К вопросу об эффективном функционировании систем управления охраной труда и методик анализа рисков производственного травматизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 2297 раз

Библиографическое описание:

Ольшевский, Н. А. К вопросу об эффективном функционировании систем управления охраной труда и методик анализа рисков производственного травматизма / Н. А. Ольшевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6651/ (дата обращения: 16.12.2024).


Организации всех форм собственности заинтересованы в создании эффективного управления, которое не может быть достигнуто без внедрения систем управления охраной труда (СУОТ). Эффективное функционирование системы управления охраной труда обеспечивает выполнение в полном объеме требований трудового законодательства [1,2]. Кроме того, СУОТ создает условия для снижения затрат работодателя в сфере охраны труда, оптимизации административных, управленческих и социальных рисков работодателя, сокращения количества работников, занятых во вредных условиях труда, снижения случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Государственными стандартами [3,4] установлены общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию СУОТ. Вместе с тем, для организаций, на которых уже созданы системы управления охраной труда, представляется актуальным установить базовые требования эффективного функционирования СУОТ и методик анализа рисков производственного травматизма.

Базовые требования эффективного функционирования СУОТ могут применяться к организациям всех форм собственности, в том числе к привлеченным ими подрядным организациям, поставщикам, иным участникам гражданско-правовых отношений (далее — субъекты системы управления охраной труда) при обеспечении ими эффективного функционирования СУОТ как способности предупреждать нарушения требований трудового законодательства, правил охраны труда, санитарных норм и правил, иных нормативных правовых актов при взаимодействии субъектов системы управления охраной труда (далее — нарушения надлежащего функционирования СУОТ), а также корректировать надлежащее функционирование СУОТ в случае инцидентов, повлекших за собой производственный травматизм.

В целях обеспечения заданной эффективности управления организации, действующие в системе управления охраной труда, устанавливают порядок осуществления субъектами системы управления охраной труда скоординированной деятельности, направленной на достижение, подтверждение и поддержание приемлемого уровня рисков нарушения СУОТ, под которыми понимаются присущие функционированию системы управления охраной труда типичные возможности невыполнения, ненадлежащего выполнения правил и требований охраны труда участниками системы управления охраной труда вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования системы управления охраной труда (далее − факторы риска нарушения СУОТ).

Организации, действующие в системе управления охраной труда, осуществляют управление рисками нарушения СУОТ, включающее: установление приемлемого уровня рисков нарушения СУОТ; анализ рисков нарушения СУОТ (выявление факторов риска нарушения СУОТ; определение степени и характера влияния указанных факторов на СУОТ; оценку достигнутого уровня рисков нарушения СУОТ, под которым понимается размер возможного ущерба, причиняемого организациям, вследствие нарушений надлежащего функционирования системы управления охраной труда, с учетом вероятности возникновения указанных нарушений в течение прогнозируемого периода времени; подтверждение соответствия достигнутого уровня рисков производственного травматизма установленному приемлемому уровню рисков нарушения СУОТ); принятие мер, необходимых для достижения или поддержания приемлемого уровня рисков производственного травматизма; выявление текущих изменений достигнутого уровня риска нарушения СУОТ (далее − мониторинг рисков нарушения СУОТ); информационное взаимодействие субъектов системы управления охраной труда в целях управления рисками нарушения СУОТ.

В целях регламентации порядка обеспечения СУОТ участники системы управления охраной труда с учетом особенностей функционирования системы управления охраной труда (включая используемые процедуры оценки и расчета, применяемые для получения информации о состоянии условий и охраны труда в организации, характер и масштабы мероприятий по охране труда) должны определить: организационные аспекты взаимодействия субъектов системы управления охраной труда при осуществлении деятельности по обеспечению СУОТ; требования к содержанию деятельности по обеспечению СУОТ, осуществляемой участником системы управления охраной труда; порядок информационного взаимодействия субъектов системы управления охраной труда и документационного обеспечения их деятельности по обеспечению СУОТ.

Организационные аспекты взаимодействия субъектов системы управления охраной труда при осуществлении деятельности по обеспечению СУОТ включают: организационную модель управления рисками производственного травматизма в системе охраны труда; определение субъекта системы управления охраной труда (участника системы управления охраной труда в соответствии с организационной моделью управления рисками производственного травматизма), осуществляющего координацию деятельности субъектов системы управления охраной труда по обеспечению СУОТ; порядок и формы координации деятельности субъектов системы управления охраной труда по обеспечению СУОТ и реализации ими мероприятий управления рисками (далее — МУР) в системе охраны труда; порядок и формы осуществления контроля за соблюдением участниками системы управления охраной труда порядка обеспечения СУОТ; обязанности каждого из привлеченных участников системы управления охраной труда по обеспечению эффективного функционирования системы управления охраной труда, предоставляемых им другим участникам системы управления охраной труда, а также по организации управления рисками нарушения СУОТ в части полномочий, делегированных ему участником системы управления охраной труда; разграничение ответственности и полномочий между субъектами системы управления охраной труда по осуществлению управления рисками нарушения СУОТ, в том числе обязанности участника системы управления охраной труда; порядок оценки эффективности МУР, системы управления охраной труда в целях ее совершенствования.

Требования к содержанию деятельности по обеспечению СУОТ, осуществляемой участником системы управления охраной труда, могут включать: требования к детализации приемлемого уровня рисков нарушения СУОТ в разрезе категорий субъектов системы управления охраной труда: по видам работ и по видам участия в системе охраны труда; порядок разработки, применения и оценки эффективности методик анализа рисков производственного травматизма, требования к оформлению и проверке результатов анализа; порядок оценки качества и надежности функционирования системы управления охраной труда, организационных и технологических средств, применяемых участниками системы управления охраной труда; порядок выбора и реализации мероприятий и способов достижения и поддержания приемлемого уровня рисков нарушения СУОТ, порядок оценки их эффективности и совершенствования; требования к мониторингу рисков нарушения СУОТ; требования к планам обеспечения непрерывности деятельности участников системы управления охраной труда.

Порядок информационного взаимодействия субъектов системы управления охраной труда и документационного обеспечения их деятельности по обеспечению СУОТ может включать: перечень документов, используемых субъектами системы управления охраной труда при осуществлении деятельности по обеспечению СУОТ и порядок их составления; порядок информирования руководства организации о событиях, инцидентах, вызвавших спорные, нестандартные и чрезвычайные ситуации, результатах расследования указанных событий, анализа их причин и последствий; порядок информирования участника системы управления охраной труда о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств других участников системы управления охраной труда; порядок сбора, документирования и статистической обработки первичной информации о функционировании системы управления охраной труда.

Первичная информация об эффективном функционировании системы управления охраной труда может включать: информацию о времени приема к исполнению, исполнения приказов, распоряжений, инструкций, планов, графиков участников системы управления охраной труда об осуществлении мероприятий по охране труда (в том числе по каждому участнику системы управления охраной труда, финансирующему мероприятия по охране труда); информацию о размерах денежных средств на мероприятия по охране труда; информацию об использовании и возмещении средств Фонда социального страхования, обеспечения, предусмотренного правилами обязательного страхования от несчастных случаев на производстве участникам системы управления охраной труда; иную информацию о функционировании системы управления охраной труда, предусмотренную требованиями и правилами охраны труда.

Деятельность по обеспечению СУОТ осуществляется субъектами системы управления охраной труда в соответствии с порядком обеспечения СУОТ и контролируется руководством организации через службу охраны труда.

Субъекты системы управления охраной труда организуют деятельность по реализации порядка обеспечения СУОТ в рамках внутренних систем управления рисками своей деятельности.

Руководством организаций, не имеющих в штатном расписании служб или специалистов по охране труда, в целях обеспечения СУОТ определяются лица или структурные подразделения, ответственные за осуществление деятельности, предусмотренной порядком обеспечения СУОТ.

Руководством организаций определяются также показатели СУОТ для использования в целях: анализа рисков нарушения СУОТ; описания профиля рисков нарушения СУОТ; выбора или пересмотра мер, необходимых для достижения или поддержания приемлемого уровня рисков нарушения СУОТ, и идентификации субъекта (категории субъектов) системы управления охраной труда, ответственного (ответственных) за их реализацию.

Руководством организации и/или службой охраны труда могут определяться как количественные, так и качественные показатели СУОТ, характеризующие как уровень, так и изменения уровня риска нарушения СУОТ.

К показателям эффективного функционирования СУОТ относятся: коэффициент частоты производственного травматизма; коэффициент тяжести производственного травматизма; коэффициент нетрудоспособности; коэффициент экономического травматизма.

Иные показатели эффективного функционирования СУОТ могут дополнительно определяться руководителем организации в соответствии с составом факторов риска нарушения СУОТ, к которым могут относиться: способы управления системой охраны труда и обеспечения исполнения обязательств участников системы управления охраной труда, предусмотренные правилами охраны труда, иными нормативными правовыми актами с учетом критериев участия в системе управления охраной труда, в том числе касающихся финансового состояния, технологического обеспечения участников системы управления охраной труда; зависимость общего управления организацией от системы управления охраной труда участников СУОТ.

Для каждого устанавливаемого показателя эффективного функционирования СУОТ следует определять процедуру и методику его формирования на основе первичной информации о функционировании системы управления охраной труда и сведений о факторах риска нарушения СУОТ.

Методики анализа рисков производственного травматизма в системе охраны труда должны обеспечивать: описание профиля рисков нарушения СУОТ как структурированного перечня выявленных факторов риска нарушения СУОТ с указанием сопоставленных им категорий субъектов системы управления охраной труда, характера и степени влияния, оказываемого на СУОТ, возможных форм или сценариев их проявления; выявление закономерностей эффективного функционирования системы управления охраной труда на основе статистического или сценарного анализа функционирования системы управления охраной труда; выявление возможностей нарушений надлежащего функционирования системы управления охраной труда, разделение указанных нарушений на не оказывающие и оказывающие влияние на эффективное функционирование СУОТ, в том числе приводящие к случаям производственного травматизма; формирование оценки достигнутого уровня рисков нарушения СУОТ; выявление изменений достигнутого уровня рисков нарушения СУОТ и профиля рисков нарушения СУОТ; определение приемлемого уровня риска нарушения СУОТ.

Порядок обеспечения эффективного функционирования СУОТ в организации системы управления охраной труда устанавливается правилами охраны труда, определяемыми нормативными правовыми актами по охране труда, внутренними правилами субъектов системы управления охраной труда.

Для обеспечения эффективного функционирования СУОТ субъекты системы управления охраной труда должны обеспечивать непрерывную регламентацию порядка обеспечения функционирования СУОТ, организовывать деятельность по реализации установленного порядка обеспечения СУОТ, определять показатели СУОТ, использовать методики анализа рисков производственного травматизма в действующей системе управления охраной труда.


Литература:

  1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001, № 197-ФЗ, гл. 10

  2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002, N 184-ФЗ

  3. ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации»

  4. ГОСТ Р 12.0.007–2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»




Основные термины (генерируются автоматически): охрана труда, эффективное функционирование, производственный травматизм, система управления, субъект системы управления, риск нарушения, функционирование системы управления, методика анализа рисков, правило охраны труда, приемлемый уровень рисков нарушения.


Похожие статьи

К вопросу о научно-методическом обеспечении развития кадрового потенциала автомобильного кластера

К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества в образовательном учреждении

К вопросу о статистическом оценивании качества жизни населения г. Севастополя (на примере состояния дорожного покрытия)

К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся

К вопросу о перспективах использования труда дистанционных работников в управлении персоналом органов государственной власти правоохранительной направленности

К вопросу разработки эффективных подходов в работе с различными проявлениями девиантного поведения личности

К вопросу совершенствования понятийного аппарата законодательства о контрактной системе

К вопросу об источниках и формах правового регулирования государственно-частного партнерства

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Похожие статьи

К вопросу о научно-методическом обеспечении развития кадрового потенциала автомобильного кластера

К вопросу о стратегии развития дошкольной образовательной организации в современных условиях

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества в образовательном учреждении

К вопросу о статистическом оценивании качества жизни населения г. Севастополя (на примере состояния дорожного покрытия)

К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся

К вопросу о перспективах использования труда дистанционных работников в управлении персоналом органов государственной власти правоохранительной направленности

К вопросу разработки эффективных подходов в работе с различными проявлениями девиантного поведения личности

К вопросу совершенствования понятийного аппарата законодательства о контрактной системе

К вопросу об источниках и формах правового регулирования государственно-частного партнерства

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Задать вопрос