В отечественной психологии проблема профессионального самоопределения рассматривается в различных аспектах: процессе социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Н. Шубкин и др.); в становлении и расширении и сфер профессиональных намерений (Л.В. Абдалина, С.Н. Игонникова, В.Т. Лисовский); в профессиональной направленности личности (Н.Н. Захаров, В.Ф. Сахаров, Н.Н. Чистяков); в процессе становления профессионального самосознания (Е.А. Климов, З.Ф. Зеер и др.); в профессиональном выборе и профессиональном развитии личности (Т.Т. Власова, И.А. Сазонов, А.А. Деркач и др.); в особенностях саморазвития, самосовершенствования и самореализации в выбранной профессии (Н.Ф. Гейжан, О.А. Зимовина, Е.А. Климов, Н.Н. Пряжников и др.); с позиции совершенствования профессионального мастерства, развития необходимых профессионально-значимых качеств личности (Л.М. Митина, Л.И. Новикова, А.К. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская и др.); с позиции динамичности (постоянно изменяемого) и по-новому мотивированного, всегда активного процесса самоопределения (Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева); как осознанное положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности (И.Я. Загорец, Н.Н. Захаров, В.С. Симоненко); как профессиональная направленность, включающая интересы, склонности, способности, мотивы, знания, умения и опознанные возможности (С.Н Чистякова, М.Л. Кондорина и др.)[1,3,6,7].
Развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы в нашу жизнь, в том числе и в профориентационную работу. Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии. Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал - психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель. Именно поэтому возникает насущная потребность - переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, что даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика [4].
Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. По данным социологического опроса, примерно 56% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.
Анализ научных исследований и педагогическое осмысление вопросов содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях предпрофильной подготовки указывают на наличие ряда противоречий между:
· социальным заказом на формирование готовности выпускника школы к личностному самоопределению, сознательному и ответственному выбору сферы профессиональной деятельности и сложившейся практикой образования в школе и в системе образования, не позволяющей в полной мере реализовать данный заказ;
· потребностью подростка в успешном личностном и профессиональном самоопределении и его неготовностью к этому;
· психологическими исследованиями проблем личностно - профессионального самоопределения подростка и степенью изученности психологических стратегий данного процесса.
Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуацией в стране необходимо новое понимание ее содержания.
Важнейшая задача школы формирование полноценных граждан страны. Решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Реальная и привлекательная профессиональная перспектива может уберечь многих обучающихся от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению их личности. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования обучающимся 9 классов необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение: быть готовыми к выбору профиля обучения в 10 классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы.
Сложность проблемы личностно-профессионального самоопределения состоит в ее многогранности. Обоснование вопросов содействия личностно-профессиональному самоопределению подростка в условиях предпрофильной подготовки в школе предполагает последовательный анализ ряда аспектов: сущности, структуры и функций сопровождения и поддержки личности в процессе профессионального самоопределения; целей, задач, моделей организации личностно-профессионального самоопределения подростка. Подходов к индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе посредством индивидуальных образовательных программ; обучению их стратегиям самоопределения в личностном и профессиональном плане; и комплектования профильных классов в дальнейшем.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос "Кем я буду?" задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вместе с тем мы считаем, что к первичному профессиональному самоопределению учащихся необходимо готовить уже с начальных классов. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение предпрофильных и профильных классов предполагает систематическую работу, направленную на помощь в профессиональном самоопределении.
Нами поддерживается идея относительно развития модели ранней предпрофильной подготовки. В нашей школе есть классы предпрофильной подготовки, где с обучающимися изучаются вопросы психологии познания и общения, так необходимые в дальнейшем при выборе профессии. Например, при проведении классных часов по темам "Мир моих увлечений" или "Мир моих способностей", "Азбука вежливости", "Как научиться говорить нет". На этих занятиях с помощью игр, упражнений, моделирования ситуаций создаются условия для формирования у школьников организаторских и коммуникативных способностей, толерантных качеств личности, необходимых любому цивилизованному человеку.
Если в 1-8 классах занятия направлены на развитие коммуникативных способностей и толерантных качеств личности, то в 9 классах на формирование представлений о профессиях и готовности осознанно выстраивать своих жизненных и профессиональных представлений. В 10-х классах идет работа над развитием самопознания обучающихся, а в 11-х классах формируются способности осознанно и самостоятельно планировать жизненные и профессиональные перспективы.
Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор обучающихся. Поэтому девятиклассников необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения исходя из возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами глубокой личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь[7].
Но, обучающиеся этого возраста, как правило, еще не обладают достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, плохо осознаются его мотивы, у них не до конца сформирована гражданская и нравственная платформа для профессионального самоопределения.
Главным механизмом становления личностно - профессионального самоопределения девятиклассников становится психолого-педагогическая работа, которая проходит эффективно, если:
· личностно-профессиональное самоопределение рассматривается и как механизм развития личности, и как результата этого развития;
· учитываются возрастные потребности старших подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;
· работа с девятиклассниками строится на основе личностного подхода, когда обучающиеся становятся активными субъектами процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающими важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);
· предметом психолого-педагогического воздействия становится целостное становление личности, которое содержательно разбивается на следующие взаимосвязанные компоненты: ценностно-равественный, мотивационно-волевой, личностно-развивающий, когнитивный, эмоциональный;
· достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, а также их ориентированность на интериоризацию старшими подростками гражданских и нравственных ценностей общества, результатом которой является сформированность ценных ориентации как смыслообразующего компонента в структуре личностного и профессионального самоопределения;
· используется обновленная педагогическая технология становления личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения;
· с обучающимися 9 классов проводятся систематические занятия, основной целью которых является формирование у них личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.
Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора подростком собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и способностями.
Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения исследовательских позиций в проблемных ситуациях, в которых подросток оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принять экзистационные или прагматичные (конкретные) условия.
При этом результатом самоопределения выступает: с одной стороны выход подростка на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям; а с другой стороны на формирование душевной самооценки и способности, через целеполагание, самобытно расценивая свои природные, личностные и внеличностные предназначения.
Помощь школьнику в профессиональном и личном самоопределении должна быть ориентирована на поиск смысла, интереса к выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Как известно, человек реализует себя в общеполезном, а главное – в личностно значимом труде, поэтому, необходимо психологическое сопровождение выбора профессии строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория выроста. Работа по профессиональному самоопределению призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащихся из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.
Литература
1. Абдалина Л.В., Гаврилова Е.В. "Психологические аспекты профессионального самоопределения учащихся": Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2004. - 77 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
3. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М: АПК и ПРО, 2003. - 22 с.
5. Немова, К В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учеб.-метод, пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.-68 с.
6. Мудрик, А. В, Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М., 1987.
7. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения: метод, пособие. - М: АПК и ПРО, 2003. - 120 с.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
9. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности - М., 1994.
10. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М, 1996