Система профориентационной работы в ГКОУ СО «Краснотурьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6» как одна из форм выработки мотивации к дальнейшей трудовой деятельности выпускников
Авторы: Лузина Ольга Васильевна, Рыжова Екатерина Анатольевна, Зезюльчик Анастасия Валерьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 2632 раза
Библиографическое описание:
Лузина, О. В. Система профориентационной работы в ГКОУ СО «Краснотурьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6» как одна из форм выработки мотивации к дальнейшей трудовой деятельности выпускников / О. В. Лузина, Е. А. Рыжова, А. В. Зезюльчик. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 128-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3675/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время возникает острая проблема в выборе профессии не только нормально развивающимися школьниками, но в большей степени и умственно отсталыми выпускниками.
Профориентация по Н. Ф. Зиру — это научно обоснованная система социально экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
У учащихся коррекционной школы есть ряд специфических личностных особенностей, которые в дальнейшем мешают выпускникам сориентироваться на рынке труда:
психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
Вопрос профориентации учащихся интересов многих педагогов и психологов: Турчинская К. М., Виноградова М. Д., Чистякова С. Н., Дульнев Р. М., Синев В. Н. и др.
Изучая особенности личностного развития выявлено, что существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся вспомогательной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
В ГКОУ СО «КСКОШИ № 6» профоринтационная работа реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Основными целями профориентационной работы в школе является:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников за счет организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Развивать у обучающихся, воспитанников способность к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
У учащихся с помощью активных средств профессиональной деятельности необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.
Формировать осознание интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Формировать представление о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Формировать здоровый образ жизни, как основу успешной профессиональной деятельности.
В ГКОУ СО «КСКОШИ № 6» на протяжении долгого времени функционирует слаженная система профориентационного обучения в тесном взаимодействии с профессиональным техническим училищем города Краснотурьинска, с профессиональными училищами области, с Центром занятости населения. Обучающиеся в стенах школы получают начальное допрофессиональное обучение по следующим направлениям и специальностям:
Строительный профиль:
Штукатур; Маляр; Обойщик; Рабочий по настилу линолеума; Плиточник; Каменщик; Облицовщик.
Младший обслуживающий персонал (МОП):
Прачка; Горничная; Помощник повара (кухонный работник); Мойщик посуды; Помощник воспитателя; Младшая мед. сестра; Уборщик служебных помещений.
Рабочий по обслуживанию зданий:
Столяр-плотник; Штукатур-маляр; Дворник; Слесарь-сантехник; Уборщик производственных помещений.
Швейно — мастерское дело (ШМД).
Сельскохозяйственный труд.
С 5 классов в рамках ПМПк школы решается вопрос о приоритетных направлениях профессионального обучения с учётом психофизических особенностей учащихся.
Разделение труда на мальчиков и девочек происходит в рамках школьного консилиума.
На школьном консилиуме рассматриваются психофизические особенности учащихся, и учитывается востребованность на рынке труда. В процессе школьного обучения с 5 класса учащиеся проходят обучение по всем профилям, обучаясь элементарным приемам и навыкам, необходимым для данной профессии, т. е. все мальчики, посещают столярное дело, швейно — мастерское дело, штукатурно-малярное дело, сельхоз труд, а девочки посещают младший обслуживающий персонал (МОП), сельхоз труд и швейно-мастерское дело.
С 8 класса рассматриваются приоритетные направления профильного обучения детей, основываясь на их психофизических особенностях, с учетом особенностей, потребностей рынка и в дальнейшем рассматривается перспектива обучения в лицее города Краснотурьинска и в других профтехучилищах Свердловской области.
В школе работают профильные кружки «Волшебный лоскуток», «Мы все можем», «Очумелые ручки» и «Цветоводство», данные кружки способствуют личности ребёнка, творческих способностей, а также способствуют профориентационной работе.
На территории образовательного учреждения имеется садовый участок для организации обучения трудовому профилю сельскохозяйственный труд. На садовом участке находиться теплица. Учащиеся под руководством учителя высаживают рассаду (томаты, огурцы, капусту, морковь и т. д.) и высаживают картофель. Во время летней трудовой практики учащиеся с 7 по 9 классы помогают в ремонте школы, уходу за растениями, уходу за садовым участком, ремонт мебели.
В рамках профориентационной работы организованы стенды профориентации, «Лучшей по профессии» — сменяемость один раз в месяц, «Куда пойти учиться», «Вести с рынка труда». В образовательном учреждении организован кабинет по профориентационной работе, где организуются системная профориентация с учащимися, встречи с представителями разных специальностей и беседы с учащимися.
В настоящее время к проблеме профориентационной работе включён и педагог-психолог, который активно принимает участие в анкетировании учащихся и тренингах.
В системе профориентационной работы участвуют классные руководители, и педагог обществоведения в рамках данного предмета проводится ознакомление с трудовым правом, правами и обязанностями работника и работодателя, и нормативными документами.
По данным катамнеза за последние пять лет с 2006–2011г., 90 % учащихся успешно трудятся на предприятиях города.
Приведем пример профориентационной работы на примере организации деятельности в 7 и 9 классах.
3 год — 7 класс.
Задачи:
Продолжить работу по развитию представление о мире профессий.
Формировать интерес к профессиям, получаемым в стенах ОУ.
Формировать нравственные основы выбора профессий.
Развивать потребности в общественно-полезном труде.
Овладение воспитанниками доступными видами труда по разным профессиям.
Диагностика профессиональной ориентации школьников.
Определение интересов, склонностей, способностей учащихся.
Формы работы:
Беседы о профессиях.
Тренинговые тематические занятия.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии.
Игры-викторины.
Встречи с людьми разных профессий.
№ |
Тема |
Цель |
1 |
Что такое профориентация. |
Дать представление о направленности курса, целях и задачах. |
2 |
Здоровый образ жизни — основа успешной профессиональной деятельности |
Показать на примерах, что здоровый образ жизни — один из пунктов успешности в труде. |
3 |
Люди, каких профессий работают в нашей школе-интернате |
В процессе беседы познакомить с профессиями необходимыми для функционирования ОУ. |
4 |
Профессии, в которых нуждается город. |
Дать представление о профессиях, в которых нуждается наш город. |
5 |
Экскурсия в Центр занятости населения. |
Познакомить с данным учреждением, его целью и направленностью деятельности. |
6 |
Оформление и выпуск стенгазеты «Лучшие в профессии». |
Показать на примерах выпускников школы, как важно трудиться и быть профессионалом. |
7 |
Экскурсия в Лицей |
Познакомить с ОУ, специальностями, которые можно получить в данном учреждении. |
8 |
ОПТ «Профессии профиля столярное дело» |
Познакомить учащихся с основными видами трудовой деятельности представителей данной профессии, попробовать умения на практике. |
9 |
Экскурсия на предприятия города |
Дать представления о предприятиях города, в которых успешно трудятся выпускники школы — интернат. |
10 |
ОПТ «Профессии профиля швейное дело» |
Познакомить учащихся с основными видами трудовой деятельности представителей данной профессии, попробовать умения на практике. |
11 |
«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны». |
Встреча с представителями разных профессий (приглашаются для беседы родители, выпускники). |
12 |
Беседа: «Какой я и что могу» |
Продолжить работу по формированию адекватной самооценки. |
13 |
Обязанности работника. |
Познакомить с основными обязанностями работника по Трудовому кодексу. |
14 |
Игра — тренинг «Собеседование» |
Формировать умение рассказать о себе, показать свои положительные стороны, прорекламировать себя при устройстве на работу. |
15 |
Конкурс рисунков: «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны». |
Закрепить, обобщить знания по профессиям. |
16 |
Аукцион профессий. |
Закрепить полученные сведения о профилях в школе, через участие в общешкольном мероприятии по профориентации школьников. |
17 |
Сочинение «Зачем нужно трудиться» |
Проанализировать знания учащихся по профессиональному самоопределению. |
5 год — 9 класс.
Задачи:
Продолжить работу по развитию представлений о выбранных профессиях.
Формировать интерес к выбранным профессиям.
Формировать нравственные основы выбора профессии.
Развивать потребности в общественно-полезном труде.
Знакомство с Трудовым кодексом.
Знакомство с организациями, способствующими в получении льгот и трудоустройстве.
Диагностика профессиональной ориентации школьников.
Определение интересов, склонностей, способностей учащихся.
Формы работы:
Беседы о профессиях.
Тренинговые тематические занятия.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии.
Игры-викторины.
Встречи с людьми выбранных профессий.
№ |
Тема |
Цель |
1 |
Что такое профориентация. |
Дать представление о направленности курса, целях и задачах. |
2 |
Здоровый образ жизни — основа успешной профессиональной деятельности |
Показать на примерах, что здоровый образ жизни — один из пунктов успешности в труде. |
3 |
Зачем необходимо получить профессию и работать. |
Развивать нравственные основы выборы профессии. |
4 |
Профессии, в которых нуждается город. |
Дать представление о профессиях, в которых нуждается наш город (именно те что получают учащиеся данного класса и близкие по направленности). |
5 |
Экскурсия в Центр занятости населения. |
Познакомить с данным учреждением, его целью и направленностью деятельности. |
6 |
Оформление и выпуск стенгазеты «Лучшие в профессии». |
Показать на примерах выпускников школы, как важно трудиться и быть профессионалом. |
7 |
Экскурсия в Лицей |
Познакомить с ОУ, специальностями, которые можно получить в данном учреждении с учетом допрофессиональной подготовки и направленностью курса. |
8 |
Обязанности работника. |
Познакомить с основными обязанностями работника по Трудовому кодексу. |
9 |
Экскурсия на предприятия города |
Дать представления о предприятиях города, в которых могут трудится учащиеся данного класса. |
10 |
Игры — тренинги направленные на развитие коммуникативных умений (совместно с психологом). |
Развивать качества личности необходимые для успешной адаптации в новом коллективе на рабочем месте. |
11 |
«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны». |
Встреча с представителями выбранной профессии (приглашаются для беседы родители, выпускники). |
12 |
Беседа: «Моя будущая профессия». |
Развитие чувства значимости выбранной профессии. |
13 |
Права работника. |
Познакомить с основными правами работника по Трудовому кодексу. |
14 |
Игра — тренинг «Собеседование» |
Формировать умение рассказать о себе, показать свои положительные стороны, прорекламировать себя при устройстве на работу. |
15 |
Что такое трудовой договор. |
Дать представление о трудовом договоре и важности данного документа, учить заполнять трудовой договор. |
16 |
Аукцион профессий. |
Повысить значимость для общества и города профессии получаемой в школе, через участие в общешкольном мероприятии по профориентации школьников. |
17 |
Сочинение «Моя будущая профессия — путь к достойной жизни». |
Проанализировать развитие учащихся осознанного выбора профессии и образа жизни. |
В ГКОУ СО «КСКОШИ № 6» система профориентационной работы является одной из основных направлений деятельности педагогического коллектива ОУ, и строится на тесном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса; учителя-воспитатели-учащиеся-родители.
Отслеживание уровня социальной и профессиональной адаптации учащихся коррекционной школы выявлено, что большая часть учащихся успешно трудоустраивается и трудится на предприятиях города, а именно практически 90 % от всех выпускников.
Анализ трудящихся выпускников за последние пять лет
Год выпуска |
Кол-во в классе учащихся |
Специальности |
девочки |
мальчики |
Кол-во работающих |
Не работают причина |
2006–2007 |
14 |
Штукатур-маляр Слесарь-сантехник |
5
|
9 |
Работают 4 чел. Работают 8 чел. |
1чел. На инвалидности. 1 чел. Продолжает учится. |
2007–2008 |
12 |
Помощник-повара Дворник Слесарь-сантехник |
5 |
3 4 |
Работаю все. |
|
2008–2009 |
11 |
Санитарки Штукатур-маляр Плотник |
2 3 |
6 |
Работают все. |
|
2009–2010 |
9 |
Помощник-повара Слесарь-сантехник Штукатур-маляр |
2
2 |
5 |
Работает 2 чел. Работает 4 чел. Работает 2 чел. |
1чел. продолжает учится. |
2010–2011 |
10 |
Помощник-повара Штукатур-маляр Дворник |
2 1 |
7 |
Работает 2 чел.
Работает 4 чел. |
4чел. продолжают учится. |
В 2006–2007 учебном году в 9 классе обучалось 14 учащихся, 5 девочек и 9 мальчиков, девочек обучали штукатурно-малярному делу, а мальчиков обучали слесарь-сантехник. Учащиеся данного класса в дальнейшем продолжили обучение в 10 классе с углублённой профессионально-трудовой подготовкой по данным специальностям на базе профучилища города Краснотурьинска. Учащиеся данного класса успешно прошли подготовку из девочек 4 человека работают на предприятиях города, одна девочка получила инвалидность, из мальчиков работает 8 человек на предприятиях города Краснотурьинска, и один мальчик посей день, продолжает обучение в профессиональном техническом училище города Краснотурьинска..
В 2007–2008 учебном году обучалось 12 человек, 5 девочек и 7 мальчиков. Девочки обучались на помощника повара т. к. был заказ из Центра занятости населения города Краснотурьинска, а мальчики обучались 3 человека на дворника по состоянию здоровья и 4 мальчика слесарь — сантехник. После окончания обучения успешно трудятся на предприятиях города Краснотурьинска.
В 2008–2009 учебном году в 9 классе обучалось 11 человек, 5 девочек и 6 мальчиков. Две девочки обучались на младших медицинских сестер, 3 девочки обучались на профессию штукатур-маляр и 6 мальчиков обучались на плотников по заказу Центра занятости населения, города Краснотурьинска.
В 2009–2010 учебном году в 9 классе обучалось 9 человек, 4 девочки и 5 мальчиков. В этом классе ученики отличились отличной ручной умелостью. Три девочки обучались на помощника — повара и 2 девочки обучились на профессию штукатур-маляр, а мальчиков обучали на профессию слесарь-сантехник. Восемь человек работают на предприятиях города Краснотурьинска, а один ученик продолжает обучение в профучилище города Краснотурьинска.
В 2010–2011 учебном году в 9 классе обучалось 10 человек, 3 девочки и 7 мальчиков. Из десяти учащихся — 4 человека продолжают учиться в профессиональном техническом училище Свердловской области, а остальные ученики работают на предприятиях города Краснотурьинска. Две девочки работают помощниками — повара и 4 мальчика работают дворниками.
Исследуя данные по трудоустройству выпускников можно сделать вывод, что система профориентационной работы выбранной данным ОУ является весьма эффективной.
Литература:
Боровиков. С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Издательство СПб университета, 1991, — 72с.
Венгер А. Л. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым условиям. // Вопросы психологии, — 1995, — № 1, — С. 25–33.
Гапоненко А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников. — // Школа и производство, — 2006. — № 2. — С. 7–13.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — К., 1988.
Голомшток А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. — М., 1999.
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.– М., 1969.
Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова М. О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга.2006.
Иовайша Л. А. Проблемы профориентационной организации школьников. — М.: — Педагогика, 1983.
Исмагилова Ф. С. Основы профориентационного консультирования: Учеб. пособие, Екатеринбург, 1999.
Климов Е. А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1997.
Мирский С. Л. Методика профессионально- трудового обучения во вспомогательной школе. — М., 1980.16.
Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: ВАКО, 2005. — 108с.
Пряжников Н. С. Теория и практика профориентационного самоопределения, М.: МГППИ,1999.
Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. — К.,1976.