Ориентир как направление | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2019)

Дата публикации: 10.01.2019

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Мадалиева, З. А. Ориентир как направление / З. А. Мадалиева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14778/ (дата обращения: 16.11.2024).



Принципиальное отличие современного исторического образования от образования советского периода определяется переходом от формирования гражданской идентичности под жестким государственным контролем к формированию педагогами различных подходов. А также в параллельном существовании различных концептуальных подходов к определению значения, содержания и оценок истории России и мира.

ФГОС дает ориентиры для решения этих сложных мировоззренческих вопросов. Направления развития исторического образования в России во многом определяется тенденциями развития исторической науки и исторического образования в мировом контексте, которые формируются под влиянием вызовов современности.

Среди этих тенденций можно выделит два момента.

Первый заключен в том, что историческое образование не может успешно развиваться в отрыве от мировых тенденций, это обстоятельство оказывает позитивное влияние на перспективы развития исторического образования в России.

Второй момент заключается в том, что историческая наука переживает сложный этап своего существования, который обусловлен теоретическими и методологическими вызовами современного мира (1)

Одно можно отметить точно, что объем изучаемой информации по истории очень большой, новые учебники информационно перегружены. «Одна тема — один урок»: такой ритм не позволяет полностью отработать основные виды деятельности ученика общеобразовательного учреждения, хотя новые стандарты пытаются дать ответ на этот вопрос. Предмет «История» изучается на основе общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме (374 часа), в 5–8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе- 3 часа в неделю (2). Один добавленный час на изучение истории решает много проблем, которые всегда были при изучении 20 века в 9 классе.

Как положительное можно отметить и то, что при планировании, преподаватель сам может определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев стандарты предполагают целесообразным объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории. К примеру, темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и т. д.

Для осуществления деятельностного подхода стандарты второго поколения предполагают хороший методический аппарат. Хрестоматии, сборники, документов, сборники заданий, электронные обучающие программы, книги для чтения (3). Учитывая возрастные особенности, учебники постепенно увеличивают внутри текстовые, и после текстовые извлечения из документов и вопросы к ним. Представлены готовые таблицы для систематизации материала, его обобщения, практикумы для закрепления материала (по обществознанию) в знании терминов, понятий, решении тестовых заданий

В связи со сменой парадигмы: перехода от знаниевого подхода к деятельностному, особого внимания требует и изучение системы оценки планируемых результатов при освоении основных общеобразовательных программ.

Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и среднего (полного) образования должна включать выявление предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения отдельных учебных предметов (в том числе истории, обществознания и др.), относится способность к решению учебно-практических задач на основании:

‒ системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

‒ умений учебно-познавательной, исследовательской и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

‒ коммуникативных и информационных умений;

‒ умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций (4)

При построении современной модели школьного исторического образования нельзя не учитывать коммуникативно-информационных особенностей развития современного социума. Прежде всего, имеется в виду глобальная сеть Интернет. Доступность к его ресурсам, как педагогов, так и учеников. И возникающие отсюда как достоинства ИКТ, так и ее недостатки.

В современном мире «процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятий духовно-нравственных, семейных и других ценностей». (5)

И к процессу прогнозирования результатов исторического образования подход должен быть другой. На него нас ориентируют ФГОСы. Метапредметные результаты ученики могут получить при работе с разными источниками информации: учебного и вне учебного характера. Этому также способствует представление результатов своей деятельности в разных формах.

Личностные результаты можно достичь, определяя свою позицию к фактам прошлого и настоящего, воспитанию толерантности, сохраняя и приумножая историко-культурное наследие народа, страны. Действуя на основе различных источников информации, анализируя ее, сопоставляя различные факты и мнения, ученик развивает свое критическое мышление.

Ролевые игры, проекты в форме презентаций, альбомов, выставок, сообщений будут формировать у учеников межкультурное взаимодействие, творческие способности и сознательное планирование своей работы.

Для развития предметных результатов необходимо максимально использовать документы, иллюстрации, таблицы, карты, представленные в учебниках.

Работа учителя тоже строится по-другому. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний.

Результаты учителя — это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения и в конце обучения. Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Иногда встает вопрос, сколько ставить оценок ученику по числу решенных задач? Исходя из принципа развития творческих способностей учащихся, конечно же, несколько. Тем более, что и оцениваются разные результаты: личностные, метапредметные, предметные. При оценивании необходим комплексный подход, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов. Учителю важно понимать, что на параллели пятых классов у учеников чаще всего оценочно-знаниевый подход к предмету. За каждый ответ, за каждое выполненное действие пятиклассник хочет получить оценку, одобрение. Это и рост личностной самооценки, и повышения статуса, иногда изменение ролевых позиций в классе. Учитывая этот психологический момент, можно добиться динамики индивидуальных достижений, особенно у застенчивых, неуверенных в себе учеников.

Важно помнить и о трех уровнях успешности при оценивании. Базовый, повышенный и максимальный.

Важно также предусмотреть использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.

Формы контроля и учета достижений:

текущая аттестация

‒ устный опрос;

‒ письменная самостоятельная работа в виде составления плана, формулировки тонких и толстых вопросов;

‒ ответы на вопросы по исторической карте, документу;

‒ понятийные и хронологические диктанты;

‒ составление тезисов, конспекта;

‒ тестовые задания;

‒ доклад;

‒ творческая работа.

Формы контроля и учета достижений:

внеурочная деятельность

‒ участие в выставках, конкурсах, олимпиадах;

‒ активность в проектах и программах;

‒ итоговый проект после изучения главы, раздела.

Важно отметить, что работа над проектом, участие в конкурсе, тематической выставке порой больше способствует развитию личностных, метапредметных, предметных результатов, чем работа на уроках определенной темы, главы. И связано это с гораздо большей самостоятельностью ученика в определении различных этапов работы и в ее самооценке. А этапы могут быть следующими:

  1. Какова цель задания (задачи)?
  2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
  3. Правильно или с ошибкой?
  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Новые стандарты предполагают большую интеллектуальную свободу и учителя, и ученика. Но важно помнить, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической (коммуникативной

Литература:

  1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем, М., Просвещение, 2012, с. 7
  2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. История 5–9 классы., М., Просвещения, 2010, с. 12
  3. Там же, с. 13
  4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем, М., Просвещение, 2012, с.26
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М, 2009, с.9
Основные термины (генерируются автоматически): историческое образование, ученик, историческая наука, класс, образовательная среда, подход, Россия, современный мир, учет достижений, форма контроля.