В статье описывается значимость организации предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях на ступени основного и среднего общего образования. Рассматривается происхождение понятия «предпрофильная подготовка», его определение, цели и ключевые функции. Также в работе характеризуются основные направления осуществления предпрофильной подготовки старшеклассников. Делается вывод о том, что данные направления взаимосвязаны друг с другом. В заключении описывается необходимость комплексного подхода к профориентационным мероприятиям как с организационной, так и составной части.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, старшие школьники, профориентация, профессиональный выбор, профиль обучения, направления.
The article describes the importance of organizing pre-profile training in general education institutions at the level of basic and secondary general education. The origin of the concept of «pre-profile training», its definition, goals and key functions are considered. The work also characterizes the main areas of pre-profile training of high school students. It is concluded that these areas are interconnected with each other. The conclusion describes the need for an integrated approach to career guidance activities from both the organizational and component parts.
Keywords: pre-profile training, high school students, career guidance, professional choice, training profile, directions.
Система российского образования вот уже более 20 лет в старших классах выстраивается с учетом разграничения программной нагрузки по профилям. Это говорит о том, что современные школьники имеют возможность по окончанию 9 класса выбрать для себя наиболее подходящее научное направление и изучать его в последующие два года детально с целью качественной подготовки к будущей профессии [3].
Дефиниция «предпрофильная подготовка» на правовом уровне была закреплена с момента введения в действие «Концепции профильного обучения» [4]. Согласно содержанию документа, данные меры позволяют, с одной стороны, соблюдать общеобразовательным учреждениям личностно-ориентированный подход к учащимся, а, с другой — содействовать в полноценной их социализации. На наш взгляд, наиболее полно рассматриваемое в данной статье определение дает И. С. Артюхова: «предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности [1, с. 20]. При этом, автор отмечает, что мероприятия, организованные педагогическим коллективом с целью содействия в формировании у старших школьников осознанного выбора будущей трудовой деятельности, позволяют ученикам легко принять решение о том, какой в 10 классе выбрать профиль обучения [1].
Практика последних лет, а также эмпирические исследования показывают, что благодаря слаженной целенаправленной работе психолога, классных руководителей и администрации школ в рамках предпрофильной подготовки удается достичь значительных результатов. В первую очередь, школьникам легче осваивать образовательную программу, так как был сделан правильный выбор в пользу профиля. Наряду с этим, у многих учащихся формируется четкое мнение о будущей перспективе, складываются устойчивые цели, что позволяет качественно подготовиться к сдаче необходимых для поступления в желанный ВУЗ экзаменов. И, наконец, предпрофильная подготовка способствует снижению числа индивидов, которые обучаясь в высшем учебном заведении отказываются работать по профессии в будущем. Ключевая цель такой подготовки — помочь старшеклассникам быть ответственными и сознательными при совершении действий.
Предпрофильная подготовка включает несколько направлений работы педагогического коллектива:
- Просветительская работа с учащимися старших классов и вовлечение в такую деятельность их членов семей. В данном случае актуальность приобретают консультации, семинары, создание информационных стендов и буклетов, включение участников образовательного процесса в тематические классные вечера и др. Важно доводить до сведения школьников, какие в настоящее время профессии востребованы, насколько заполнен рынок труда, плюсы и минусы выбора конкретного университета (колледжа), рассказывать о специфике конкретной трудовой деятельности и т. д.
- Создание на базе общеобразовательного учреждения специальной профориентационной программы или предоставление возможности школьникам проходить различные предпрофильные курсы. Данный процесс организации предпрофильной подготовки является достаточно творческим. Объясняется это тем, что такие меры в общеобразовательных учреждениях могут быть использованы в различных форматах. Главное, чтобы они привлекали старшеклассников. Так, например, можно разработать программу социального сотрудничества с организациями. Участниками могут стать работодатели, преподаватели университетов, рядовые сотрудники заводов, компаний и т. д. Плюсом такого формата общения с будущими выпускниками школ заключается в том, что практикующие специалисты могут рассказать профессиональные тонкости, пояснить, как осуществляется работа в реальности, какие имеются перспективы на будущее.
Еще один вариант — агитация учеников к посещению дополнительных образовательных организаций, в которых педагоги осуществляют занятия по физико-математическим, гуманитарным, естественно-научным областям. Значимость кружков и секций достаточно высока, так как старшеклассники могут попробовать свои возможности в конкретной профессии и понять, на что они способны. Отметим, что в настоящее время в школах создаются все условия для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся старших классов состоялось. Действуют программы на федеральном уровне, объединяющие детско-юношеские коллективы (РДШ, «Движение первых», «Юнармия», «Большая перемена» и др.).
III. Оказание профессионального сопровождения старшеклассников со стороны педагога-психолога с целью постановки будущих профессиональных целей. В данном случае специалист диагностирует интересы учащихся к трудовым направлениям, определяет круг проблем и придумывает различного рода занятия, тренинги [2]. На основании чего выстраивается программа и формулируются ее перспективы. Необходимо подчеркнуть, что психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном между информационной работой и реализацией профориентационных программ, то есть все три направления предпрофильной подготовки эффективны, если осуществляются в комплексе.
Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что предпрофильная подготовка позволяет ученикам старших классов подойти ответственно к выбору будущей профессии и главное, самостоятельно, с учетом собственных задатков и склонностей. Для достижения результата необходимо, чтобы в процесс такой подготовки были приобщены не только сами старшеклассники, но и их родители, а также преподаватели высших учебных заведений, специалисты муниципальных организаций, компаний и других трудовых объектов.
Литература:
- Артюхова И. С. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов / И. С. Артюхова // Школьный психолог. — 2005. — № 20. — С. 19–30.
- Огановская Е. Ю. Методические рекомендации по реализации предпрофильной подготовки / Е. Ю. Огановская. — Санкт-Петербург: ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2018. — 47 с.
- Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 N 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: https://4schoolstrj.ucoz.ru/proforient/20212022/0_prikaz_ministerstva_obrazovanija_rf_ob_utverzhde.pdf (дата обращения: 20.09.2024)
- Приказ Минпросвещения России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Среднего общего образования» / Под ред. А. А. Фурсенко. — Москва: Просвещение, 2022. — 58 с. — URL: file:///C:/Users/asus/Downloads/FGOS_soo_____17_05_2012_N_413.pdf (дата обращения: 20.09.2024)