урока и урока современного типа.
Таблица 1
Сравнительная характеристика традиционного урока и урока современного типа
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Современный урок |
Сообщение темы урока |
Учитель сам сообщает учащимся |
Ученики сами формулируют тему |
Объявление целей и задач |
Учитель сообщает учащимся о том, каких целей они должны достичь на уроке и чему научиться |
Учащиеся, определив границы знания и незнания, формулируют цели и задачи урока |
Планирование урока |
Учитель сообщает учащимся план действий, который нужно выполнить, чтобы достичь цели |
Учащиеся самостоятельно осуществляют планирование способов достижения цели |
Практическая деятельность учащихся |
Учитель руководит процессом выполнения практических задач учащимися (использование фронтального метода деятельности) |
Учащиеся выполняют учебные действия по намеченному плану (использование группового и индивидуальных методов) |
Осуществление контроля |
Учитель контролирует практическую деятельность учащихся |
Контроль осуществляется учащимися самостоятельно (самоконтроль, взаимоконтроль) |
Осуществление коррекции |
Учитель осуществляет коррекцию в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценка деятельности учащихся |
Учитель оценивает работу учащихся на уроке |
Учащиеся оценивают свою работу по достигнутым результатам |
Подведение итогов |
Учитель выясняет, что запомнили учащиеся |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объясняет одно задание для всех |
Учителем предлагается ряд заданий, из которых учащиеся сами могут выбрать задание с учётом индивидуальных способностей |
Чтобы проводить уроки на уровне, соответствующем стандартам нового поколения, учителю необходимо использовать передовые педагогические технологии, способные активировать познавательную деятельность учеников (технологии критического мышления, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, игровые, здоровьесберегающие технологии и т. д.), вызвать интерес к изучаемому предмету. К каждому уроку необходимо придумать свою «изюминку» — то, что ученики будут помнить, когда все остальное забудется. Для этого можно показать занимательный опыт, рассказать интересный факт и многое другое. Использование внутрипредметных и межпредметных связей поможет учащимся понять, что химия не является изолированным предметом. Главное, чтобы новый материал не воспринимался пассивно, а превращал учащихся в активных участников учебного процесса.
Максимальная познавательная деятельность будет возникать на таком уроке, в ходе которого учащиеся принимают участие в дискуссиях и обсуждениях, дают оценку письменным работам и устным ответам своих товарищей, объясняют более слабым ученикам материал повышенного уровня сложности, осуществляют контроль и самоконтроль, самостоятельно работают с таблицами, графиками, справочниками и т. д.
Для учеников, интересующихся предметом за рамками школьной программы, важно участие в научно-практических конференциях, при этом для подготовки в них им придется самостоятельно работать с учебной и научной литературой, энциклопедиями, таблицами, схемами. Такие навыки имеют огромное значение в современном мире, в котором на человека каждый день обрушивается большой поток информации, поэтому важно уметь работать с ее представлением, структурированием и отбором. При подготовки своего исследования ученик понимает, что работу нужно будет представлять публично, что будет побуждать его к ее ответственному и критичному выполнению.
Таким образом, современный урок, строящийся в рамках системно-деятельностного подхода, направлен на:
- формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД);
- достижение личностных результатов каждого учащегося;
- развитие умений осуществлять контроль и оценку своих достижений.
Быстрый темп развития техники привел к внедрению компьютерных технологий в повседневную деятельность каждого учителя. Использование современных компьютерных технологий (применение текстовой, графической, визуальной информации) позволит повысить интерес учащихся к изучению предмета, рационально использовать время, увеличить объем учебной нагрузки на урок, уменьшить объем домашнего задания.
Использование Microsoft Wordвсвоей работе позволит создать собственный учебный материал в цифровом формате, который можно легко распечатать и использовать как раздаточный материал на уроке и для домашнего самообучения школьников.
Программа Microsoft Excelпозволит создавать электронные графики и таблицы по заданным величинам, которые способствуют лучшему восприятию учебной информации. Созданные приложения в этой программе позволят быстро и легко обрабатывать данные, полученные в ходе лабораторных исследований.
Внедрение в свою работу программыPower Pointпозволит создать презентацию к уроку, которая будет способствовать лучшему усвоению учебного материала и сэкономит время и ресурсы учителя на подготовку к проведению занятий.
Активизация познавательной деятельности учащихся может происходить не только на уроке, но и в самостоятельной внеурочной работе школьников. В этом преподавателю окажет помощь Internet,спомощью которого можно проводить дистанционное обучение и контроль знаний учащихся, онлайн консультации с учеником. Использование в работе дистанционных курсов дает возможность учащимся провести самоконтроль и самопроверку, что будет способствовать повышению их познавательной деятельности.
Присутствие химического эксперимента — неотъемлемая часть урока химии. Именно химический эксперимент и задает специфику химии как предмета, но иногда учитель не может продемонстрировать опыт на уроке, на это существуют причины: отсутствие реактивов, опасность проведения опытов, большие затраты времени. При использовании видео эксперимента этот недостаток можно с легкостью устранить.
Учитель, использующий современные достижению науки и техники, способен проводить уроки на более качественном и высоком уровне, что способно заинтересовать современного ученика, привлечь его к активному участию в учебном процессе, улучшить освоение учебного материала, дать возможность для самообучения.
Настоящий педагог и сам должен учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствовать свое мастерство. Как писал К. Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учиться, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Проведение мастер-классов, открытых уроков, семинаров, участие в различных профессиональных конкурсах — все это дает почву для профессионального развития и дальнейшего роста.
Педагога, который в своей работе использует передовые компьютерные технологии, соответствует тенденциям времени и отслеживает интересы своих учеников, можно назвать современным учителем, проводящим современный урок.
Быть современным учителем достаточно сложно, но возможно. Главное, как и во все времена, «учитель должен любить свою профессию, любить то, что преподает и тех, кому преподает», — писал В. Ключевский.
Литература:
1. Волков Б. С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ: учеб. пособие. — М.: Центр пед. образования. 2007. — 96 с.
2. Генике Е. А. Профессиональная компетентность педагога. — М.: Сентябрь. 2008. — 176 с.
3. Завельский Ю. В. Как подготовить современный урок // Завуч. № 4. 2000. — С. 94–97.
4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока: практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и переработанное — Ростов-н/Д: Учитель. 2003. — 224 с.
5. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. — М.: Центр пед. образования. 2007. — 272 с.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
7. Ривкин Е. Ю. Требования к современному уроку // Справочник заместителя директора школы. № 1. 2013. С. 45–50.
8. Шоган В. В. Технологии личностно-ориентированного урока: учеб.-метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов-н/Д: Учитель. 2003. — 160 с.
9. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь. 2000. — 176 с.