Современный учитель химии на современном уроке | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Давыденко, Л. В. Современный учитель химии на современном уроке / Л. В. Давыденко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5980/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современный мир постоянно развивается, активно внедряются в образовательный процесс передовые технологии. При этом основной организационной формой обучения по-прежнему остается урок, а качество подготовки учащихся во многом будет зависеть от уровня его проведения. Джон Дьюисчитал, что «если мы будем учить так, как вчера учили детей, мы украдем у наших детей завтра». В системе образования стали активно использоваться достижения западной педагогики, государство и общество предъявляет высокие требования к учителю, поэтому встает первый актуальный вопрос: «Каким должен быть учитель современный школы?».

Просто и однозначно ответить на поставленный вопрос нельзя, ведь и опытный педагог с двадцатилетним стажем, и молодой специалист, который творчески подходит к своей работе, могут быть в равной степени современными учителями.

Если педагог принимает новые требования, то он будет меняться. Внутренняя мотивация и желание — вот главное, что должно двигать вперед каждого учителя. Сейчас существует большое количество курсов повышения квалификации, на которых можно усовершенствовать свое педагогическое мастерство. Используя новые знания, будет легче работать в современной школе, идти в ногу со временем, быть уверенным в себе. Именно уверенный в себе педагог может увлечь ученика, пробудить в нем желание учиться. Мастерство учителя — это труд, который необходимо совершенствовать каждый день. Современный учитель — это профессионал своего дела. Отличительной характеристикой современного педагога-мастера являются: высокая культура и качество труда, стремление к самосовершенствованию, самокритичность и постоянный творческий поиск.

В современном обществе огромное влияние оказывает рыночная экономика, поэтому учителю необходимо быть конкурентоспособным. Конкуренция способствует развитию профессионализма, повышению квалификации. При этом нельзя останавливаться и достигнутом и постоянно думать только о сдаче квалификационного экзамена. Для профессионала своего дела важна оценка качества его труда как родителями детей, так и самими учениками.

Одна из важных проблем, которая сейчас существует в школе — это нежелание детей учиться. Большинство учителей встречаются с этим в своей практике ежедневно. Успехи в учебе зависят от желания самого ребенка приобрести новые знания. Для того, чтобы активировать познавательную деятельность учащегося педагог должен использовать весь арсенал средств, которые имеются в его распоряжении. Педагог-мастер — это и актер, и режиссер, а если нужно — певец и писатель. Современный урок — это не скучный урок, основанный только на репродуктивной деятельности учащихся, а деятельностный урок, который, несомненно, зависит от творческого подхода самого учителя. Урок должен напоминать произведение искусства, в котором необходимо продумывать все этапы. 50 % успеха урока будет зависеть от правильности поставленных целей и задач. Как нужно строить такой урок, чтобы развить творческое сознание учеников и заложить в их светлые головы знания? Из этого возникает второй актуальный вопрос: «Каким должен быть современный урок?».

Современный урок, основанный на требованиях ФГОС НОО, имеет следующие особенности:

-          Урок носит личностно-ориентированный характер. Теперь личностный, а не предметный результат становится целью. Важно, какие изменения произойдут с личностью учащегося, а не какая сумма знаний накопится за время обучения в школе.

-          Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход. На основе усвоения универсальных способов деятельности развивается личность учащегося. Деятельность, а не совокупность знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

-          В центре внимания современного урока стоят компетентности учащегося. Способность применять полученные знания на практике — вот чему нужно научить на уроке.

Получение новых знаний — это творческий процесс, в который вовлечены как учитель, так и его ученик. Теперь учитель — это не источник знаний, а руководитель, который организует совместную образовательную деятельность, поэтому главной задачей учителя становится научить детей учиться и вовлечь учеников в активный познавательный процесс. К. Д. Ушинский писал:«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». В табл. 1 приведена сравнительная характеристика традиционного урока и урока современного типа.

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционного урока и урока современного типа

Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Сообщение темы урока

Учитель сам сообщает учащимся

Ученики сами формулируют тему

Объявление целей и задач

Учитель сообщает учащимся о том, каких целей они должны достичь на уроке и чему научиться

Учащиеся, определив границы знания и незнания, формулируют цели и задачи урока

Планирование урока

Учитель сообщает учащимся план действий, который нужно выполнить, чтобы достичь цели

Учащиеся самостоятельно осуществляют планирование способов достижения цели

Практическая деятельность учащихся

Учитель руководит процессом выполнения практических задач учащимися (использование фронтального метода деятельности)

Учащиеся выполняют учебные действия по намеченному плану (использование группового и индивидуальных методов)

Осуществление контроля

Учитель контролирует практическую деятельность учащихся

Контроль осуществляется учащимися самостоятельно (самоконтроль, взаимоконтроль)

Осуществление коррекции

Учитель осуществляет коррекцию в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценка деятельности учащихся

Учитель оценивает работу учащихся на уроке

Учащиеся оценивают свою работу по достигнутым результатам

Подведение итогов

Учитель выясняет, что запомнили учащиеся

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объясняет одно задание для всех

Учителем предлагается ряд заданий, из которых учащиеся сами могут выбрать задание с учётом индивидуальных способностей

Чтобы проводить уроки на уровне, соответствующем стандартам нового поколения, учителю необходимо использовать передовые педагогические технологии, способные активировать познавательную деятельность учеников (технологии критического мышления, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, игровые, здоровьесберегающие технологии и т. д.), вызвать интерес к изучаемому предмету. К каждому уроку необходимо придумать свою «изюминку» — то, что ученики будут помнить, когда все остальное забудется. Для этого можно показать занимательный опыт, рассказать интересный факт и многое другое. Использование внутрипредметных и межпредметных связей поможет учащимся понять, что химия не является изолированным предметом. Главное, чтобы новый материал не воспринимался пассивно, а превращал учащихся в активных участников учебного процесса.

Максимальная познавательная деятельность будет возникать на таком уроке, в ходе которого учащиеся принимают участие в дискуссиях и обсуждениях, дают оценку письменным работам и устным ответам своих товарищей, объясняют более слабым ученикам материал повышенного уровня сложности, осуществляют контроль и самоконтроль, самостоятельно работают с таблицами, графиками, справочниками и т. д.

Для учеников, интересующихся предметом за рамками школьной программы, важно участие в научно-практических конференциях, при этом для подготовки в них им придется самостоятельно работать с учебной и научной литературой, энциклопедиями, таблицами, схемами. Такие навыки имеют огромное значение в современном мире, в котором на человека каждый день обрушивается большой поток информации, поэтому важно уметь работать с ее представлением, структурированием и отбором. При подготовки своего исследования ученик понимает, что работу нужно будет представлять публично, что будет побуждать его к ее ответственному и критичному выполнению.

Таким образом, современный урок, строящийся в рамках системно-деятельностного подхода, направлен на:

-        формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД);

-        достижение личностных результатов каждого учащегося;

-        развитие умений осуществлять контроль и оценку своих достижений.

Быстрый темп развития техники привел к внедрению компьютерных технологий в повседневную деятельность каждого учителя. Использование современных компьютерных технологий (применение текстовой, графической, визуальной информации) позволит повысить интерес учащихся к изучению предмета, рационально использовать время, увеличить объем учебной нагрузки на урок, уменьшить объем домашнего задания.

Использование Microsoft Wordвсвоей работе позволит создать собственный учебный материал в цифровом формате, который можно легко распечатать и использовать как раздаточный материал на уроке и для домашнего самообучения школьников.

Программа Microsoft Excelпозволит создавать электронные графики и таблицы по заданным величинам, которые способствуют лучшему восприятию учебной информации. Созданные приложения в этой программе позволят быстро и легко обрабатывать данные, полученные в ходе лабораторных исследований.

Внедрение в свою работу программыPower Pointпозволит создать презентацию к уроку, которая будет способствовать лучшему усвоению учебного материала и сэкономит время и ресурсы учителя на подготовку к проведению занятий.

Активизация познавательной деятельности учащихся может происходить не только на уроке, но и в самостоятельной внеурочной работе школьников. В этом преподавателю окажет помощь Internet,спомощью которого можно проводить дистанционное обучение и контроль знаний учащихся, онлайн консультации с учеником. Использование в работе дистанционных курсов дает возможность учащимся провести самоконтроль и самопроверку, что будет способствовать повышению их познавательной деятельности.

Присутствие химического эксперимента — неотъемлемая часть урока химии. Именно химический эксперимент и задает специфику химии как предмета, но иногда учитель не может продемонстрировать опыт на уроке, на это существуют причины: отсутствие реактивов, опасность проведения опытов, большие затраты времени. При использовании видео эксперимента этот недостаток можно с легкостью устранить.

Учитель, использующий современные достижению науки и техники, способен проводить уроки на более качественном и высоком уровне, что способно заинтересовать современного ученика, привлечь его к активному участию в учебном процессе, улучшить освоение учебного материала, дать возможность для самообучения.

Настоящий педагог и сам должен учиться на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствовать свое мастерство. Как писал К. Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учиться, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Проведение мастер-классов, открытых уроков, семинаров, участие в различных профессиональных конкурсах — все это дает почву для профессионального развития и дальнейшего роста.

Педагога, который в своей работе использует передовые компьютерные технологии, соответствует тенденциям времени и отслеживает интересы своих учеников, можно назвать современным учителем, проводящим современный урок.

Быть современным учителем достаточно сложно, но возможно. Главное, как и во все времена, «учитель должен любить свою профессию, любить то, что преподает и тех, кому преподает», — писал В. Ключевский.

Литература:

1.                  Волков Б. С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ: учеб. пособие. — М.: Центр пед. образования. 2007. — 96 с.

2.                  Генике Е. А. Профессиональная компетентность педагога. — М.: Сентябрь. 2008. — 176 с.

3.                  Завельский Ю. В. Как подготовить современный урок // Завуч. № 4. 2000. — С. 94–97.

4.                  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока: практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и переработанное — Ростов-н/Д: Учитель. 2003. — 224 с.

5.                  Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. — М.: Центр пед. образования. 2007. — 272 с.

6.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7.                  Ривкин Е. Ю. Требования к современному уроку // Справочник заместителя директора школы. № 1. 2013. С. 45–50.

8.                  Шоган В. В. Технологии личностно-ориентированного урока: учеб.-метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов-н/Д: Учитель. 2003. — 160 с.

9.                  Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь. 2000. — 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, современный урок, урок, учащийся, ученик, работа, современный учитель, традиционный урок, домашнее задание, Сравнительная характеристика.