Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар
Автор: Слобожанина Виктория Леонидовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 2711 раз
Библиографическое описание:
Слобожанина, В. Л. Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар / В. Л. Слобожанина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2102/ (дата обращения: 16.12.2024).
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. Каждый молодой человек строит планы на будущее. Это будущее представляется ему благополучным и успешным. Но в современных условиях конкуренции и ужесточения требований, предъявляемых рынком труда, выпускники российских школ оказываются не готовыми к адаптации в новых социально-экономических условиях.
Очень важно научить сегодняшних школьников, как относиться к окружающему миру и воспринимать опыт окружающих людей, дать им понять, что образование и высокая квалификация сами по себе ещё не гарантируют получения и сохранения работы, а так же продвижения по службе и удачной карьеры. Важно, чтобы учащиеся представляли, как влияют на популярность и перспективность той или иной профессии такие факторы, как социально-экономическая ситуация, спрос на рынке труда, престиж профессии, прогноз занятости по профессиональным областям и специальностям, условия труда, средняя зарплата и прочее. Эти аспекты сегодня очень актуальны и рассматриваются достаточно подробно в различных информационных и образовательных источниках.
В феврале 2010 года, излагая содержание национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в 21 веке «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Д.А. Медведев подчеркнул, что дети будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на его начальной, основной и старшей ступенях. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении... Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности [3].
Изучая список вакансий, заявленных в ГУ «Качканарский ЦЗ» на 21 февраля 2012 г., мы видим, что город остро нуждается в специалистах технических профессий. В свою очередь образовательное учреждение может оказать содействие в решении данной проблемы с помощью представленной модели.
Для этого установлена следующая цель: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Для реализации цели определены следующие задачи:
1.Сформировать у старшеклассников коммуникативную, информационную и социально – трудовую компетентность;
2. Развить у школьников креативность, способность к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимую для профессиональной мобильности;
3. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
4. Сформировать у учащихся потребность и навыки самодиагностики склонностей и способностей, в целях эффективного самоопределения в профессии с учетом собственной индивидуальности;
5. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Критерии и показатели реализации цели и задач модели:
1. Степень информированности учащихся о профессии и путях ее получения;
2. Наличие потребности в обоснованном выборе профессии;
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда;
4. Степень самопознания школьника;
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
В воспитательной системе школы существует значимый компонент – профессиональная ориентация учащихся.
Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работе с учащимися [4].
Данную модель представим схематично:
Начиная с 7 класса педагогическому коллективу необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся, выстраивая ее по данным в схеме направлениям.
- Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля.
Информирование осуществляется через социально-педагогических партнеров (родители, Качканарский Центр занятости, предприятия города, Качканарский горнопромышленный колледж).
Социальное партнерство – социально-психологическое явление, сущность которого заключается в интеграции деятельности и обеспечении удовлетворения потребностей партнеров по взаимодействию посредством стратегии движения к согласию, сотрудничества, развития всех субъектов данного процесса [2].
Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ [1].
– Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.
- Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций.
- Элективный курс «Моя будущая профессия» 9 класс направлен на формирование практико-ориентированных компетенций учащихся и их профессиональной ориентации в связи с личными желаниями и наклонностями в условиях современных и перспективных требований на рынке труда.
- Профподготовка осуществляется через включение в учебный план образовательной области «Технология».
- Психологическое сопровождение осуществляется через коррекционные занятия с педагогом-психологом школы 1 час в неделю.
При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности школьников. Обучение на основной и старшей ступени должно быть организовано по-разному.
Ключевую позицию в организации работы по профориентации должно занимать психологическое сопровождение ученика с учетом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в школе. Это поможет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
7 класс
1 полугодие – входная диагностика (необходимо узнать, на каком уровне профессионально ориентирован ученик);
2 полугодие – систематическое проведение игр в рамках классных часов (см. приложение 2).
Введение образовательной области технология с использованием раздельного обучения.
8 класс
Тематические классные часы с использованием проектных технологий (основываясь на курс 7 класса школьник выбирает понравившуюся ему профессию и создает мультимедийную презентацию или коллаж, с последующей защитой);
Экскурсии на рабочие места родителей класса;
Встречи с интересными людьми (Ветераны труда, родители учащихся, социальные партнеры).
9 класс
Введение в учебный план элективного курса «Моя будущая профессия»;
Посещение дней открытых дверей Качканарского горнопромышленного колледжа;
Консультирование специалистов Качканарского центра занятости о современном рынке труда.
Если в образовательном процессе создать условия, направленные на формирования профессиональной ориентации учащихся, то выпускники школы приобретут практико-ориентированные знания, которые сформируют социально-экономические компетенции, необходимые для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Предполагаемые результаты:
1.Сформированность знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
2.Сформированность у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
3.Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
4.Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению и мобильности;
5. Обозначение выпускниками дальнейшего образовательного пути.
Литература:
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Электронный ресурс]: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). Режим доступа: http://www.rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc
Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В. И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
Проект Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа.2000.