В статье дан анализ понятий «сопровождение» и «профессиональное самоопределение», рассматриваются основные направления педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на средней ступени общего образования в условиях общеобразовательной организации.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, старшеклассники, профессиональное самоопределение.
Современный рынок труда предъявляет все более высокие требования к специалистам. Кроме профессиональных знаний ценится и стрессоустойчивость, и умение быстро принимать правильные решения, и способность работать в режиме многозадачности. Развитие этих качеств ставит задачу их формирования у обучающихся при организации сопровождения профессионального самоопределения в системе общего образования.
В процессе воспитания и обучения дошкольников, учеников, студентов, особенно во время их адаптации к учебному процессу, выбору своего дальнейшего развития и жизненного пути важно наличие эффективной педагогической поддержки индивидуальной, образовательной группы.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. Необходимо учитывать, что, как отмечает Н. А. Андреева, поддержка заключается не только в преодолении сложностей, но и в сохранении и развитии личностных способностей обучающихся. Автор предполагает, что педагогическая поддержка должна создать условия, направленные на самопознание, развитие бережного отношения и сохранение профессиональных намерений [1].
Одним из важных новообразований юношеского возраста исследователи называют осознание индивидуальности, самоопределение, выстраивание жизненных планов. На этом этапе подросткам необходимо сделать выбор будущей профессии, определиться с профессиональной направленностью. По мнению Е. Н. Гилевой, под профессиональным самоопределением следует понимать «интегральную характеристику, которая включает жизненные ориентиры, способности интеллектуально-личностного развития и самосознания личности, и проявляется в осознанном и самостоятельном осуществлении стратегии профессионального развития» [3].
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной организации может реализовываться в форме групповой или индивидуальной работы. Индивидуальная форма работы заключается в консультировании, выстраивании индивидуального маршрута обучения, диагностике особенностей личностных качеств. Групповая же форма чаще всего заключается в проведении занятий, тренингов, экскурсий. Как отмечает Н. С. Пряжников, использование активных методов в сопровождении профессионального самоопределения способствует более глубокому обращению подростков в процесс самопознания. Среди наиболее эффективных методов автор предлагает тренинги, деловые игры и моделирование профессиональных ситуаций, которые позволяют развивать навыки, необходимые для осознанного выбора профессии. Также эффективными являются мягкие проектные формы работы, которые помогают обучающимся не только изучить свои способности, но и увидеть их реализацию [5].
Методы, применяемые при педагогическом сопровождении профессионального самоопределения подростков, отличаются практикоориентированностью, направленностью на формирование интереса обучающегося к себе, своему жизненному пути, требованиям к своему будущему [2].
Д. А. Микаэлян, изучая процесс готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников, отметила, что комплексное сопровождение необходимо выстраивать с соблюдением следующих этапов: диагностический, организационный, практический и аналитический [4].
В разработанной Д. А. Микаэлян модели эти этапы нашли свое отражение в основных направлениях психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной организации, выделяя следующие: диагностическое, консультативное, развивающее, коррекционное, просветительское, профилактическое [4].
Рассмотрим каждое направление психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Диагностическое направление является первым этапом сопровождения, направлено на выявление готовности к профессиональному самоопределению, определение основных индивидуальных особенностей обучающегося, его способностей, склонностей, особенностей психики. Данное направление служит информационной составляющей в работе педагога. Диагностика может проводиться как в групповой форме, так и в индивидуальной, ее результаты могут быть представлены группе детей, но только в обобщенном виде. Для проведения сопровождения с учетом результатов диагностики их доводят до сведения обучающегося при индивидуальной беседе.
В психолого-педагогической литературе перечислено множество методик, направленных на диагностику готовности к профессиональному самоопределению, на выявление индивидуальных особенностей и способностей.
Консультативное направление сопровождения имеет в своей структуре три дополнительных: консультирование обучающихся, родителей, педагогических работников.
Для обучающихся консультирование предполагает раскрытие результатов диагностики, помощь в выборе направления профессии с учетом индивидуальных особенностей и способностей, а также предполагаемый выбор будущей профессии, составление плана профессионального роста.
Консультирование родителей может проводиться совместно с обучающимися или отдельно. Консультация предполагает донесение до сведения родителей результатов диагностики по способностям и особенностям ребенка, предпочтительные направления для его дальнейшей деятельности.
Консультирование педагогов проводится по запросу или в рамках реализации сопровождения. Педагогам важно знать результаты диагностики ребенка для оказания дальнейшего сопровождения в профессиональном самоопределении. Кроме того, в рамках консультирования совместно с педагогом-психологом могут быть выработаны основные направления деятельности педагогов, обсуждаются формы и методы работы в классе и индивидуальной работы.
Развивающее направление психолого-педагогического сопровождения заключается в определении направлений работы с подростками, составление плана занятий с ними, определение содержания занятий. В развивающем направлении работают и педагоги-психологи, и педагогический коллектив образовательных организаций. В этом направлении взаимодействовать с обучающимися могут не только педагоги в школе, но и педагоги дополнительного образования.
При реализации коррекционного направления сопровождения подростков проводится работа по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута с целью коррекции компетенции обучающегося, сопоставления его способностей и ожиданий. Данное направление требует временного ресурса, носит чаще всего продолжительный характер. В коррекционном направлении работа проводится не только с обучающимися, но и с их родителями. Педагог-психолог может дополнительно проводить работу по оптимизации детско-родительских отношений, поскольку на этапе профессионального самоопределения часто возникают конфликты между обучающимися и их родителями.
Просветительское направление включает в себя занятия, посвященные углубленному изучению особенностей профессий, требованиям, предъявляемым к ним, а также организацию профориентационных экскурсий. В этом направлении работа проводится со всеми субъектами образовательного процесса.
Профилактическое направление подразумевает работу по выявлению и коррекции трудностей в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Реализация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков включает все описанные нами выше направления. Но все они взаимосвязаны между собой, одно направление перетекает в другое, направления должны быть реализованы комплексно. Также и участие в процессе сопровождения должны принимать не только школьные педагоги, но и родители, и педагоги дополнительного образования, и представители профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, можем сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников на этапе профессионального выбора — это целостный и непрерывный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Литература:
- Андреева, Н. А. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения: монография / Н. А. Андреева. — М.: [б. и.], 2022. — 196 с.
- Бобровская, Л. Н. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / Л. Н. Бобровская. — М.: Гостехиздат, 2020. — 414 с.
- Гилева, Е. Н. Жизненное и профессиональное самоопределение молодежи: монография / Е. Н. Гилева. — М.: [б. и.], 2020. — 172 с.
- Микаэлян, Д. А. Психологическое сопровождение формирования старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии [Электронный ресурс]: дисс.... канд. психол. наук: 19.00.07 / Д. А. Микаэлян. — Ставрополь, 2014. — 246 с. — URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01005559925.
- Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие Н. С. Пряжников. — М.: МОДЭК, 2018. — 392 с.