Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для перехода на среднюю ступень обучения. В статье раскрывается понятие «личностная готовность» к обучению младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения, выделяются основные компоненты личностной готовности младших школьников к обучению в основной школе. Применяются методы исследования такие, как теоретические: анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблеме исследования.
Ключевые слова: личностная готовность, младшие школьники, адаптация, учебная деятельность, мотивация.
Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном возрасте.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что при переходе в среднее звено младших школьников, сопровождает их еще один важный этап — вступление в подростковый возраст, который называется критическим. Если ребенок личностно не подготовлен к обучению в средней школе, то это влечет негативное отношение к учебной деятельности, может привести к снижению успеваемости и ухудшению психического состояния.
Трудности могут быть связаны с тем, что требования к ученику средней школы значительно отличаются от требований в начальной школе.
Ребенок должен уметь запоминать материал не механически, а с пониманием смысла, уметь аргументировать свой ответ на тот или иной вопрос, логически рассуждать. В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе большие возможности для развития школьника. Особенно большое значение имеют широкие социальные мотивы в процессе обучения — долга, ответственности перед старшими (родителями, членами семьи, учителем). Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Познавательный интерес у большинства детей этого возраста даже к концу обучения в начальных классах остается на низком или средне низком уровне, хотя именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности в начале обучения.
Немаловажно и наличие самой положительной учебной мотивации. Если младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии желания получить пятерку, заслужить похвалу учителя, то в среднем звене школьник должен уметь заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. А большое количество времени, проводимого за подготовкой домашнего задания — к сожалению, только усиливает перегрузку ребёнка. Гораздо эффективнее научить его правильно организовать себя, рационально спланировать подготовку уроков, научить работе с текстом, приёмам запоминания.
Личностная готовность определяется готовностью ребенка к принятию социальной позиции, т. е. принятие прав и обязанностей обучающихся. Это выражается в положительном отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, к самому себе [1].
Готовность к переходу в среднее звено включает в себя три основных параметра:
- Умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;
- Умение общаться со сверстниками;
- Отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.
С точки зрения науки личностное развитие рассматривается как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это значит, что в личности ребенка развивается понимание окружающей действительности и себя самого.
В своих статьях Л.И Божович конкретизирует понятие «внутренняя позиция ребенка» при переходе ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному, обращает внимание, что при поступлении в школу у ребенка появляется стремление «занять новое социальное положение»
Перед подготовкой младших школьников ко второй ступени общего образования стоит задача, охватывающая все сферы жизнедеятельности ученика. Одна из главных задач этой подготовки — развитие личностной готовности к обучению в средней школе, т. к. готовность этого процесса облегчает адаптацию ребенка к новым условиям жизни, а ее мониторинг позволяет педагогическому работнику вовремя скорректировать развитие ее отдельных характеристик, обеспечивая благоприятный переход в среднее звено.
Ряд исследователей Ш.А Амонашвили, Л.С., Выготский., Т.Н Князева, считают его «сложным, имеющим свою специфику и оказывающим влияние на развитие личности». Переход от одной ступени к другой представляет для ребенка целый ряд трудностей, обусловленных рядом факторов: психологическая перестройка личности ребенка, сопровождающаяся изменением его отношений с окружающими; смена коллектива; изменение требований к ребенку со стороны взрослого; изменения в организации образовательного процесса, связанные с переходом учащихся на новую ступень обучения; изменение учебной нагрузки в связи с переходом на более высокий уровень обучения.
Для того чтобы соответствовать требованиям выпускника начальной школы по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту должны соблюдаться такие условия, как принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, помощь и поддержка в становлении и развитии школьника в период обучения в начальной школе, создание комфортной образовательной среды. Ведь комфортное обучение школьника ведет к дальнейшим успехам в учебной деятельности и к психическому здоровью.
Таким образом, личностная готовность — это многокомпонентная структура, включающая знания, умения, навыки, потребности, мировоззренческие позиции, целенаправленную включенность, осознание задачи и результата деятельности, ее регуляцию и т. д. Личностная готовность к обучению в школе отражает желание ребенка учиться, выполнять обязанности, общаться, его познавательное отношение к окружающей среде, эмоциональное и волевое развитие психики.
Литература:
- Зеленова, М. С. Влияние самооценки на личностное развитие младших школьников с общим недоразвитием речи / М. С. Зеленова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 26–27 апреля 2018 года. — Екатеринбург: Без издательства, 2018. — С. 263–266.
- Кодермятов, Р. Э. К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, Е. В. Павловская // Молодой ученый. — 2015. — № 11(91). — С. 1733–1736
- Коновал, А. П. Личностное развитие младшего школьника / А. П. Коновал // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: Материалы Международной электронной научно-практической конференции, Донецк, 02–31 октября 2017 года / Под редакцией А. И. Чернышева, Т. Б. Волобуевой, Ю. А. Романенко [и др.]. Том 4. — Донецк: «Истоки», 2017. — С. 148–151.
- Митина, Г. В. Личностная готовность педагогов к сопровождению социализации младших школьников / Г. В. Митина // Образование и общество. — 2013. — № 1(78). — С. 43–46.
- Ладыженская, В. Е. Формирование личностной готовности младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения / В. Е. Ладыженская, С. Д. Цыдыпова // Наука и инновации — современные концепции: Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 05 мая 2023 года / Отв. редактор Д. Р. Хисматуллин. — Москва: Инфинити, 2023. — С. 66–69.
- Лебедева, С. И. Условия психического и личностного развития младших школьников / С. И. Лебедева // Современная образовательная среда: теория и практика: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30 апреля 2019 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. — С. 16–18.
- Пенкрат, И. В. Особенности словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и детей группы риска / И. В. Пенкрат // Студенческий вестник. — 2023. — № 11–2(250). — С. 44–45.