В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Проведен анализ профессионального самоопределения школьников на этапах обучения школы. Описаны характерные особенности динамики этого процесса.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, старшеклассники, профессиональное самоопределение.
Выбор профессии во все времена определял уровень жизненной реализации человека. Работа, отвечающая возможностям, таланту и стремлениям личности, приносит огромную пользу, как работнику, так и обществу. Погоня за новыми веяниями (модой), финансовой состоятельностью и престижем ставит перед человеком ложные и неосуществимые цели и обрекает его на годы нелюбимого труда. Человек, имеющий профессию, которая не подкреплена определенными личностными склонностями и умениями, зачастую, с трудом добивается каких-либо профессиональных успехов в своем деле.
Проблематика профессионального самоопределения требует детального анализа. Впервые на самоопределение как психическое явление в русской психологической науке, обратил внимание С. Л. Рубинштейн, подчеркивая важность внутренних сил, под воздействием которых изменяются внешние действия [4]. Идеи С. Л. Рубинштейна развивались в работах К. А. Абульхановой-Славской. И. С. Кона, И. В. Дубровиной, Л. И. Божович, В. Ф. Сафина и Г. П. Никова и др.В зарубежной научной психологии понятию «самоопределение» соответствует термин «идентичность» [6]. Явление идентичности рассматривается в работах Э. Эриксона, Дж. Марсиа, А. Ватермана, И. Гофмана, Ю. Хабермаса и пр. Авторы освещают особенности и стадии протекания процессов достижения личностной и социальной идентичности[1].
Самоопределение связано с осознанием психических и физических особенностей в атмосфере определенного социального окружения. Жизненная ситуация выбора стимулирует самосознание и активизирует процессы самоанализа по осознанию целей, ценностей, личностных установок, самооценки, что, в свою очередь, становится основанием для выбора индивидуального пути, индивидуальной позиции[5] Самоопределение может рассматриваться одновременно как процесс и результат. В качестве результата самоопределения выступает обретение личностной идентичности как состояния внутренней самотождественности, гармонии, баланса.
Реализации выбора профессии способствуют развитая способность к самоанализу и рефлексии (поиск смысла жизни), ориентированность личности в будущее, способность формировать свою внутреннюю позицию. Одним из центральных новообразований юношеского возраста является профессиональная направленность личности. Кроме того, важными факторами самоопределения можно считать самооценку и набор ценностных ориентаций личности.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассниковдолжна оказывать ппомощь в осознании своих способностей и стремлений и должна являться неотъемлемой частью педагогического процесса в школе. Работа в данном направлении имеет цель формирования у школьника, особенно старших классов, жизненных ориентиров и установок, направленных на осознанный выбор дальнейшей профессии. Важность данной проблемы имеет, по мнению автора, только одно решение — это эффективная работа в тандеме психологов, педагогов, родителей со школьниками. Результатом мероприятий профориентации должен быть взвешенный и осознанный выбор выпускником школы профессионального учебного заведения для получения специальности.
Направлениями психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников должно являться: создание условий, способствующих формированию у школьников реального представления о своей личности, жизненных ценностях, способностях и возможностях; обучение старшеклассников способам самоанализа в решении проблемных ситуаций; психологическая помощь при выборе профиля обучения; интеграция образовательного процесса с практикой профессионального самоопределения старшеклассников; организация индивидуальных маршрутов профильной подготовки старшеклассников с учетом их профессионального самоопределения; консолидация профильной школы с высшими учебными заведениями.
Для реализации целей в данном направлении нами был использован ряд психологических диагностических методов и методик. Среди них содержательный анализ литературы по проблеме с позиции теории развития, теории идентичности, концепции сознания и самосознания, теории мотивации, концепции профессионального самоопределения, концепции профильного обучения; анкетный опрос групп школьников, студентов, педагогов и родителей для обобщенного анализа ситуации профессионального самоопределения в профильной школе; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика количественного измерения самооценки С. А. Будасси; методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова; метод обобщения независимых характеристик для изучения процесса профессионального самоопределения с различных точек зрения; математико-статистическая обработка данных.
Анализ профессионального самоопределения школьников на этапах завершения обучения в школе и обучения студентов на 1 курсе ВУЗа позволяет описать характерные особенности динамики процесса. Самооценка личности на протяжении указанных периодов обучения значимо не изменяется, однако, на каждой ступени обучения повышению самооценки будет способствовать определенный набор ценностных установок. Для девятиклассников наиболее важным становится включение их в активные коммуникативные виды деятельности, взаимодействие с другими людьми, в том числе и противоположного пола. Формированию адекватной самооценки выпускников средней школы, согласно результатам исследования, будет способствовать активность в жизни и деятельности при высоком уровне притязаний и требований к себе. Повышение самооценки студента первого курса сопровождается рациональным подходом в решении жизненных ситуаций, а также проявлением честности и искренности в отношениях.
Профессиональная направленность всех исследуемых групп концентрируется вокруг сфер, связанных с общением и творчеством. Среди девятиклассников больше, чем в других возрастных группах популярна сфера «человек-техника». Направленность на работу в сфере знакового взаимодействия активнее начинает формироваться на 1 курсе обучения в ВУЗе.
Меняется отношение к ситуации выбора профессии. В девятом классе, выбирая профиль обучения, школьники эмоционально-положительно относятся к будущему выбору профессии, ожидают помощи со стороны родителей и близких людей. Считают, что профильное обучение поможет в осуществлении выбора. Формируют свой выбор на основе внутренней мотивации, интересуются содержанием будущей профессиональной деятельности. К окончанию одиннадцатого класса уверенность в выборе профессии ослабевает. Важными характеристиками будущей профессии становятся её престижность и будущие перспективы. Одиннадцатиклассники меньше, чем другие группы ожидают помощи со стороны родителей, больше ориентируясь на мнение СМИ и свои собственные представления. У студентов первого курса ВУЗа сохраняется ориентация на формальную привлекательность будущей профессии. Они признают мнение родителей как наиболее важное, но готовы отстаивать собственную точку зрения относительно будущего профессионального пути.
Основываясь на результатах исследования, мы можем утверждать, что профильное направление обучения отражается на формировании различий между группами учащихся в протекании процесса профессионального самоопределения.
Результаты исследования позволили выявить психологические предпосылки личностной готовности выбора профессии, которая базируется на трехкомпонентной структуре самоопределения:
1) развитие субъектно-личностного компонента (связано с формированием достаточно высокого уровня самооценки, ответственности и осознанного подхода к выбору жизненного пути);
2) ценностно-мотивационный компонент (выражается в высокой значимости для личности таких ценностей как «самоконтроль», «самостоятельность, независимость в суждениях и поступках», «честность», «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов», «жизненная мудрость», «физическое и психическое здоровье», «материально обеспеченная жизнь»);
3) ориентационно-поведенческий компонент (характеризуется постепенным сужением области профессиональных интересов, формированием профессиональной направленности).
Изучая психолого-педагогические особенности профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе, мы определили, что:
профиль обучения не всегда соответствуют выбранной школьником будущей профессии;
девятиклассники в большинстве выражают удовлетворенность выбранным профилем обучения (76 %), однако половина одиннадцатиклассников и треть опрошенных студентов 1 курса хотели бы изменить профиль обучения;
лишь половина опрошенных одиннадцатиклассников полагает, что профильное обучение действительно помогает в выборе профессии;
около 60 % студентов первого курса ВУЗа учились в средней школе в соответствующем профильном классе (естественно-математический или общественно-гуманитарный профиль);
половина опрошенных студентов 1 кура выразили уверенность в том, что они правильно выбрали профессию;
учителя и родители высоко оценивают роль профильного обучения в формировании профессионального выбора;
родители имеют очень высокий уровень влияния на мнение детей при выборе профессии; видение родителей особенностей профессионального самоопределения достаточно близко к тому, как ситуацию оценивают сами школьники;
позиция педагогов относительно процесса профессионального самоопределения их учеников дистанцированна, их представления о процессе выбора профессии далеки от того, как ситуация воспринимается школьниками. Влияние учителей всеми группами оценивается достаточно низко.
В рамках исследования проблемы нами предложен проект модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильной школы.
Создание модели основывается на результатах, полученных в ходе теоретического и эмпирического исследования:
образовательный процесс в профильных классах должен способствовать формированию у старшеклассников реального представления о своей личности, определению ими своих главных жизненных ценностей и целей, профессиональных интересов;
выявление показателей профессионального самоопределения старшеклассников становится основой для организации индивидуальных маршрутов их профильной подготовки;
профессиональное самоопределение, являясь целью профилизации школьников, реализуется в совместной сопровождающей деятельности родителей, учителей, под руководством специалиста — психолога;
формированию эмоционально-положительного отношения к выбору профессии будет способствовать расширение форм и способов информирования школьников о профессиональных альтернативах; развитие профессиональных интересов;
этап выбора профиля обучения (9 класс) требует особого внимания, активного сопровождения и поддержки, что обосновывается позитивно-идеалистическим отношением школьников к ситуации выбора профиля, началом предпосылок самоопределения своей будущей трудовой деятельности; ожиданиями девятиклассников относительно помощи психолого-педагогических структур при выборе профессии;
сопровождение профессионального самоопределения должно ориентировать школьников на содержательную сторону профессии, а не её формальную привлекательность;
необходимо создание специального учебного курса в государственном компоненте учебных дисциплин, побуждающего старшеклассников к решению проблемных ситуаций, связанных с профессиональным самоопределением;
на государственном уровне необходима согласованность требований единого национального тестирования (ЕНТ) с направлениями профильного обучения и специальностями высшего профессионального образования.
На сегодняшний день профессиональное самоопределение школьников остается прерогативой самих школьников и их родителей. Нам представляется, что для развития профильного обучения необходима поддержка психолого-педагогического сопровождения на государственном уровне, разработка идеи профильности в согласовании с задачами единого национального тестирования, создании специальных профориентационных курсов, программ, введение в образовательный процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения. 
Литература:
1. Варданян Н. Т. Теоретический обзор исследований развития личности и социальной идентичности. Научно-издательский центр «Социосфера» Факультет бизнеса Высшей школы экономики в Праге Информационный центр «МЦФЭР ресурсы образования»//Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: Профессиональное становление личности (Философские и психолого-педагогические аспекты). Материалы II международной научно-практической конференции 10–11 апреля 2012 года с. 23–27
2. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. № 2. 1988. С. 19–26
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
5. Смирнова Ю. Е. Профессиональное самоопределение и самооценка личности в старшем школьном возрасте // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования [Текст]: сб. статей / сост. е.В. Иванов; НовГУ им.Ярослава Мудрого — Вып. 12. — Великий Новгород, 2010. — 360с., с.184–191
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — Москва, 1996.